«Я в рабочие пойду – пусть меня научат»
Подготовка квалифицированных рабочих кадров – задача законодательной и исполнительной власти
Крановщик дядя Леня – работящий, умный, и супруга у него под стать, и дом – полная чаша. А к чаше – полки во всю стену с книгами, включая «Библиотеку всемирной литературы». Насчет ситуации в стране и на международной арене у него собственная точка зрения. Выйдя на пенсию, изучил украинский язык и приступил к английскому. Вот такой дядя Леня – рабочий человек.
Когда-то известный советский певец Марк Бернес пел о том, что «нет на свете выше звания, чем рабочий человек». Факт для размышления: более тысячи вакансий в Тюменском районе остаются открытыми (причем число официально зарегистрированных безработных в два раза меньше). Особенно нужны специалисты сельского хозяйства, рабочих профессий и бюджетной сферы.
– Давно пора серьезно подойти к решению вопроса подготовки квалифицированных рабочих кадров, – считает председатель комитета по социальной политике Тюменской областной Думы Владимир Столяров.
Предлагаем вниманию читателей интервью на эту актуальную тему.
– Владимир Алексеевич, во время перестройки страна почему-то перестала обращать внимание на рабочих и занялась массовой подготовкой менеджеров. Неужели спрос родил предложение?
– В переводе на русский язык менеджер – это управленец. Но чтобы управлять, необходим большой багаж знаний, солидный опыт работы, дополнительное образование.
Уже подготовили кандидатов и докторов неизвестно каких наук. А где прорыв в науке, культуре, экономике? Пока приходится опираться на то, что сделано до перестройки. Чтобы стать генералом, нужно пойти в солдаты. Из сознания общества стирается представление о том, что квалифицированный рабочий – это человек, который обеспечивает не только развитие экономики, но и достойный уровень жизни своей семьи. Обидно, что ни в средствах массовой информации, ни в кинематографе даже намека нет на позитивную оценку рабочего человека и его труда.
Раньше высококвалифицированных рабочих выпускали профессионально-технические училища, теперь их называют училищами с начальной профессиональной подготовкой. Недавно в рамках выездного заседания комитета по социальной политике депутаты побывали в профессиональном училище № 34, № 50 и в Западно-Сибирском государственном колледже. Увидели прекрасно оборудованные лаборатории и классы, пообщались с квалифицированными преподавателями и мастерами. Что беспокоит? Училище готовит специалистов только треть-его разряда. Что такое третий разряд, например, у электрика, слесаря или сварщика? Всего лишь азы специальности плюс надежда на то, что потом на производстве выучится и, может быть, станет квалифицированным специалистом. В свое время я окончил техникум. У нас была годичная практика, совмещенная с учебой, после которой получил пятый разряд электрика. Это высокий уровень, который позволил сразу пойти на производство как специалист.
На уровне государства есть понимание того, что без квалифицированных рабочих невозможно развивать экономику. Нужно не только говорить об этом, но и предпринимать конкретные шаги.
– Что делается в этом направлении в регионе?
– В Тюменской области сохранены и находятся в прекрасном состоянии училища. Опытные специалисты, работающие на производстве, передают опыт. Многое делается для того, чтобы к составлению программ, к обу-чению кадров привлекались специалисты реального производства, заинтересованные в подготовке конкретных специалистов. Между работодателем, учащимся и училищем заключается соглашение, где указывается период отработки выпускника на предприятии. За счет средств областного бюджета проводится стажировка выпускников училищ, во время которой они закрепляют полученные знания на практике.
В регионе действует долгосрочная программа развития образования и в целом немало сделано для подготовки квалифицированных кадров. Для обеспечения качественного профессионального образования, которое бы удовлетворяло требованиям работодателей, в образовательных учреждениях области проведена модернизация материальной базы. Создано шесть ресурсных центров профессионального образования, которые работают с предприятиями по организации производственной практики, взаимодействуют с центрами занятости по вопросам профессиональной подготовки и переподготовки. Развивается взаимовыгодное сотрудничество с работодателями, идет отработка новых форм участия в формировании прог-рамм обучения, реализация механизма государственного заказа, связанного с подготовкой рабочих кадров в строительстве, промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, ЖКХ. В соответствии с госзаказом доля рабочих кадров увеличена.
Отрадно, что идет комплексная работа власти всех уровней, образовательных учреждений, бизнес-структур, потому что подготовка кадров – основа развития бизнеса, экономики и региона в целом. Тем не менее нужно активнее проводить профессиональную ориентацию молодежи в соответствии со спросом на те или иные специальности на рынке труда. Еще раз подчеркну: какой смысл готовить специалиста, который не будет востребован. А между тем в настоящее время не хватает электриков пятого или шестого разряда, каменщиков. Сложно найти хорошего сварщика, труд которого достойно оплачивается (от 50-ти до 80-ти тысяч руб-лей и выше).
– Девушки, выходите замуж за сварщиков и электриков?
– Конечно! Но и девушки неплохо зарабатывают. Как-то на одном из тюменских предприятий разговорился с токарем: она живет в Кургане и работает вахтовым методом.
Зарплата – больше 30-ти тысяч рублей. То есть не надо пять лет учиться на менеджера, чтобы потом зарабатывать 12 тысяч рублей. Кстати, хороший токарь – тоже редкость.
Считаю совершенно правильным, что государственный заказ обратился не в сторону менеджеров или юристов, а к тем специальностям, которые требуются на производстве, в сельском хозяйстве. Только нельзя забывать о качестве подготовки кадров. Уже есть предприятия, которые оплачивают учебу молодого человека и гарантируют ему рабочее место с условием, что он впоследствии отработает на производстве три года. Это предприятия нефтяного и газового сектора, сельского хозяйства, строительные организации. В соответствии с госзаказом готовят механизаторов, агрономов, зоотехников, медперсонал и т. д. Уверен, что выбранное направление позволит обеспечивать регион хорошими специалистами.
– Что еще на ваш взгляд требуется сделать?
– Чтобы цепочка не прерывалась, нужна пропаганда рабочих специальностей, дни открытых дверей в училищах, рассказы о рабочих профессиях в средствах массовой информации. Необходима пропаганда положительного имиджа человека труда. А кого показываем? Прожигателей жизни, обсуждающих, кто с кем развелся, кто за кого вышел замуж... Телеканалы, кинематограф соревнуются между собой, какими еще «звездунами» или попсой поразить зрителя. Кто станет модернизировать страну, если не будет ни инженеров, ни рабочих? Например, автопарк в регионе растет, а квалифицированные автомеханики в дефиците. И техника сейчас другая – нужно не только работать гаечным ключом и монтировкой, но и знать электронику. Так почему бы не рассказывать с экрана или в газетах о таких людях, которые стали бы проводниками знаний и ценностей рабочей профессии?
– Боюсь, теперь редко кто из школьников скажет, что собирается в училище.
– Раньше учились не за деньги, выдержав конкурс в высшее учебное заведение – 7–12 человек на место. То есть поступали лучшие из лучших. Конкурсы были в техникумах, в училища ребята шли с желанием. Система обучения работала четко. В школах проводилась начальная профессиональная подготовка, ученики в реальных производственных условиях сдавали на разряд рабочего. Например, нас учили делать табуретки, пользоваться слесарным инструментом, разбираться в автомобиле (при школе был свой автомобиль и преподавалось автодело), девочек учили шить, готовить. Теперь в школе только дают знания – в федеральном законе об образовании не прописан порядок начального профессионального образования. Но ведь не все могут быть инженерами, политиками, начальниками и директорами. Убежден: квалифицированный рабочий – одна из основ реального производства. Чтобы модернизировать страну, требуются модернизаторы. Без реального производства рассчитывать на улучшение жизни невозможно.
– Уважение к рабочей профессии было велико. Например, о моем отце, помощнике машиниста и потом машинисте, не раз писали в газете, он был депутатом.
– Действительно, рабочих славили, высоко ценили за их труд. Никто не стеснялся, что работал токарем, слесарем и т. д.
Например, после школы из-за возраста меня не брали на работу, так я даже в прокуратуру обратился. В итоге пошел на стройку штукатуром, поступил в техникум, после чего стал быстро продвигаться по карьерной лестнице. Причем без протекции, видимо, потому что голова и руки были на месте. Поступил в институт. На нашем курсе все учились после техникума, один пришел после училища, которое окончил с отличием. Зная производство, которое потребовало дополнительных знаний, мы окончательно утвердились в выборе профессии.
Менеджеру без конкретной специальности, без знания реального производства сложно найти работу. Поэтому вынуждены устраиваться продавцами, секретарями, делопроизводителями и т. д. Спрашивается, ради чего потратили время и деньги? Погоня за дипломом о высшем образовании еще не гарантия трудоустройства и хорошей зарплаты. Необходим перелом и в сознании родителей, которые оплачивают учебу в вузах своих чад и тем самым продлевают им детство.
В итоге еще раз подчеркну, что необходимо сломать сложившиеся стереотипы, переформатировать общественное сознание и развернуть его в сторону рабочего человека. Рабочие профессии – это хорошая зарплата и достойное положение в обществе. Не за горами вступительные экзамены – хотел бы посоветовать выпускникам (и их родителям) беспристрастно оценить полученный в школе багаж знаний и способности. Следует исходить не из моды на те или иные профессии, не из возможностей родительского кошелька, а из понимания того, где можно достичь максимального результата собственными усилиями.