Маленькие детки – маленькие бедки?
...Напрыгались мои зайчики, уснули. Мне бы тоже прилечь, но мозг плотно набит мыслями, которые требуют немедленного переваривания. Иначе они так и зависнут там, будут свербеть, ныть и беспокоить, как старая рана.
Ночью уже не в первый раз приснился кошмар, будто сын потерялся в огромной толпе. Пару раз случалось, что он пропадал из виду на прогулке. Пока бегала по округе с трясущимися коленями и перекошенным от ужаса лицом, он тихо-мирно, присев возле чужой коляски, перебирал там игрушки или прятался в деревянном домике.
Наверное, вместе с появлением малыша на свет рождается и материнский страх за его жизнь. И хотя младенец здоров, а его будущее выглядит весьма радужным и перспективным, тревога навсегда занимает укромный уголок в глубине материнского сердца. Там сообщают, что ребенок умер от прививки, здесь – что отравился школьным обедом. Детей похищают, потом находят истерзанными в канализационных люках. И в довершение всего дети же сами издеваются друг над другом, доводя порой до самоубийства более слабых и беззащитных. Как тут не беспокоиться родителям?
Своих малышей – трехлетнего Мишу и двухгодовалую Соню – я с пеленок наставляю: не разговаривайте с незнакомыми, не берите у них конфеты и игрушки, не ходите с ними «смотреть мультфильмы». Но могу ли я быть уверена, что ребенок, несмотря на предостережения, все же устоит перед соблазном?
Вспоминаю свое детство. Как бы ни ругали советский режим, у него был один неоспоримый плюс: общество было более гуманным. Даже в начальных классах я ездила без сопровождающих в музыкальную школу, обратно возвращалась затемно и тоже одна, если у преподавателя были еще занятия. Да что там! Меня одну отпускали в деревню к родственникам на автобусе! А ведь тогда мобильников не существовало, домашний телефон и то был редкостью. Теперь, кажется, только сумасшедший родитель пойдет на такое. Детей провожают до школьного порога, даже если храм знаний под окнами дома. В нашем дворе редко встретишь ребят, гуля-ющих в одиночестве, и это несмотря на то, что двор закрытый и посторонних там практически не бывает.
Увы, мы не можем предсказать, как отреагирует организм малыша на введенную вакцину и насколько свежий обед ему предложат в столовой. Но есть случаи, когда жизнь и здоровье наших чад целиком зависят от их осторожности. Прежде всего, нужно настаивать, чтобы ребенок всегда находился в поле зрения сопровождающего взрослого. Пускай ваши сын или дочь привыкают сообщать о своих перемещениях, даже если пока они осуществляются в пределах квартиры. Потом это войдет в привычку, и вам не придется ломать голову, где искать ребенка.
Конечно, дети не в состоянии определить, кто из «дядь и теть» желает им зла. Не можем же мы учить их бояться всех взрослых! Но они легко могут сказать «нет» понятному им поведению – например, если незнакомец собирается увести их куда-то без разрешения родителей. То, что мы устанавливаем для детей правила и ограничиваем свободу действий, совсем не страшно. Наоборот, такое поведение более доступно их пониманию и соответствует особенностям детского мышления. На Мишу, например, слово «правило» действует магически. Впервые он услышал его от преподавателя на развивающем занятии. Пришел домой, открыл пропись и выдал: «Юля сказала, что все нужно делать по правилам». Рисовать по правилам – значит сперва обвести контур рисунка в прописи, а уж потом заштриховать его; играть по правилам – это сначала собрать игрушки, которые больше не интересны, и только после этого доставать другие.
В общем, сын сам дал мне подсказку. Теперь, если он не хочет выполнять мои поручения, я сразу парирую: «А по правилам…». Действует практически безотказно! Думаю, и для обеспечения безопасности тоже надо пользоваться стремлением ребенка к логичности и порядку. Что еще? Никаких конфет и подарков от посторонних без разрешения родителей и никаких секретов от мамы с папой: важно на-учить малыша рассказать вам, если незнакомые люди пытались запугиванием вынудить их держать что-либо в тайне. Если дети с раннего возраста усвоят эти правила, возможно, родительские сны станут чуть менее тревожными.