Диалог с природой
Весной Ишимский историко-краеведческий музей буквально расцвел: здесь открылась персональная выставка заслуженного работника культуры России художника-пейзажиста Николая Шутова.
Экспозиция под названием «Родные просторы» вместила живописные, за исключением нескольких акварельных этюдов и пастельного автопортрета, работы одиннадцати творческих лет маэстро. Пейзажный жанр занял главенствующее положение в творчестве Шутова с 1995-го, когда, став свободным художником, он вступил с природой в доверительный диалог. Итог каждой подобной «беседы» – рождение нового полотна, интересного и неповторимого по колориту. Николай Михайлович – неоднократный лауреат городской тематической выставки «Палитра Ишима», постоянный член жюри межрегионального конкурса детского творчества «Весенняя радуга». Кстати, пейзажист стоял у истоков зарождения детской художественной школы.
– Выезжая с воспитанниками на пленэр, учил их видеть красоту, своеобразие и уникальность родных мест, – вспоминает Николай Шутов о своей педагогической деятельности, – успевал и сам фотографировать, выполнять этюды, зарисовки.
Среди его учеников ишимский пейзажист Борис Смолин, известный есенинскими мотивами живописания. В художественной школе Шутов встретил и замечательного единомышленника Валентина Манухина, ставшего по жизни ему верным другом. Их совместные, по сей день, лыжные походы обогащают художников новыми впечатлениями и служат прекрасным стимулом для создания новых шедевров.
От работ Шутова, представленных в «сольной» выставке, воспевающих «белобородый бор в бобровом инее», невозможно отвести глаз. Сам художник признается в любви к каждому времени года, запечатлевая природную благодать непременно масляными красками и облачая законченные работы в рукотворные рамки.
– Первоначально хотел учиться столярному ремеслу, – признается живописец, – но вызов из Тюменского ремесленного училища пришел с опозданием, поэтому вместе с другом пошел в железнодорожное. Попали в первый набор учащихся, которых готовили на помощников машинистов тепловозов. Два года работал по специальности, далее – техником-конструктором в эксплуатационном цехе депо...
Чаша прекрасного в дальнейшей биографии дала значительный перевес и стала причиной получения им высшего образования на художественно-графическом факультете Омского педагогического института имени Горького. Недаром Гоголь настойчиво утверждал: «Поэзия и живопись – родные сестры». Действительно, без поэтического восприятия жизни невозможно быть оригинальным пейзажистом, коим является наш художник. Он одарен свыше зоркостью души, сердечным богатством, любовью к природе и людям. В работах Шутова человек и природа гармонично сосуществуют. Рассматривая его картины, пропитанные жизненным соком и воздухом, подпеваешь «майскому хору берез и тополей», замираешь у безмятежной водной глади в знойный летний день или же вместе с осенью творишь узоры желтым, зеленым, красным.
И остается: во-первых, с благодарностью вспоминать страну восходящего солнца, где пейзаж с шестого века сформировался как самостоятельный жанр; во-вторых, заслуженно превозносить представителей реалистической школы живописи всех последующих веков, объектом художественного изучения которых была окружающая действительность (в том числе и природа); несомненно, отдельно «восклицать осанну» Ивану Шишкину, первому утвердившему право русской березы и ели «войти» в живопись. При этом вновь и вновь хочется вернуться к работам ишимского пейзажиста, впитавшего лучшие достижения прошлого и создавшего полотна, удивительно самобытные по тональности и творческой палитре исполнения задуманного.