Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Служа культуре  служить людям!

Слушать новость
Служа культуре  служить людям!. .

Евгений Негинский: «Искусство вечно, поэтому нужно успеть многое сделать для него...»


Станет ли культура локомотивом модернизации? Этот вопрос, заданный в ходе последних Губернаторских чтений, пока остается открытым. О значении «ведомства красоты и гармонии» на очередном заседании клуба «От первого лица» рассказал директор департамента культуры Тюменской области Евгений Негинский.
Александр Скорбенко:

– Вы творческий человек, состоявшийся как управленец, а в чем заключаются ваши должностные обязанности?

Евгений Негинский:

– Они касаются прежде всего реализации культурной политики правительства региона – биб-лиотечное, музейное и досуговое обслуживание населения, развитие профессионального искусства, ремесел и промыслов, дополнительного образования. Считаю, что  в управлении важно быть уместным, ведь руководство культурой наиболее сложный тип администрирования. Работая в этой сфере, сталкиваешься с творческими людьми, у каждого из которых своеобразный взгляд на жизнь. Стараюсь разговаривать на их языке.

Аркадий Кузнецов:

– Культура в первую очередь – сфера обслуживания?

Евгений Негинский:

– Я чту 44 статью Российской Конституции, которая гарантирует доступ людей к культурным ценностям и участие граждан в творческой жизни. И если творчеством жители региона занимаются достаточно активно, то  с доступом к ценностям дело обстоит сложнее. Одна из наших главных задач – наполнить свободное время человека культурным досугом. Но многие работники отрасли воспитаны в советское время, не привыкли к конкуренции.

В СССР было два телеканала, часто посещать рестораны считалось неприличным, поэтому народ ходил в клубы, театры и библиотеки. Сейчас с ними соревнуются Интернет и большое количество частных учреждений, способных завлечь и развлечь. Следует учитывать фрагментацию интересов аудитории, ведь в российском обществе насчитывается как минимум 19 социальных групп, у каждой из которых свои интересы. Как пример успешной работы можно привести Тюменскую филармонию, где стремятся наладить обратную связь с населением и планировать репертуар, учитывая запросы любителей искусства. А что касается обслуживания – я положительно отношусь к слову «служить» и считаю своим долгом именно служение людям.

Галина Литвиненко, с. Ильинка:
– Служила провинциальной культуре 32 года, в настоящее время занимаюсь ветеранским движением и самодеятельным творчеством. Слежу за реализацией проекта «Культура России» – наконец-то в Казанский Дом культуры приезжают коллективы из областной филармонии! Огорчает, что угасает интерес к народной культуре, нужно возобновить в этом направлении работу методистов.
Евгений Негинский:

– Ставка для подобного работника нужна, разберемся с тем, что происходит в Казанском районе. А интерес исчезает потому, что  в народное искусство не идет молодежь. Преемственность нарушается, но мы делаем все возможное для того, чтобы ее вернуть.

Маргарита Шаманенко:

– Насколько необходимо сохранять патриархальные традиции?

Евгений Негинский:

– Ментальность российского общества разрушается, в том числе кинематографом, который пропагандирует культ силы и героев-одиночек. Нашим людям близок общинный дух, а им прививают индивидуализм. Сохранение исконных традиций очень важно. Департамент культуры содействует в развитии народных промыслов – резьбы по кости и ковроткачества. Могу признаться, что ошибался, считая, что ковры не могут привлечь внимание зрителей, – недавно созданная галерея народного творчества пользуется широкой популярностью.

Наталья Худорожкова:

– Как культура может конкурировать с телевидением?

Евгений Негинский:

– Иногда пытаюсь найти хотя бы намеки позитива в информационном поле, но есть ощущение, что телеканалы соревнуются, кто сильнее опечалит зрителя, как будто сказать с экрана что-то доброе – моветон. Нужно оберегать наши умы  и головы, а культурный продукт должен отвечать критериям Аристотеля – истине, добру и красоте. Это мое мнение как гражданина и руководителя. Учреждения культуры должны стать альтернативой телевидению. Поэтому областная научная библиотека открыта сейчас до 10 вечера.

Необходимо изменить ментальность работников культуры. Эта сфера деятельности предполагает иной по сравнению с большинством граждан график работы. Многие сотрудники болезненно воспринимают, что музей должен работать допоздна, а я в этом глубоко убежден. Если человек видит закрытые двери клубов, музеев и библио-тек, он ищет возможность реализовать себя по-другому, часто через агрессию. Основная задача – эффективное использование ресурсной базы, создание системы обязательных «культурных продуктов», чтобы человек всегда знал, куда можно пойти вечером.

Юрий Лысков, г. Тюмень:

– Когда в Тюмени откроется музейный комплекс и будет ли создан музей истории города? Почему убрали портреты почетных граждан с площади перед городской администрацией?

Евгений Негинский:

– Открытие музейного комплекса состоится не ранее конца 2012 года. Как только это случится, филиал городской Думы будет передан под музей истории города. Этот вопрос давно решен, но пока все инвестиционные потоки направлены на музейный комплекс. Вопрос относительно почетных жителей адресую администрации города Тюмени и обязательно проинформирую вас об ответе.

Людмила Шорохова:

– Как воспитать в ребенке – будущем гражданине художественный вкус?

Евгений Негинский:

– Я уже четырежды дед  и убежден, что бабушкин способ воспитания никто не отменял. Что посеем в семье, то  и получим в будущем, как поработали в свое время мама с папой, какое посадили зернышко, такое и прорастет. Кроме того, в Тюмени достаточно много центров эстетического воспитания для самых маленьких. А если говорить о мультфильмах, советских или голливудских, то им предпочитаю народные сказки.

[gallery columns="8"]

Сергей Исаев, вопрос из Интернета:

– Ваше отношение к рок-музыке? Может ли этот жанр рассчитывать на поддержку государства?

Евгений Негинский:

– Нет плохих жанров – есть разный уровень исполнителей.

У всех существует право на жизнь и возможность проявить себя. Я рад тому, что  в Тюмени появился фестиваль «Катись, квадрат», который проходит в замечательном месте – аэропорту Плеханово. Выступали хорошие команды и самое главное – не было асоциальных явлений, а это напрямую зависит от созданной организаторами атмосферы. Если говорить о моих музыкальных пристрастиях, то  я поклонник группы Led Zeppelin…

Юлия Маркеева, г. Ишим:

– Почему в последнее время на отчетных концертах звучат фонограммы вместо живого оркестра? Неужели уровень музыкантов так снизился?

Евгений Негинский:

– В так называемых сборных концертах невозможно одновременно создать условия для качественного звучания большого количества коллективов. Массовым мероприятиям необходима инструментальная фонограмма, ведь во время концерта зритель ждет динамичного действия, смены исполнителей. Если это собственная фонограмма, сделанная артистами и представляющая свое прочтение музыки, только приветствую. Но  я категорически против использования на концертах скачанных из Интернета «минусовок» в непонятной тональности. Видимо, вы попадаете на концерты, где музыканты стараются «быть попроще»: обращу на это внимание.

Виктория Феданяк:

– Состоявшиеся недавно Губернаторские чтения определили новый фарватер движения общественной мысли. Как руководитель отраслевого департамента, в чем видите задачи, которые предстоит решить в этом году работникам культурной сферы?

Евгений Негинский:

– Волнует слепое подражание зарубежному опыту. Массовое искусство пичкает нас одними и теми же артистами: они вкладываются в телевидение, чтобы потом вернуть деньги на концерте. Создается порочный круг. Мы говорим о модернизации, но не говорим о модернизаторах, а самая главная проблема культуры – кадры. Тюменская академия искусств и культуры начала достойно развиваться, но кадровый голод остается по многим направлениям. Иногда бывает, что человек занимает должность, кажется, неплохо делает работу, но психологически находится во вчерашнем дне. Нужно перейти Рубикон, а это трудно сделать, когда человек мыслит стереотипами. Поэтому наша основная задача – поиски и выращивание модернизаторов.

Аркадий Кузнецов:

– Кем из представителей культуры может гордиться Тюменская область? Как «вырастить звезду» и что департамент для этого делает?

Евгений Негинский:

– Гордиться можно многими: Антон Шароев, Николай Шамсутдинов, Михаил Бирман, плеяда Арцеров, Виктор Новокаускас, Сергей Грязнов, Леонид Окунев, Александр Новик... У нас около 160 заслуженных работников культуры РФ. Выращивать нужно не звезд, а профессионалов. На фестивале «Песня не знает границ» в Салехарде тюменка Светлана Каминская завоевала Гран-при, а творческий коллектив Тюменского колледжа искусств – звание лауреатов. Это будущие профессионалы, те, у кого горят глаза и кого нужно растить. Я уже дал поручение выводить этих студентов на профессиональную сцену.

Талантов очень много: пять лет назад на эстрадном фестивале по крупицам собирали конкурсантов, а сейчас жюри выделяет 20–25 человек, которые им нравятся. Разговор идет уже не  о вокальной интонации, не о том, что произведение сложно исполнять, а о внутренней энергии артиста. Это более высокий уровень, который говорит о качественной подготовке исполнителей. Профессионализм растет, один из стимулов – открывшееся в академии эстрадное отделение.

Развитие должно быть в каждом жанре: уезжают Чумаковы и Кукарские, но вместо них появятся другие. Будущие кадры должны поступать в академию, как  в старые добрые времена, по направлениям из муниципалитетов. Тогда, возможно, двое из троих вернутся на родину.

Ирина Никитина:

– Как вы оцениваете ситуацию с сельскими домами культуры и библиотеками? Сколько человек должно проживать в населенном пункте, чтобы там сохранялся стационарный Дом культуры?

Евгений Негинский:

– Существуют утвержденные правительством Российской Федерации нормативы по каждому типу учреждений культуры. Тюменская область по всем направлениям – библиотечному, музейному и культурно-досуговому – превышает рекомендуемые параметры. Имеется полный реестр всех объектов культуры юга Тюменской области с паспортизацией, по любому из них можно получить у нас информацию. Если в населенном пункте проживает до 500 человек, число посадочных мест в учреждении культуры должно быть не менее 150. Наша задача – охватить максимальное число жителей, поэтому сначала к технологическому соответствию приводятся объекты в районных центрах, затем идем в глубинку. Заканчивается оснащение районных домов культуры, после чего будут приведены в порядок библиотеки.

На уровне сельских поселений взаимодействуем с муниципальной властью, чтобы решить самый сложный вопрос – с клубами. Происходит процесс урбанизации, становится абсолютно невыгодно вкладывать 30–40 миллионов в ремонт клуба, в котором нет жизни. В этой ситуации остается приобретать передвижные клубные установки (на сегодняшний день их  в области сорок пять) и практиковать выездные формы работы. Не всегда оправдано даже это, но такова жизнь.

Ирина Кайдалова, п. Рощино:
– Раньше в Рощино был клуб, где работало много замечательных секций, играла группа «Центр тяжести». Сейчас молодежи некуда себя деть. Есть возможность хоть как-то наладить в микрорайоне культурную работу?
– Тема возникла впервые, видимо, Дом культуры был ведомственным. Нужно разобраться, в чей собственности находится здание, дам поручение сделать это начальнику управления по культуре администрации Тюмени Виктору Подкорытову.
Светлана Клименко:

– В Тюменском драмтеатре остается свободным место главного режиссера. Как теперь складывается репертуар, будут ли новые премьеры? В широком смысле – театр для города или город для театра?

Евгений Негинский:

– Выражаясь спортивным языком, драмтеатр из третьей лиги перескочил в элитную. Это произошло не  в связи со сменой ментальности или курса развития труппы, а после возведения нового здания. Идут поиски нового режиссера, который будет следить за «чистотой» репертуара, учитывать фрагментарность интересов зрителей. Коллектив переживает нормальное состояние. Идет смена поколений...

По моему убеждению, в театре должен время от времени меняться режиссер, потому что его «взгляд замыливается». В этом году театральный сезон заканчивается довольно рано, чтобы дать актерам возможность отдохнуть и наработать новый репертуар. В соответствии с постановлением губернатора Тюменской области идет стимуляция творчества грантами, которые будут выделяться после того, как постановка станет предметом внимания зрителей и театральной критики.

Денис Фатеев:

– Раньше считалось хорошим тоном, если молодой человек при общении с барышней цитировал классиков, а сейчас многие даже имен писателей не знают. Какие мероприятия проводятся для популяризации чтения среди молодежи?

Евгений Негинский:

– Люди выступают проводниками ценностей, которые доминируют в общественном сознании. Если во главу угла ставится ум, образованность, интеллект, их будет стараться демонстрировать и каждый гражданин. Не люблю, когда начинают развешивать ярлыки по принципу «молодежь плохая» и не соглашусь с вами: молодежь читает, хотя, возможно, читает не то. Книга – это информационный продукт для решения определенных задач. Печально, но электронная и говорящая книга постепенно заменяют печатную, нужно идти в ногу со временем.

Потребность в информации осталась, ее удовлетворяют через Интернет. Эту возможность абсолютно бесплатно предоставляет Тюменская областная научная библиотека, услугами которой может воспользоваться любой, даже без читательского билета. Нужно создать такие условия, чтобы у посетителей было желание возвращаться в учреждения культуры. Каждую библиотеку, в том числе сельскую, стараемся сделать более доступной – с удобным графиком работы, мультимедийными ресурсами.

Вероника Белоусова:

– С чем связано отсутствие победителей в номинации «Детская литература» на последнем конкурсе «Книга года»?

Евгений Негинский:

– По-моему, в этом нет ничего страшного – лучше так, чем награждать незаслуженно. Пускай в этом году среди региональных авторов не выявлено ярких звезд, но половина приобретенных для тюменских библиотек книг принадлежит перу писателей из УФО. В 2010 году проводился конкурс среди детских писателей Урала и было определено десять достойных номинантов.

Раиса Ковденко:

– Как поддерживаются местные творческие коллективы, например, юбиляр – Тюменский оркестр народных инструментов?

Евгений Негинский:

– К юбилею коллектива выделены средства из областного бюджета на приобретение музыкальных инструментов. Общая идеология такова – стараемся помогать тем, кто этого заслуживает. Хор «Ренессанс» скоро уезжает в Кемерово, недавно из Франции вернулся Антон Шароев. Считаю, что представлять Тюменскую область должны высокопрофессиональные музыканты! Проходят гастроли и по югу области – по договору этим занимаются артисты филармонии. Драматическому театру поставлена задача создавать спектакли малых форм специально для работы на выездах.

Марина Белова:

– Вы профессиональный музыкант, появляется ли  у вас желание сыграть на рояле?

Евгений Негинский:

– У меня в кабинете стоит музыкальный инструмент. Для меня музицирование – психологическая возможность вернуться к состоянию творчества, почувствовать себя «не чиновником». У меня собственное ощущение того, как должно звучать то или иное произведение. Часто случается, что  и дома сажусь за инструмент, играю для себя.

Аркадий Кузнецов:

– А для внуков?

Евгений Негинский:

– Как ни парадоксально, на двух внуках природа «отдыхает». Опыт еще раз доказывает, что насильственное приобщение к музыке не срабатывает. Иногда школа искусств, заставляя изучать сложные исполнительские направления, воспитывает неприязнь к творчеству. Многие из закончивших музыкальную школу попросту не умеют и не хотят играть на инструменте. Попытки сделать музыкантом старшего внука закончились его приличными успехами в баскетболе. Очень надеюсь, что третий внук, Евгений, которому сейчас два  с половиной года, будет более восприимчив к искусству.

Александр Скорбенко:

– О каких мероприятиях в областной культурной афише журналисты еще не знают?

Евгений Негинский:

– Очень насыщенный май, в первой декаде которого празднуется День Победы. Затем в Тюмени – всероссийская «Студенческая весна», на которую приезжает около двух тысяч студентов. Завершит месяц «Библиотечный конгресс», в работе которого примет участие 600 человек со всей России. Но главное – не мероприятия, а ежедневная организация культурной работы. Важно стремиться к тому, чтобы услуги, за исключением библиотечных, становились платными. Мы предоставляем доступ к культурным ценностям, а «ценности» не могут быть «бесплатными», в противном случае их ценность сомнительна.

Александр Скорбенко:

– Озвучьте ваш культурный манифест?

Евгений Негинский:

– Культура – во имя конкретного человека. Логотип департамента представляет собой треугольник, на одной из вершин которого – власть, на другой – исполнители, а на третьей – люди. Очень часто культура и власть работают между собой, забывая о человеке. Но смысл треугольника в том, чтобы все было связано. Идеальная модель выглядит так: государство создает условия для творчества, культура создает продукт, общество влияет на этот процесс своими пожеланиями.

Александр Скорбенко:

– Евгений Семенович заслуживает аплодисментов в свой адрес. Пусть его сердце будет пламенным мотором, помогающим нашей культуре развиваться без остановок. И чтобы даже на остановках было движение мысли, пара и пороха в пороховницах!
------------
блиц-опрос:
– Любили ли вы в детстве сольфеджио?

– Скорее, гармонию...

– С кем вам было бы не скучно застрять в лифте?

– С женой!

– Ходите ли вы в баню на Новый год?

– Нет, новогодних мероприятий так много, что у меня одно желание –  вернуться домой, перемахнуть с тостом через Новый год и лечь спать.

– Самый запомнившийся подарок?

– Рождение моего сына.

– Любимое блюдо?

– Сырники с медом, а вообще я не ужинаю 17 лет и всем рекомендую.

– Какие цветы дарите женщинам?

– Розы в большом букете.

– Водите ли машину?

– Люблю ездить за рулем один, на большой скорости, но по правилам.

– Ваша настольная книга?

– Сейчас читаю «Риторику», часто перечитываю «Жизнь замечательных людей».

– Любимый вид спорта?

– Два раза в неделю хожу на настольный теннис, имею первый разряд. В кабинете стоит небольшой спортивный уголок, считаю, что для мужчины нет ничего лучше перекладины.

– Любимый вид отдыха?

– Люблю уединиться за городом, чтобы почувствовать тишину.

– Ваши домашние животные?

– Кошка, люблю собак, но в свое время потерял очень верного друга и с тех пор больше их не держу...

– Древние греки считали бороду признаком мужественности...

– Это олицетворение счастья – знаю, что выгляжу без бороды очень глупо, поэтому «модернизирую» свою внешность. Кажется, она мне идет, и неплохо, если еще и придает мужественности.

– Хотели бы сыграть с составом музыкантов из редакции газеты?

– Если это предложение, то конечно! Поиграем джазовую традицию, рок, а может быть, и попоем...

Определение культуры от Евгения Негинского


Культура – это тот способ существования, который выбирает общество.

Любимый анекдот о работниках культуры


– Ваш сын играет на рояле?

– Нет.

– А дочь?

– Да.

– Что да?

– Тоже нет!

Далее в сюжете: Анонс заседания клуба «От первого лица» с Григорием Елфимовым

Евгений Негинский: «Искусство вечно, поэтому нужно успеть многое сделать для него...»


Станет ли культура локомотивом модернизации? Этот вопрос, заданный в ходе последних Губернаторских чтений, пока остается открытым. О значении «ведомства красоты и гармонии» на очередном заседании клуба «От первого лица» рассказал директор департамента культуры Тюменской области Евгений Негинский.
Александр Скорбенко:

– Вы творческий человек, состоявшийся как управленец, а в чем заключаются ваши должностные обязанности?

Евгений Негинский:

– Они касаются прежде всего реализации культурной политики правительства региона – биб-лиотечное, музейное и досуговое обслуживание населения, развитие профессионального искусства, ремесел и промыслов, дополнительного образования. Считаю, что  в управлении важно быть уместным, ведь руководство культурой наиболее сложный тип администрирования. Работая в этой сфере, сталкиваешься с творческими людьми, у каждого из которых своеобразный взгляд на жизнь. Стараюсь разговаривать на их языке.

Аркадий Кузнецов:

– Культура в первую очередь – сфера обслуживания?

Евгений Негинский:

– Я чту 44 статью Российской Конституции, которая гарантирует доступ людей к культурным ценностям и участие граждан в творческой жизни. И если творчеством жители региона занимаются достаточно активно, то  с доступом к ценностям дело обстоит сложнее. Одна из наших главных задач – наполнить свободное время человека культурным досугом. Но многие работники отрасли воспитаны в советское время, не привыкли к конкуренции.

В СССР было два телеканала, часто посещать рестораны считалось неприличным, поэтому народ ходил в клубы, театры и библиотеки. Сейчас с ними соревнуются Интернет и большое количество частных учреждений, способных завлечь и развлечь. Следует учитывать фрагментацию интересов аудитории, ведь в российском обществе насчитывается как минимум 19 социальных групп, у каждой из которых свои интересы. Как пример успешной работы можно привести Тюменскую филармонию, где стремятся наладить обратную связь с населением и планировать репертуар, учитывая запросы любителей искусства. А что касается обслуживания – я положительно отношусь к слову «служить» и считаю своим долгом именно служение людям.

Галина Литвиненко, с. Ильинка:
– Служила провинциальной культуре 32 года, в настоящее время занимаюсь ветеранским движением и самодеятельным творчеством. Слежу за реализацией проекта «Культура России» – наконец-то в Казанский Дом культуры приезжают коллективы из областной филармонии! Огорчает, что угасает интерес к народной культуре, нужно возобновить в этом направлении работу методистов.
Евгений Негинский:

– Ставка для подобного работника нужна, разберемся с тем, что происходит в Казанском районе. А интерес исчезает потому, что  в народное искусство не идет молодежь. Преемственность нарушается, но мы делаем все возможное для того, чтобы ее вернуть.

Маргарита Шаманенко:

– Насколько необходимо сохранять патриархальные традиции?

Евгений Негинский:

– Ментальность российского общества разрушается, в том числе кинематографом, который пропагандирует культ силы и героев-одиночек. Нашим людям близок общинный дух, а им прививают индивидуализм. Сохранение исконных традиций очень важно. Департамент культуры содействует в развитии народных промыслов – резьбы по кости и ковроткачества. Могу признаться, что ошибался, считая, что ковры не могут привлечь внимание зрителей, – недавно созданная галерея народного творчества пользуется широкой популярностью.

Наталья Худорожкова:

– Как культура может конкурировать с телевидением?

Евгений Негинский:

– Иногда пытаюсь найти хотя бы намеки позитива в информационном поле, но есть ощущение, что телеканалы соревнуются, кто сильнее опечалит зрителя, как будто сказать с экрана что-то доброе – моветон. Нужно оберегать наши умы  и головы, а культурный продукт должен отвечать критериям Аристотеля – истине, добру и красоте. Это мое мнение как гражданина и руководителя. Учреждения культуры должны стать альтернативой телевидению. Поэтому областная научная библиотека открыта сейчас до 10 вечера.

Необходимо изменить ментальность работников культуры. Эта сфера деятельности предполагает иной по сравнению с большинством граждан график работы. Многие сотрудники болезненно воспринимают, что музей должен работать допоздна, а я в этом глубоко убежден. Если человек видит закрытые двери клубов, музеев и библио-тек, он ищет возможность реализовать себя по-другому, часто через агрессию. Основная задача – эффективное использование ресурсной базы, создание системы обязательных «культурных продуктов», чтобы человек всегда знал, куда можно пойти вечером.

Юрий Лысков, г. Тюмень:

– Когда в Тюмени откроется музейный комплекс и будет ли создан музей истории города? Почему убрали портреты почетных граждан с площади перед городской администрацией?

Евгений Негинский:

– Открытие музейного комплекса состоится не ранее конца 2012 года. Как только это случится, филиал городской Думы будет передан под музей истории города. Этот вопрос давно решен, но пока все инвестиционные потоки направлены на музейный комплекс. Вопрос относительно почетных жителей адресую администрации города Тюмени и обязательно проинформирую вас об ответе.

Людмила Шорохова:

– Как воспитать в ребенке – будущем гражданине художественный вкус?

Евгений Негинский:

– Я уже четырежды дед  и убежден, что бабушкин способ воспитания никто не отменял. Что посеем в семье, то  и получим в будущем, как поработали в свое время мама с папой, какое посадили зернышко, такое и прорастет. Кроме того, в Тюмени достаточно много центров эстетического воспитания для самых маленьких. А если говорить о мультфильмах, советских или голливудских, то им предпочитаю народные сказки.

[gallery columns="8"]

Сергей Исаев, вопрос из Интернета:

– Ваше отношение к рок-музыке? Может ли этот жанр рассчитывать на поддержку государства?

Евгений Негинский:

– Нет плохих жанров – есть разный уровень исполнителей.

У всех существует право на жизнь и возможность проявить себя. Я рад тому, что  в Тюмени появился фестиваль «Катись, квадрат», который проходит в замечательном месте – аэропорту Плеханово. Выступали хорошие команды и самое главное – не было асоциальных явлений, а это напрямую зависит от созданной организаторами атмосферы. Если говорить о моих музыкальных пристрастиях, то  я поклонник группы Led Zeppelin…

Юлия Маркеева, г. Ишим:

– Почему в последнее время на отчетных концертах звучат фонограммы вместо живого оркестра? Неужели уровень музыкантов так снизился?

Евгений Негинский:

– В так называемых сборных концертах невозможно одновременно создать условия для качественного звучания большого количества коллективов. Массовым мероприятиям необходима инструментальная фонограмма, ведь во время концерта зритель ждет динамичного действия, смены исполнителей. Если это собственная фонограмма, сделанная артистами и представляющая свое прочтение музыки, только приветствую. Но  я категорически против использования на концертах скачанных из Интернета «минусовок» в непонятной тональности. Видимо, вы попадаете на концерты, где музыканты стараются «быть попроще»: обращу на это внимание.

Виктория Феданяк:

– Состоявшиеся недавно Губернаторские чтения определили новый фарватер движения общественной мысли. Как руководитель отраслевого департамента, в чем видите задачи, которые предстоит решить в этом году работникам культурной сферы?

Евгений Негинский:

– Волнует слепое подражание зарубежному опыту. Массовое искусство пичкает нас одними и теми же артистами: они вкладываются в телевидение, чтобы потом вернуть деньги на концерте. Создается порочный круг. Мы говорим о модернизации, но не говорим о модернизаторах, а самая главная проблема культуры – кадры. Тюменская академия искусств и культуры начала достойно развиваться, но кадровый голод остается по многим направлениям. Иногда бывает, что человек занимает должность, кажется, неплохо делает работу, но психологически находится во вчерашнем дне. Нужно перейти Рубикон, а это трудно сделать, когда человек мыслит стереотипами. Поэтому наша основная задача – поиски и выращивание модернизаторов.

Аркадий Кузнецов:

– Кем из представителей культуры может гордиться Тюменская область? Как «вырастить звезду» и что департамент для этого делает?

Евгений Негинский:

– Гордиться можно многими: Антон Шароев, Николай Шамсутдинов, Михаил Бирман, плеяда Арцеров, Виктор Новокаускас, Сергей Грязнов, Леонид Окунев, Александр Новик... У нас около 160 заслуженных работников культуры РФ. Выращивать нужно не звезд, а профессионалов. На фестивале «Песня не знает границ» в Салехарде тюменка Светлана Каминская завоевала Гран-при, а творческий коллектив Тюменского колледжа искусств – звание лауреатов. Это будущие профессионалы, те, у кого горят глаза и кого нужно растить. Я уже дал поручение выводить этих студентов на профессиональную сцену.

Талантов очень много: пять лет назад на эстрадном фестивале по крупицам собирали конкурсантов, а сейчас жюри выделяет 20–25 человек, которые им нравятся. Разговор идет уже не  о вокальной интонации, не о том, что произведение сложно исполнять, а о внутренней энергии артиста. Это более высокий уровень, который говорит о качественной подготовке исполнителей. Профессионализм растет, один из стимулов – открывшееся в академии эстрадное отделение.

Развитие должно быть в каждом жанре: уезжают Чумаковы и Кукарские, но вместо них появятся другие. Будущие кадры должны поступать в академию, как  в старые добрые времена, по направлениям из муниципалитетов. Тогда, возможно, двое из троих вернутся на родину.

Ирина Никитина:

– Как вы оцениваете ситуацию с сельскими домами культуры и библиотеками? Сколько человек должно проживать в населенном пункте, чтобы там сохранялся стационарный Дом культуры?

Евгений Негинский:

– Существуют утвержденные правительством Российской Федерации нормативы по каждому типу учреждений культуры. Тюменская область по всем направлениям – библиотечному, музейному и культурно-досуговому – превышает рекомендуемые параметры. Имеется полный реестр всех объектов культуры юга Тюменской области с паспортизацией, по любому из них можно получить у нас информацию. Если в населенном пункте проживает до 500 человек, число посадочных мест в учреждении культуры должно быть не менее 150. Наша задача – охватить максимальное число жителей, поэтому сначала к технологическому соответствию приводятся объекты в районных центрах, затем идем в глубинку. Заканчивается оснащение районных домов культуры, после чего будут приведены в порядок библиотеки.

На уровне сельских поселений взаимодействуем с муниципальной властью, чтобы решить самый сложный вопрос – с клубами. Происходит процесс урбанизации, становится абсолютно невыгодно вкладывать 30–40 миллионов в ремонт клуба, в котором нет жизни. В этой ситуации остается приобретать передвижные клубные установки (на сегодняшний день их  в области сорок пять) и практиковать выездные формы работы. Не всегда оправдано даже это, но такова жизнь.

Ирина Кайдалова, п. Рощино:
– Раньше в Рощино был клуб, где работало много замечательных секций, играла группа «Центр тяжести». Сейчас молодежи некуда себя деть. Есть возможность хоть как-то наладить в микрорайоне культурную работу?
– Тема возникла впервые, видимо, Дом культуры был ведомственным. Нужно разобраться, в чей собственности находится здание, дам поручение сделать это начальнику управления по культуре администрации Тюмени Виктору Подкорытову.
Светлана Клименко:

– В Тюменском драмтеатре остается свободным место главного режиссера. Как теперь складывается репертуар, будут ли новые премьеры? В широком смысле – театр для города или город для театра?

Евгений Негинский:

– Выражаясь спортивным языком, драмтеатр из третьей лиги перескочил в элитную. Это произошло не  в связи со сменой ментальности или курса развития труппы, а после возведения нового здания. Идут поиски нового режиссера, который будет следить за «чистотой» репертуара, учитывать фрагментарность интересов зрителей. Коллектив переживает нормальное состояние. Идет смена поколений...

По моему убеждению, в театре должен время от времени меняться режиссер, потому что его «взгляд замыливается». В этом году театральный сезон заканчивается довольно рано, чтобы дать актерам возможность отдохнуть и наработать новый репертуар. В соответствии с постановлением губернатора Тюменской области идет стимуляция творчества грантами, которые будут выделяться после того, как постановка станет предметом внимания зрителей и театральной критики.

Денис Фатеев:

– Раньше считалось хорошим тоном, если молодой человек при общении с барышней цитировал классиков, а сейчас многие даже имен писателей не знают. Какие мероприятия проводятся для популяризации чтения среди молодежи?

Евгений Негинский:

– Люди выступают проводниками ценностей, которые доминируют в общественном сознании. Если во главу угла ставится ум, образованность, интеллект, их будет стараться демонстрировать и каждый гражданин. Не люблю, когда начинают развешивать ярлыки по принципу «молодежь плохая» и не соглашусь с вами: молодежь читает, хотя, возможно, читает не то. Книга – это информационный продукт для решения определенных задач. Печально, но электронная и говорящая книга постепенно заменяют печатную, нужно идти в ногу со временем.

Потребность в информации осталась, ее удовлетворяют через Интернет. Эту возможность абсолютно бесплатно предоставляет Тюменская областная научная библиотека, услугами которой может воспользоваться любой, даже без читательского билета. Нужно создать такие условия, чтобы у посетителей было желание возвращаться в учреждения культуры. Каждую библиотеку, в том числе сельскую, стараемся сделать более доступной – с удобным графиком работы, мультимедийными ресурсами.

Вероника Белоусова:

– С чем связано отсутствие победителей в номинации «Детская литература» на последнем конкурсе «Книга года»?

Евгений Негинский:

– По-моему, в этом нет ничего страшного – лучше так, чем награждать незаслуженно. Пускай в этом году среди региональных авторов не выявлено ярких звезд, но половина приобретенных для тюменских библиотек книг принадлежит перу писателей из УФО. В 2010 году проводился конкурс среди детских писателей Урала и было определено десять достойных номинантов.

Раиса Ковденко:

– Как поддерживаются местные творческие коллективы, например, юбиляр – Тюменский оркестр народных инструментов?

Евгений Негинский:

– К юбилею коллектива выделены средства из областного бюджета на приобретение музыкальных инструментов. Общая идеология такова – стараемся помогать тем, кто этого заслуживает. Хор «Ренессанс» скоро уезжает в Кемерово, недавно из Франции вернулся Антон Шароев. Считаю, что представлять Тюменскую область должны высокопрофессиональные музыканты! Проходят гастроли и по югу области – по договору этим занимаются артисты филармонии. Драматическому театру поставлена задача создавать спектакли малых форм специально для работы на выездах.

Марина Белова:

– Вы профессиональный музыкант, появляется ли  у вас желание сыграть на рояле?

Евгений Негинский:

– У меня в кабинете стоит музыкальный инструмент. Для меня музицирование – психологическая возможность вернуться к состоянию творчества, почувствовать себя «не чиновником». У меня собственное ощущение того, как должно звучать то или иное произведение. Часто случается, что  и дома сажусь за инструмент, играю для себя.

Аркадий Кузнецов:

– А для внуков?

Евгений Негинский:

– Как ни парадоксально, на двух внуках природа «отдыхает». Опыт еще раз доказывает, что насильственное приобщение к музыке не срабатывает. Иногда школа искусств, заставляя изучать сложные исполнительские направления, воспитывает неприязнь к творчеству. Многие из закончивших музыкальную школу попросту не умеют и не хотят играть на инструменте. Попытки сделать музыкантом старшего внука закончились его приличными успехами в баскетболе. Очень надеюсь, что третий внук, Евгений, которому сейчас два  с половиной года, будет более восприимчив к искусству.

Александр Скорбенко:

– О каких мероприятиях в областной культурной афише журналисты еще не знают?

Евгений Негинский:

– Очень насыщенный май, в первой декаде которого празднуется День Победы. Затем в Тюмени – всероссийская «Студенческая весна», на которую приезжает около двух тысяч студентов. Завершит месяц «Библиотечный конгресс», в работе которого примет участие 600 человек со всей России. Но главное – не мероприятия, а ежедневная организация культурной работы. Важно стремиться к тому, чтобы услуги, за исключением библиотечных, становились платными. Мы предоставляем доступ к культурным ценностям, а «ценности» не могут быть «бесплатными», в противном случае их ценность сомнительна.

Александр Скорбенко:

– Озвучьте ваш культурный манифест?

Евгений Негинский:

– Культура – во имя конкретного человека. Логотип департамента представляет собой треугольник, на одной из вершин которого – власть, на другой – исполнители, а на третьей – люди. Очень часто культура и власть работают между собой, забывая о человеке. Но смысл треугольника в том, чтобы все было связано. Идеальная модель выглядит так: государство создает условия для творчества, культура создает продукт, общество влияет на этот процесс своими пожеланиями.

Александр Скорбенко:

– Евгений Семенович заслуживает аплодисментов в свой адрес. Пусть его сердце будет пламенным мотором, помогающим нашей культуре развиваться без остановок. И чтобы даже на остановках было движение мысли, пара и пороха в пороховницах!
------------
блиц-опрос:
– Любили ли вы в детстве сольфеджио?

– Скорее, гармонию...

– С кем вам было бы не скучно застрять в лифте?

– С женой!

– Ходите ли вы в баню на Новый год?

– Нет, новогодних мероприятий так много, что у меня одно желание –  вернуться домой, перемахнуть с тостом через Новый год и лечь спать.

– Самый запомнившийся подарок?

– Рождение моего сына.

– Любимое блюдо?

– Сырники с медом, а вообще я не ужинаю 17 лет и всем рекомендую.

– Какие цветы дарите женщинам?

– Розы в большом букете.

– Водите ли машину?

– Люблю ездить за рулем один, на большой скорости, но по правилам.

– Ваша настольная книга?

– Сейчас читаю «Риторику», часто перечитываю «Жизнь замечательных людей».

– Любимый вид спорта?

– Два раза в неделю хожу на настольный теннис, имею первый разряд. В кабинете стоит небольшой спортивный уголок, считаю, что для мужчины нет ничего лучше перекладины.

– Любимый вид отдыха?

– Люблю уединиться за городом, чтобы почувствовать тишину.

– Ваши домашние животные?

– Кошка, люблю собак, но в свое время потерял очень верного друга и с тех пор больше их не держу...

– Древние греки считали бороду признаком мужественности...

– Это олицетворение счастья – знаю, что выгляжу без бороды очень глупо, поэтому «модернизирую» свою внешность. Кажется, она мне идет, и неплохо, если еще и придает мужественности.

– Хотели бы сыграть с составом музыкантов из редакции газеты?

– Если это предложение, то конечно! Поиграем джазовую традицию, рок, а может быть, и попоем...

Определение культуры от Евгения Негинского


Культура – это тот способ существования, который выбирает общество.

Любимый анекдот о работниках культуры


– Ваш сын играет на рояле?

– Нет.

– А дочь?

– Да.

– Что да?

– Тоже нет!



Ранее в сюжете

Даниил Дондурей: «Любить – и точка!»

04

Даниил Дондурей: «Любить – и точка!»

04