Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Вот вам патент на благородство»

Слушать новость
«Вот вам патент на благородство». .

В суматохе повседневности  часто забываем о словах признательности маме, друзьям и... учителю, которому обязаны многим (как плохим, так и хорошим) в своей взрослой судьбе. Трудовой стаж Клары Баклановой 55 лет. В целом же педагогическая династия ее рода насчитывает несколько веков. Она – заслуженный учитель РФ, известный новатор в системе народного образования, ныне на заслуженном отдыхе.

– В конце XIX столетия моего деда сослали в Ташкент – дворянин из-под Кракова, имевший диплом реального училища, участвовал в восстании против России, от власти которой Польша хотела освободиться. Вместе с супругой (в прошлом золотой медалисткой Смольного института) воспитал восьмерых детей. Один из них – мой папа. Я родилась в Ташкенте в трудные 30-е годы. Отец обеспечивал закуп муки для кондитерских фабрик города. Как сына ссыльного поляка его постоянно преследовали власти. В период нарастания волны политических репрессий меня и маму было решено отправить в Сибирь. Так мы оказались в селе Кордон Вагайского района в семье дедушки и бабушки по материнской линии – тоже ссыльных дворян, отправленных сюда из Куртамыша. Папа проводил нас до Тюмени на поезде, дальше мы добирались на попутных обозах. Последний раз я видела его в 1937 году... – рассказала Клара Александровна.

До сих пор с нежностью она вспоминает дом бабули. Непростое существование в сибирском таежном поселке не позволило «отреченным» утратить традиции русской интеллигенции, потерять силу духа, озлобиться. Пример сохранения богатого духовного общения в чрезвычайных обстоятельствах с первых лет жизни впитывали и дети. Среди высоких снегов и непроходимых болот ссыльные учителя и врачи становились для местных законодателями моды. Условия жизни высланных были далеко не сахарными: любое отклонение от правил незамедлительно каралось. Дядя Клары увлекался радиотехникой. За это его отправили еще севернее – в Тарко-Сале.

– Мама сначала преподавала в селе Кордон, позже в поселке Западном, где я окончила семилетку. Началась война… Последними на фронт забрали восемнадцатилетних мальчишек. Вернулись два туберкулезника и два инвалида. Остальные погибли. Колхоз держался на плечах женщин и детей. Мы, ребятишки, возили на поля навоз, пололи грядки, убирали овощи, вязали снопы. Потом в поселок прибыли калмыки и ссыльные немцы. Первые почти все умерли – не могли прижиться в сибирской тайге. Нас выручали лесные дары – орехи, грибы, ягоды. Очень хорошо помню День Победы. Услышав по радио радостное известие, я бегала по улицам и кричала: «Война кончилась!» Всеобщее ликование еще долго переполняло сельчан: ночью они гуляли на улице, а утром все вместе поехали на митинг. Помню, день тогда выдался ненастным – дождь со снегом, но этого никто не замечал – не до того было. В 1947 году Клара поступила в Тобольское педагогическое училище. И вновь оказалась в кругу ссыльных: многие преподаватели этого учебного заведения приехали в город на слиянии Иртыша и Тобола не по своей воле. Невозможно забыть первого заслуженного учителя в Тобольске Каргаполову, а также Чекмезову и Ксенофонтову!

После окончания училища молодой специалист преподавала русский и немецкий языки в школах Вагайского района. Осознавая важность высшего образования, поступила на филфак Тюменского пединститута. И вновь ей несказанно повезло с преподавателями. Хотя дисциплина была строгой, радость от получения знаний и общения с однокурсниками не давала усомниться в выборе профессии. До сих пор перед ее умными глазами ректор Торкин, что каждое утро встречал студентов на лестнице. Чтобы лишний раз послушать его лекции, вместе с подружками она частенько сбегала с других предметов…

– После окончания вуза меня определили инспектором в Вагайский район. Потом назначили заведующей – моталась по учебным заведениям, познакомилась со всеми учителями шестидесяти двух начальных и восемнадцати средних школ, одного детского дома. Преподавала в Тобольском педучилище. Заведовала Тобольским гороно. Вышла замуж, стала мамой. В Тюмень переехала в 1968 году. Очень благодарна за хорошее отношение коллективу школы
№ 5, куда пришла завучем.

Вскоре Бакланову назначили директором будущей школы № 4 в районе КПД. Она курировала строительство нового храма знаний от финансирования и графика работ до поставки материалов. Школа, в которой Клара Александровна проработала  17 лет, стала одной из образцовых в городе.

В 1988 году ее назначили заведующей Ленинского районного отдела народного образования. Все семь лет на этом посту Бакланова вынашивала мысль об открытии нового учебного заведения по подготовке учителей начальных классов и воспитателей детских садов. Местная власть задумку поддержала: в стороне от городского шума, недалеко от березовой рощи согласно министерскому приказу началось строительство педагогического колледжа № 2.

– Мне удалось собрать высокопрофессиональный коллектив, объединив людей общей идеей. С удовольствием восстановили традиции классической гимназии: студенты посещали спецкурсы духовно-нравственного содержания, устраивали салонные вечера музыки, поэзии, театра, организовывали выставки, посещали студии и библиотеку. В колледж приглашались модельеры, парикмахеры, стилисты. Свои концерты в стенах учебного заведения давали Сметанников, Бибеева, Багрова… К нам приезжали делегации из Германии и Турции. Мировую культуру тюменские ребята ездили изучать в петербургскую школу «Ковчег». Все перечисленное – незаменимые критерии воспитания и обучения высококлассного учителя, который обязательно должен любить детей и быть в работе с ними терпеливым.

Еще одна идея – организовать собственные школу и детский сад для прохождения практики – не нашла отклика. Но выпускники все равно успешно стажировались на базе других учебных заведений города. За десять лет жизни педколледж выпустил немало успешных учителей по призванию (среди них Ольга Ковалева, Владимир Бакланов, Дмитрий Новиков). Система подготовки кадров была сквозной: по договоренности с Тюменским госуниверситетом выпускники могли поступать на любой вузовский факультет. Демографическая ситуация в стране изменялась не в пользу нового учебного заведения. Из-за уменьшения числа учащихся в середине 1999 года его пришлось закрыть… Но до сих пор Клара Александровна называет те десять лет лучшим подарком судьбы и большой профессиональной удачей.

Чтобы российское образование не утратило былых позиций одного из лучших в мире,  считает, что стоит повысить авторитет учителя, ведь именно от него зависит, какими будут следующие поколения. Задача государства – воспитать педагога с внутренним достоинством, видящего в ребенке личность, говорящего с ним на равных. Делается это не скоро, но если  хотим иметь здоровое во всех смыслах общество, начинать нужно прямо сейчас.

В суматохе повседневности  часто забываем о словах признательности маме, друзьям и... учителю, которому обязаны многим (как плохим, так и хорошим) в своей взрослой судьбе. Трудовой стаж Клары Баклановой 55 лет. В целом же педагогическая династия ее рода насчитывает несколько веков. Она – заслуженный учитель РФ, известный новатор в системе народного образования, ныне на заслуженном отдыхе.

– В конце XIX столетия моего деда сослали в Ташкент – дворянин из-под Кракова, имевший диплом реального училища, участвовал в восстании против России, от власти которой Польша хотела освободиться. Вместе с супругой (в прошлом золотой медалисткой Смольного института) воспитал восьмерых детей. Один из них – мой папа. Я родилась в Ташкенте в трудные 30-е годы. Отец обеспечивал закуп муки для кондитерских фабрик города. Как сына ссыльного поляка его постоянно преследовали власти. В период нарастания волны политических репрессий меня и маму было решено отправить в Сибирь. Так мы оказались в селе Кордон Вагайского района в семье дедушки и бабушки по материнской линии – тоже ссыльных дворян, отправленных сюда из Куртамыша. Папа проводил нас до Тюмени на поезде, дальше мы добирались на попутных обозах. Последний раз я видела его в 1937 году... – рассказала Клара Александровна.

До сих пор с нежностью она вспоминает дом бабули. Непростое существование в сибирском таежном поселке не позволило «отреченным» утратить традиции русской интеллигенции, потерять силу духа, озлобиться. Пример сохранения богатого духовного общения в чрезвычайных обстоятельствах с первых лет жизни впитывали и дети. Среди высоких снегов и непроходимых болот ссыльные учителя и врачи становились для местных законодателями моды. Условия жизни высланных были далеко не сахарными: любое отклонение от правил незамедлительно каралось. Дядя Клары увлекался радиотехникой. За это его отправили еще севернее – в Тарко-Сале.

– Мама сначала преподавала в селе Кордон, позже в поселке Западном, где я окончила семилетку. Началась война… Последними на фронт забрали восемнадцатилетних мальчишек. Вернулись два туберкулезника и два инвалида. Остальные погибли. Колхоз держался на плечах женщин и детей. Мы, ребятишки, возили на поля навоз, пололи грядки, убирали овощи, вязали снопы. Потом в поселок прибыли калмыки и ссыльные немцы. Первые почти все умерли – не могли прижиться в сибирской тайге. Нас выручали лесные дары – орехи, грибы, ягоды. Очень хорошо помню День Победы. Услышав по радио радостное известие, я бегала по улицам и кричала: «Война кончилась!» Всеобщее ликование еще долго переполняло сельчан: ночью они гуляли на улице, а утром все вместе поехали на митинг. Помню, день тогда выдался ненастным – дождь со снегом, но этого никто не замечал – не до того было. В 1947 году Клара поступила в Тобольское педагогическое училище. И вновь оказалась в кругу ссыльных: многие преподаватели этого учебного заведения приехали в город на слиянии Иртыша и Тобола не по своей воле. Невозможно забыть первого заслуженного учителя в Тобольске Каргаполову, а также Чекмезову и Ксенофонтову!

После окончания училища молодой специалист преподавала русский и немецкий языки в школах Вагайского района. Осознавая важность высшего образования, поступила на филфак Тюменского пединститута. И вновь ей несказанно повезло с преподавателями. Хотя дисциплина была строгой, радость от получения знаний и общения с однокурсниками не давала усомниться в выборе профессии. До сих пор перед ее умными глазами ректор Торкин, что каждое утро встречал студентов на лестнице. Чтобы лишний раз послушать его лекции, вместе с подружками она частенько сбегала с других предметов…

– После окончания вуза меня определили инспектором в Вагайский район. Потом назначили заведующей – моталась по учебным заведениям, познакомилась со всеми учителями шестидесяти двух начальных и восемнадцати средних школ, одного детского дома. Преподавала в Тобольском педучилище. Заведовала Тобольским гороно. Вышла замуж, стала мамой. В Тюмень переехала в 1968 году. Очень благодарна за хорошее отношение коллективу школы
№ 5, куда пришла завучем.

Вскоре Бакланову назначили директором будущей школы № 4 в районе КПД. Она курировала строительство нового храма знаний от финансирования и графика работ до поставки материалов. Школа, в которой Клара Александровна проработала  17 лет, стала одной из образцовых в городе.

В 1988 году ее назначили заведующей Ленинского районного отдела народного образования. Все семь лет на этом посту Бакланова вынашивала мысль об открытии нового учебного заведения по подготовке учителей начальных классов и воспитателей детских садов. Местная власть задумку поддержала: в стороне от городского шума, недалеко от березовой рощи согласно министерскому приказу началось строительство педагогического колледжа № 2.

– Мне удалось собрать высокопрофессиональный коллектив, объединив людей общей идеей. С удовольствием восстановили традиции классической гимназии: студенты посещали спецкурсы духовно-нравственного содержания, устраивали салонные вечера музыки, поэзии, театра, организовывали выставки, посещали студии и библиотеку. В колледж приглашались модельеры, парикмахеры, стилисты. Свои концерты в стенах учебного заведения давали Сметанников, Бибеева, Багрова… К нам приезжали делегации из Германии и Турции. Мировую культуру тюменские ребята ездили изучать в петербургскую школу «Ковчег». Все перечисленное – незаменимые критерии воспитания и обучения высококлассного учителя, который обязательно должен любить детей и быть в работе с ними терпеливым.

Еще одна идея – организовать собственные школу и детский сад для прохождения практики – не нашла отклика. Но выпускники все равно успешно стажировались на базе других учебных заведений города. За десять лет жизни педколледж выпустил немало успешных учителей по призванию (среди них Ольга Ковалева, Владимир Бакланов, Дмитрий Новиков). Система подготовки кадров была сквозной: по договоренности с Тюменским госуниверситетом выпускники могли поступать на любой вузовский факультет. Демографическая ситуация в стране изменялась не в пользу нового учебного заведения. Из-за уменьшения числа учащихся в середине 1999 года его пришлось закрыть… Но до сих пор Клара Александровна называет те десять лет лучшим подарком судьбы и большой профессиональной удачей.

Чтобы российское образование не утратило былых позиций одного из лучших в мире,  считает, что стоит повысить авторитет учителя, ведь именно от него зависит, какими будут следующие поколения. Задача государства – воспитать педагога с внутренним достоинством, видящего в ребенке личность, говорящего с ним на равных. Делается это не скоро, но если  хотим иметь здоровое во всех смыслах общество, начинать нужно прямо сейчас.



График работы почтовых отделений в новогодние праздники изменится

22 декабря

В Тюмени 22 декабря прогнозируется -1 градус и при южном ветре

22 декабря