Кодекс Николая Чукмалдина
Об опыте успешных деятелей торгово-промышленного мира дореволюционного прошлого России – наших земляках, представлявших в Сибири капитализм с «человеческим лицом»
Не случайно в этом ряду первым выбран Николай Чукмалдин, уроженец села Кулаково. Ему не присваивалось звание почетного гражданина Тюмени, но по фактическим заслугам перед городом он таковым, несомненно, является. Добрые дела Николая Мартиниановича широко известны, в настоящее время к изданию готовится книга о нем.
Кулаковская церковь
Прежде чем перейти непосредственно к самой теме, хотелось бы поделиться с читателями впечатлениями от самых последних событий, связанных с именем Николая Чукмалдина.
Рано утром 22 мая 2011 года ехал на службу в село Кулаково, в церковь, построенную на средства Николая Мартиниановича. Самому ему не довелось на нее полюбоваться, ровно 110 лет назад по этой дороге кулаковские крестьяне, впрягшись в телегу вместо лошадей, везли гроб с телом Чукмалдина. В тот же день состоялось освящение храма во имя святителя Николая Чудотворца, там же в склепе поместили и гроб с телом покойного.
Много что произошло за этот век с лишним: храм закрыли, над телом благотворителя надругались, до сих пор точно не известно место захоронения, поэтому то, что происходит, воспринимается как чудо. В 1999 году началось восстановление храма, сейчас оно завершено, нашлись благотворители. По инициативе директора информационно-библиотечного центра Тюменского госуниверситета Александра Еманова в ноябре 2010 года успешно прошли Чукмалдинские чтения, в ноябре планируется проведение вторых чтений. Но самое главное – кулаковцы помнят и почитают выдающегося земляка, причем без каких-либо инициатив сверху. Подтверждение этому прозвучало и в проповеди настоятеля храма отца Григория (22 мая пришлось на праздник святителя Николая Чудотворца).
Известно утверждение, что все уставы для военнослужащих написаны кровью. Подразумевается, что элементарные, на первый взгляд, требования, изложенные в этих законах воинской жизни, появились в результате тяжелого, нередко трагического опыта.
В этой связи устав, своего рода кодекс предпринимателя Николая Чукмалдина, представляет несомненный интерес не только как характеризующий его документ, но и как пособие для современных бизнесменов. Хотя в действительности такого регламента не существовало, но изучение доступных нам за авторством Николая Чукмалдина материалов, в которых отложился его богатый предпринимательский опыт – воспоминаний, газетных статей, эпистолярного наследия, позволяет сформулировать его основные положения.
Находчивость и честная энергия
Чукмалдин торговал и наживал деньги словно не для себя, а по чьему-то поручению или доверенности. Он отдавал какой-то великий долг своей земле, которая его обогащала, щедро платя за находчивость и честную энергию. Такие дельцы и вместе с тем праведники в нашей русской жизни встречаются, и влияние их на все окружающее самое благотворное.
Какие же правила сформулировал, исходя из собственного опыта, испытавший и неудачи в предпринимательстве, и заведомый обман, и экономические кризисы, начавший собственное дело с нуля паренек из деревни Кулаково, не имевший образования, но при этом учившийся всю жизнь?
«Кто не дорожит репутацией и не думает о будущем, для того обман другого в целях барыша всегда выгоден и заманчив. Он ясно сознает, подделывая тот или иной товар, устраивая тот или иной фокус надувательства, что все это узнается впоследствии, но узнается тогда, когда получил уже деньги и взыскать с него за это нет возможности. Им, видимо,
руководит правило: только бы захватить деньги, а там «хоть трава не расти».
Этот эпизод, со мной случи-вшийся, принес мне несколько горьких часов, не столько из-за денежного убытка, сколько из-за того, что заставил меня сгореть от стыда перед покупателем, подумавшим, что я, продав ему шерсть яловую, намеренно сдаю смесь яловой с кониной. Ведь покупателю совсем нет дела до того, что я сам обманутый человек, и он резонно говорит, что я продал ему шерсть яловую и обязан сдать такую, а не конину, смешанную с яловой. Что вы можете в подобных случаях сказать в оправдание, как не подчиниться его праву, какие бы сами ни испытывали при этом нравственные страдания, проклиная продавца, вас обманувшего, и упрекая себя в наивности и недостаточном знании товара?»
Выводы, сделанные Чукмалдиным из этой истории, представляют несомненный интерес для начинающих предпринимателей: «Всякая торговля, какова бы она ни была, основана именно на товароведении и способах покупки и продажи товара, а поэтому составляет самое существенное в любой отрасли промышленности».
Не опускай руки, не бросай дело!
В 1871 году Чукмалдин, уже наживший немалый капитал – около 70000 рублей, оказался на грани банкротства. Компаньон, воспользовавшись его отъездом в первое заграничное путешествие, использовал половину состояния на развитие собственного завода, искренне надеясь, что рассчитается с отпускником товарами собственного производства. Продукция оказалась плохого качества, и в итоге образовался значительный убыток. В то же время отправленная Чукмалдиным партия крахмала на Нижегородскую ярмарку в результате
аварии на Каме полностью утонула. Страхования товаров в пути в то время еще не существовало, и даже то, что половину убытков взял на себя пароходовладелец, Чукмалдина не спасало. Воспоминания Николая Чукмалдина об этом периоде во многом напоминают события кризисного 2008 года, когда в подобной ситуации оказались тысячи предпринимателей: «Те лица и учреждения, которые до сих пор давали мне свободно доверие и кредит, быстро изменили отношение, лишив меня и того, и другого. Я сделался мнительным, раздражительным и считал себя чуть ли не вконец разоренным. Аппетита и сна не было, ходил целые ночи напролет из комнаты в комнату, не находя себе покоя и выхода из гнетущей тоски. Не боязнь разориться и стать снова бедняком сокрушала меня, а страдало больше всего мое самолюбие».
Продолжение следует