Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как николаевская «Заря» над Тюменской землей взошла

Слушать новость
Как николаевская «Заря» над Тюменской землей взошла. .

Наиболее ярким примером экономического сотрудничества тюменских производственников с украинскими партнерами является предприятие с иностранными инвестициями «Газтурбосервис». В середине 1990-х годов его учредили одна из дочерних структур ОАО «Газпром», крупнейшее машиностроительное объединение Тюмени и предприятие «Зоря» из украинского города Николаева.

Пример яркий, но… чуть ли не единственный для Сибирского региона. Почему? Точку зрения на этот и другие вопросы по просьбе корреспондента издания изложил генеральный директор открытого акционерного общества «ПИИ «Газтурбосервис» Владимир Немков.

-- Владимир Алексеевич, напомните, пожалуйста, об истории предприятия.

-- В конце текущего года «Газтурбосервис» будет отмечать уже свое 15-летие. Идея его создания родилась в 1995 году, а 1 ноября 1996-го ОАО «Тюменские моторостроители», ООО «Сургутгазпром» (ныне «Газпром трансгаз Сургут») и украинское предприятие «Зоря» (ныне «Зоря -- Машпроект») подписали все учредительные документы. Прошедшие 15 лет позволяют говорить, что совместное предприятие выдержало испытание временем.

-- Что послужило предпосылками для этого?

-- Опыт показывает, что совместное предприятие может существовать только при условии, что интересы всех сторон учитываются и подкрепляются какой-то выгодой. В противном случае организация нежизнеспособна, она закрывается. Таких примеров было очень много в начале 90-х годов. Я являюсь президентом Тюменской областной ассоциации предприятий с иностранными инвестициями, поэтому могу сказать, что совместное российско-украинское предприятие в регионе только одно, наше. Есть несколько торговых структур, но они просто занимаются поставками товаров из Украины в Тюменскую область или наоборот.

-- Может быть, все объясняется спецификой «Газтурбосервиса», его причастностью к газовой отрасли?

-- Да, это нельзя сбрасывать со счетов, но я убежден, что совместных российско-украинских или украинско-российских предприятий производственного направления должны быть тысячи. Потому что наша экономика во времена Советского Союза была полностью интегрирована друг с другом. Даже сейчас какое серьезное техническое изделие не возьми, образно говоря, там если болт российский, то гайка украинская, а если болт украинский, то гайка обязательно российская.

-- В чем же причина отсутствия совместных предприятий?

-- Это говорит о том, что не все, наверное, было сделано на правительственном уровне, во взаимоотношениях между двумя странами, чтобы такое движении получило развитие. Мы ведь при создании не пользовались никакими льготами ни со стороны правительства России, ни со стороны правительства Украины. Только с препятствиями встречаемся. Например, выплачиваем украинской стороне дивиденды, а там налоговое законодательство создает такие препоны, что партнеры чуть ли не готовы отказаться от денежных поступлений.

-- Возвращаясь к истории создания «Газтурбосервиса», чем можно объяснить то, что предприятие было создано именно в Тюмени?

-- Есть несколько причин. Во-первых, наше предприятие, занимавшееся строительством и ремонтом авиационных двигателей, в первой половине 90-х годов лишилось оборонного заказа. Во-вторых, появилась граница между Россией и Украиной, которая стала препятствовать перемещению грузов. В-третьих, для украинской стороны, владевшей всей документацией и технологиями производства газотурбинных двигателей, появилась опасность, что она лишится заказов «Газпрома». Потому что на рынок вышло множество сильнейших зарубежных компаний, готовых конкурировать в аналогичном производстве.

-- А в советское время украинское производство составляло внушительную долю в обеспечении оборудованием газотранспортной системы Союза?

-- Да, четверть всего газа на магистральных газопроводах перекачивалась двигателями украинского производства. Если бы не создание нашего предприятия, то процент наверняка бы снизился. Сейчас, по крайней мере, за прошедшие годы этого не произошло.

-- То есть взаимопонимание с партнерами возникло сразу?

-- Поначалу, не буду скрывать, чувствовалось некоторое напряжение -- мол, россияне работу отбирают. Сейчас у украинских партнеров прогрессивное руководство, которое понимает, что без совместного предприятия, обеспечивающего для них базу в России, им было бы гораздо сложнее. Сложнее работать на рынке «Газпрома», удерживать свою долю на нем.

-- Из чего сложились взносы ваших российских и украинских учредителей?

-- Производственную базу предоставило ОАО «Тюменские моторостроители», деньги для того, чтобы могло начаться создание «Газтурбосервиса», дал «Газпром». Николаевское предприятие «Зоря» предоставила то, без чего нельзя было работать, -- документацию на ремонт одного из первых газотурбинных двигателей, которые мы начали делать. В дальнейшем мы уже приобретали у украинских партнеров лицензии и документацию на ремонт последующих типов двигателей. Сейчас практически всю номенклатуру машин украинского производства мы освоили.

-- При современных средствах связи уже, наверное, отпала необходимость в непосредственном общении тюменцев с николаевцами?

-- Ну почему же? У нас регулярно происходят заседания совета директоров, собрания акционеров. Достаточно сказать, что председатель ревизионной комиссии «Газтурбосервиса» на протяжении всех 15 лет -- это представитель украинской стороны. Все возникающие вопросы обсуждаются и решаются на паритетной основе.

-- Как бы вы сформулировали значение совместного российско-украинского предприятия для экономики Тюменской области и России?

-- Благодаря созданию «Газтурбосервиса» Тюменский моторный завод -- это одно из немногих оборонных предприятий России, которое, потеряв военные заказы, перешло на конверсионные технологии производства и сохранило производство газотурбинной техники. Не дай бог что-то случится, по большому счету мы в любой момент готовы снова начать работать на нужды обороны страны.

-- А вы можете сказать, учитываются ли интересы тюменских товаропроизводителей органами власти?

-- Я могу сравнивать с другими регионами, потому что вижу, общаюсь с друзьями и коллегами. В правительстве Тюменской области, надо отдать ему должное, очень серьезно относятся к проблемам развития машиностроения. Я по себе это чувствую -- и по вниманию, и по материальной поддержке. Мы несколько лет пользовались компенсацией кредитных расходов, и это помогло в некоторые трудные моменты поддержать конкурентоспособность и выстоять.

-- Если же говорить об инвестиционной политике области, то могут ли потенциальные украинские партнеры рассчитывать здесь на помощь и поддержку?

-- Естественно. В Тюменской области создается и поддерживается режим наибольшего благоприятствования работе инвесторов. И успехи налицо, об этом не может быть двух мнений.

Наиболее ярким примером экономического сотрудничества тюменских производственников с украинскими партнерами является предприятие с иностранными инвестициями «Газтурбосервис». В середине 1990-х годов его учредили одна из дочерних структур ОАО «Газпром», крупнейшее машиностроительное объединение Тюмени и предприятие «Зоря» из украинского города Николаева.

Пример яркий, но… чуть ли не единственный для Сибирского региона. Почему? Точку зрения на этот и другие вопросы по просьбе корреспондента издания изложил генеральный директор открытого акционерного общества «ПИИ «Газтурбосервис» Владимир Немков.

-- Владимир Алексеевич, напомните, пожалуйста, об истории предприятия.

-- В конце текущего года «Газтурбосервис» будет отмечать уже свое 15-летие. Идея его создания родилась в 1995 году, а 1 ноября 1996-го ОАО «Тюменские моторостроители», ООО «Сургутгазпром» (ныне «Газпром трансгаз Сургут») и украинское предприятие «Зоря» (ныне «Зоря -- Машпроект») подписали все учредительные документы. Прошедшие 15 лет позволяют говорить, что совместное предприятие выдержало испытание временем.

-- Что послужило предпосылками для этого?

-- Опыт показывает, что совместное предприятие может существовать только при условии, что интересы всех сторон учитываются и подкрепляются какой-то выгодой. В противном случае организация нежизнеспособна, она закрывается. Таких примеров было очень много в начале 90-х годов. Я являюсь президентом Тюменской областной ассоциации предприятий с иностранными инвестициями, поэтому могу сказать, что совместное российско-украинское предприятие в регионе только одно, наше. Есть несколько торговых структур, но они просто занимаются поставками товаров из Украины в Тюменскую область или наоборот.

-- Может быть, все объясняется спецификой «Газтурбосервиса», его причастностью к газовой отрасли?

-- Да, это нельзя сбрасывать со счетов, но я убежден, что совместных российско-украинских или украинско-российских предприятий производственного направления должны быть тысячи. Потому что наша экономика во времена Советского Союза была полностью интегрирована друг с другом. Даже сейчас какое серьезное техническое изделие не возьми, образно говоря, там если болт российский, то гайка украинская, а если болт украинский, то гайка обязательно российская.

-- В чем же причина отсутствия совместных предприятий?

-- Это говорит о том, что не все, наверное, было сделано на правительственном уровне, во взаимоотношениях между двумя странами, чтобы такое движении получило развитие. Мы ведь при создании не пользовались никакими льготами ни со стороны правительства России, ни со стороны правительства Украины. Только с препятствиями встречаемся. Например, выплачиваем украинской стороне дивиденды, а там налоговое законодательство создает такие препоны, что партнеры чуть ли не готовы отказаться от денежных поступлений.

-- Возвращаясь к истории создания «Газтурбосервиса», чем можно объяснить то, что предприятие было создано именно в Тюмени?

-- Есть несколько причин. Во-первых, наше предприятие, занимавшееся строительством и ремонтом авиационных двигателей, в первой половине 90-х годов лишилось оборонного заказа. Во-вторых, появилась граница между Россией и Украиной, которая стала препятствовать перемещению грузов. В-третьих, для украинской стороны, владевшей всей документацией и технологиями производства газотурбинных двигателей, появилась опасность, что она лишится заказов «Газпрома». Потому что на рынок вышло множество сильнейших зарубежных компаний, готовых конкурировать в аналогичном производстве.

-- А в советское время украинское производство составляло внушительную долю в обеспечении оборудованием газотранспортной системы Союза?

-- Да, четверть всего газа на магистральных газопроводах перекачивалась двигателями украинского производства. Если бы не создание нашего предприятия, то процент наверняка бы снизился. Сейчас, по крайней мере, за прошедшие годы этого не произошло.

-- То есть взаимопонимание с партнерами возникло сразу?

-- Поначалу, не буду скрывать, чувствовалось некоторое напряжение -- мол, россияне работу отбирают. Сейчас у украинских партнеров прогрессивное руководство, которое понимает, что без совместного предприятия, обеспечивающего для них базу в России, им было бы гораздо сложнее. Сложнее работать на рынке «Газпрома», удерживать свою долю на нем.

-- Из чего сложились взносы ваших российских и украинских учредителей?

-- Производственную базу предоставило ОАО «Тюменские моторостроители», деньги для того, чтобы могло начаться создание «Газтурбосервиса», дал «Газпром». Николаевское предприятие «Зоря» предоставила то, без чего нельзя было работать, -- документацию на ремонт одного из первых газотурбинных двигателей, которые мы начали делать. В дальнейшем мы уже приобретали у украинских партнеров лицензии и документацию на ремонт последующих типов двигателей. Сейчас практически всю номенклатуру машин украинского производства мы освоили.

-- При современных средствах связи уже, наверное, отпала необходимость в непосредственном общении тюменцев с николаевцами?

-- Ну почему же? У нас регулярно происходят заседания совета директоров, собрания акционеров. Достаточно сказать, что председатель ревизионной комиссии «Газтурбосервиса» на протяжении всех 15 лет -- это представитель украинской стороны. Все возникающие вопросы обсуждаются и решаются на паритетной основе.

-- Как бы вы сформулировали значение совместного российско-украинского предприятия для экономики Тюменской области и России?

-- Благодаря созданию «Газтурбосервиса» Тюменский моторный завод -- это одно из немногих оборонных предприятий России, которое, потеряв военные заказы, перешло на конверсионные технологии производства и сохранило производство газотурбинной техники. Не дай бог что-то случится, по большому счету мы в любой момент готовы снова начать работать на нужды обороны страны.

-- А вы можете сказать, учитываются ли интересы тюменских товаропроизводителей органами власти?

-- Я могу сравнивать с другими регионами, потому что вижу, общаюсь с друзьями и коллегами. В правительстве Тюменской области, надо отдать ему должное, очень серьезно относятся к проблемам развития машиностроения. Я по себе это чувствую -- и по вниманию, и по материальной поддержке. Мы несколько лет пользовались компенсацией кредитных расходов, и это помогло в некоторые трудные моменты поддержать конкурентоспособность и выстоять.

-- Если же говорить об инвестиционной политике области, то могут ли потенциальные украинские партнеры рассчитывать здесь на помощь и поддержку?

-- Естественно. В Тюменской области создается и поддерживается режим наибольшего благоприятствования работе инвесторов. И успехи налицо, об этом не может быть двух мнений.



Из-за перелива воды в Тюменской области перекрыли участок региональной трассы

20 апреля

На окружной дороге в Тюмени в массовом ДТП пострадал подросток

19 апреля