Разведчик Кузнецов в тылу врага
Продолжение темы. начало в № 26 за 16 февраля, № 46 за 22 марта, № 64 за 15 апреля
Цикл материалов, посвященный столетию со дня рождения Героя Советского Союза Николая Кузнецова, продолжает публикация о службе разведчика во время Великой Отечественной войны, его подвигах в тылу немецких захватчиков.
Москва
22 июня 1941 года, воскресенье. Николай планировал отдыхать. Но в полдень по Всесоюзному радио нарком иностранных дел Молотов сообщил стране, что в четыре утра германские войска без объявления войны перешли западные границы и напали на Советский Союз. Прозвучали указы о мобилизации военнообязанных и введении военного положения в прифронтовых областях.
В военкоматы выстроились очереди. Кузнецов в них встать не мог, он не числился ни офицером, ни рядовым.
Уже в первые дни войны его имя внесли в список особых агентов для внедрения во вражеский тыл. Сначала «Колониста» забросили с разведывательной целью в тыл девятой немецкой армии группы «Центр». С заданием успешно справился, после чего Николая Ивановича стали готовить в отряд особого назначения «Победители».
Все последующие недели и месяцы были заполнены самым напряженным трудом, какой когда-либо доставался Кузнецову. Подготовка занимала практически целые сутки. Ему помогали старые чекисты с большим опытом разведывательной работы.
Прыжки с парашютом. Ориентирование на местности. Стрельба из всех видов советского и немецкого личного оружия. Владение холодным оружием и приемами самбо. Подрывное, шифровальное дело.
Непрерывное повторение, до оскомины в зубах, всех деталей разработанной чекистами легенды, его новой биографии, знать которую он должен был лучше настоящей. Пауль Вильгельм Зиберт. Лейтенант 230-го пехотного полка 76-й пехотной дивизии. Сын лесничего в имении князя Шлобаттена в Восточной Пруссии. После ранения под Курском, временно, до полного выздоровления, является чрезвычайным уполномоченным хозяйственного командования по использованию материальных ресурсов оккупированных областей СССР в интересах вермахта. Награжден орденом «Железный крест» первого и второго классов.
С целью практики и проверки чекисты поместили «Колониста» в лагерь немецких военнопленных в подмосковном Красногорске.
Кузнецов предстал перед «соотечественниками» в мундире офицера. Лагерь дал Николаю Ивановичу живые уроки общения с солдатами и офицерами разных родов войск, помог усвоить тонкости взаимоотношений военнослужащих. Ни одного «прокола» не произошло. Значит, он был практически готов для внедрения в немецкую армию.
Ровно
На украинском театре военных действий к началу 1942 года сложилась следующая ситуация. Столицей оккупированной Украины немцы избрали не Киев и не Львов, а город Ровно. Здесь разместили резиденцию рейхскомиссара Украины Эриха Коха, особо приближенного к фюреру человека. В Ровно осели многочисленные штабы и различные оккупационные учреждения. И вышло так, что новоявленная «столица» оказалась вне поля советской разведки. Москва перед отрядом особого назначения «Победители» и вошедшим в его состав «Пухом» – Николаем Кузнецовым поставила главной задачей организацию и ведение широкой разведывательной деятельности в Ровно и на стратегически важном железнодорожном узле Здолбунов. Надлежало создать необходимую сеть для осуществления разведки с привлечением местных подпольщиков и надежных людей. Особая роль отводилась «Пуху». А командира отряда Медведева чекисты предупредили, что «Пух» для всех – Николай Грачев, инженер с Урала, владеющий немецким. Больше никто ни о чем не должен знать!
Продолжение следует.
Николай ЗЕНЗИН, полковник ФСБ в отставке