«Целое яблоко, а не его кусочек»
Дать школьникам общую картину мира – принцип работы «занковцев»
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Слова забавной детской песенки любил напевать, несмотря на статус (академик все-таки, ученик Выготского), большой специалист в области дефектологии, запоминания, педагогической психологии Леонид Занков.
Правда, для потомков профессор оставил далеко не легкую методику – это касается и учителей, «трансляторов» идей мастера, и ребятни, скажем так, современных «пользователей» этих идей. 23 апреля последователи дидактической системы развивающего обучения по Занкову, разработанной в 60-х годах прошлого века, отметят 110-летие со дня рождения кумира.
Как вариативная государственная система начального образования система Занкова введена в России в 1995 году. И раньше, и сейчас у нее примерно одинаковое число поклонников и равнодушных. Чем же «занковцы» отличаются от других школяров? Во-первых, развиваются всесторонне. Учить детей без двоек, без принуждения, постоянно подпитывать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске – первое правило специалистов, принявших методику с многолетними традициями.
В основу системы легли разработки видного психолога Льва Выготского. Их суть в том, что обучение не ориентируется на уже созревшие особенности мышления малыша, а ведет его за собой. Именно такой характер должна носить помощь взрослых: не подсказка, а совместный поиск решения. Система Занкова принимает каждого таким, каков он есть, учитывая, что формирование взрослеющего человечка идет неравномерно. Она также не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения зреющих в молодом организме способностей. И еще об одном, не менее важном: начальное образование по Занкову дает ученикам общую картину мира (как целого фрукта), а не ее кусочки. Нет предметов главных и второстепенных. А это очень важно для повышения статуса ориентированных на чувства дисциплин: ИЗО, музыки, естествознания, физкультуры...