Такие правила, детка
Систему сложно нарушить, сломать, раздавить – над ней, самим совершенством, корпели лучшие умы. Но вот подразнить ее прародителей, довести их до истерики и узнать слабые стороны вполне реально. А заодно впервые услышать нормальный смех тех, кто давным-давно забыл об этом.
Для операции под кодовым названием «Пролетая над гнездом кукушки» нам понадобится хоспис для душевнобольных (решетки, «желтая линия», групповая терапия, на которой твою душу не спасают, а вскрывают, ТВ-мониторы для «тесного общения» лекарей с подопечными), группка умалишенных (здесь свои стукачи, вожди, овощи – дети электрошоковых
революций), медперсонал во главе с сестрой Речид (монстр в колпаке – самое трогательное ее прозвище, остальные – непечатные) и он – пришедший с радостью, дабы отлежаться, оставшийся навсегда, ибо выступал много… Макмэрфи, променявший трудобудни в тюрьме на психушку, – символ целой эпохи, в которой тот, кто не бастует – «овечка», «индеец, купившийся на дешевые бусы», а кто бастует – воин, но воин обреченный…
Трехчасовой урок борьбы с системой в Тюмень накануне Дня Победы привезли актеры легендарного «Ленкома». Впервые, между прочим. Под спектакль по одноименному роману Кена Кизи, адресованному поколению шестидесятых, сцену филармонии отдали на два дня. Она за долгие годы службы зрителю видела многие взлеты и падения, но такие энергетические коктейли, как «Кукушка», пробовала от раза к разу. По словам представителей труппы, это не визитная карточка «Ленкома» (высокий статус до сих пор остается за «Юноной и Авось»), но все-таки работа любимая, афишу украшающая, честная, живая, необычная. За шесть лет жизни сценическая фантазия болгарского режиссера Александра Морфова совсем не изменилась – каждый раз она играется как премьера, каждый раз воспринимается
публикой как самый современный материал.
По признанию актера Андрея Леонова (любителям сериалов он известен по «Папиным дочкам» на канале СТС), режиссер просил не играть сумасшедших, а вживаться в образы людей, у которых болит душа. Чтобы «ленкомовцам» было легче справляться с задачей, оставил специальные «импровизационные зоны». Александр Лазарев-младший (на спектакли в Тюмень не приехал по известной причине), Андрей Соколов (сменил коллегу в последний момент), Андрей Леонов, Сергей Пиотровский, Виллор Кузнецов, Анна Якунина, Александр Сирин, Иван Агапов – в родном театре их давно окрестили «морфовской компанией». Они настолько органичны рядом друг с другом, не играют – проживают спектакль на одном – легком – дыхании, что и зритель невольно начинает дышать в унисон, а после занавеса никак не хочет расходиться, ожидая продолжения.
Тюменцы и встретили, и проводили «Ленком» тепло, искренне, восторженно. Хочется уже откушать нового «энергетика» от прославленного коллектива. Что у вас в меню, Марк Анатольевич Захаров?