Костромушка, Капустка, Зольница
Когда взрослая женщина (читай – супруга, мама, профессионал) с азартом собирает красивые тряпочки, с увлечением делает из них кукол и верит, что те – нянюшки, девки-бабы, вепсские, натальи-санницы – охраняют покой ее семьи, несут в дом с резными ставнями радость и счастье, это совсем не случайно.
О своей любви к истокам тюменским дамочкам рассказала рукодельница Марина Тимофеева, известная читателям газеты по мастер-классам. Открытие авторской выставки Марины Владимировны, приуроченной к Международному дню семьи, состоялось в рамках проекта центра прикладного творчества и ремесел «Творческий портрет в интерьере ковра».
В Тюмень Тимофеева переехала из Сургута. В северном городе, где белого цвета больше, чем ярких красок, работала в центре ремесел. Окончившая художественно-графический факультет Чувашского педуниверситета по направлению «Декоративно-прикладное искусство», она легко освоила бисероплетение, роспись яиц, ткачество, лоскутное шитье... «Мастер года» на крупнейшей выставке в Ханты-Мансийске. Любимица французских ценителей рукоделия. Жена. Мама. И очень интересная рассказчица.
Скрученные без ножниц и иголки куклы сопровождали наших предков всю жизнь. Каждая рождалась не просто так. Костромушка предназначалась для девушки, которая в первый год замужества так и не забеременела. Ее, набитую льном (символ здоровья), мастерила родственница по женской линии. Нянюшку делали для ребеночка – маленькая тряпичная куколка умещалась в детском кулачке, сама мама была спокойна: без приключений сынок сходит за водой к колодцу, сбегает к соседям на чай с пирожками. Многослойной Капусткой (Вепсской, Кормилкой, Рожаницей) занималась взрослеющая девочка: скрутит, в окно выставит, мол, знайте, женихи, что в этом доме будущая хозяйка-аккуратница растет.
Девка-баба без посторонних доступно «рассказывала» о девичьем взрослении. Посмотришь на эту куклу – незамужница: платье нарядное, без передничка, коса толстая, волос упругий. Перевернешь ее – мамочка мамочкой: юбка скромная, на голове платок, грудь большая и мягкая, что означало широкую душу и хороший характер.
Специальными куклами украшали конную упряжку, чтоб любопытные не сглазили невесту. Парочка на рогатине предназначалась для свадебного пирога. Зольницу набивали золой, чтоб тот, кому она дарилась, не забывал родной очаг. Зерновушку – гречневой крупой: так хозяйки задабривали землю для будущего урожая. Ароматную Травницу подвешивали над люлькой. Женское счастье – веселая, маленькая и юркая, как мышка, куколка опирается на толстую косу, как на третью ногу. По мнению рукодельницы Тимофеевой, наши предки жили правильно: в согласии с природой и собственной душой. Ей очень хочется следовать их заветам. И у Марины, всегда выбирающей естественность народных традиций, это получается!