Книга или компьютер?
Некогда самую читающую страну в мире, Россию, в начале XXI века настиг-таки кризис и в этой сфере: в библиотеках пустовато, посетители -- по большей части готовящиеся к занятиям студенты и школьники; полки книжных магазинов ломятся от разнокалиберных томов, скучающих в ожидании покупателя. Преобладающий источник информации – Интернет, а компьютер есть практически в каждой семье.
К человеку культуры
Все чаще специалисты констатируют: дети не читают, у молодого поколения развивается «клиповое» сознание. Значит ли это, что книга уходит в прошлое и ее полностью заменят электронные информационные технологии? Педагоги говорят: «Нет!» И направляют усилия на разработку новых подходов к формированию навыков углубленного чтения у школьников и студентов.
Возможно, требуется более тесное взаимодействие образовательных учреждений, библиотек, издательств, СМИ? Насколько актуальны эти проблемы за рубежом и как они решаются там? Эти и другие вопросы обсуждали преподаватели ТюмГУ, школьные учителя и представители библиотек на заседании круглого стола «Формирование читательской компетентности как общекультурного опыта».
Может, тема надумана? Надо ли вообще заботиться о читательской компетентности молодежи, когда чтение как таковое занимает все меньше места в жизни юношей и девушек? Простые размышления приводят к мысли, что, наверное, надо: чтение, книга -- часть культуры, и вряд ли нужно при возникшей конкуренции со стороны новых информационных технологий сразу расставаться с этим приобретением человечества.
Современный компетентностный подход в педагогике как заложение не только представлений, но также практических навыков и готовности к действиям в изучаемой области, по словам академика Владимира Загвязинского, есть лишь путь к следующему этапу -- культуротворческому, который будет формировать человека культурного.
Не тому учим?
Пока же до человека культуры нам далековато: в 2009 году Россия заняла 43-е место из 65 возможных по уровню грамотности. Такое исследование среди 15-летних школьников раз в три года проводится по инициативе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Первое место занял китайский город Шанхай, второе – Южная Корея, третье – Финляндия. В 2006 году Россия также была в группе «ниже среднего» по навыкам чтения.
Как заметила преподаватель ТюмГУ Ольга Жеглова, в странах с высокими показателями видят в чтении основу для получения образования и в ходе обучения там много внимания уделяется работе с текстом. В России же чтение наделяется нравственной, воспитательной миссией, изучаемые произведения классиков требуют медленного, вдумчивого проникновения в замысел автора. Потому и подходы разные. Вероятно, представитель российской культуры должен-таки владеть разноплановыми навыками, чтобы использовать их в зависимости от цели чтения.
Вот и получается, что когда необходимо получить информацию, современный человек может отдать предпочтение компьютеру, который обеспечивает мобильность перехода к разным темам и аспектам знания. Для духовного же обогащения книга зачастую остается незаменимым источником. Гибко сочетая то и другое, человек и в информационном обществе способен стать высокодуховной личностью.
Учителя в поиске
Начало тому задается в школе. Так, в тюменской гимназии № 1 для ребят 7--8 классов организован курс по формированию учебно-информационных умений. Учитель русского языка и литературы Ольга Редина предлагает любой текст, в том числе из учебника, воспринимать как диалог. Даже если второй стороной будет автор учебника: были же у него какие-то основания преподнести данную информацию так, а не иначе. И беседа строится уже по-другому, и ученик расширяет свой взгляд на текст как источник информации.
В школе № 91 учителя открыли для себя много нового, проведя серию мероприятий на темы чтения. Оказалось, что стихи Маяковского можно петь, а пятиклассникам интересны те же книжки, какие читают выпускники. Или другой ход: прочитали, обсудили, прочувствовали рассказ «неизвестного» автора, а на следующий день состоялась встреча с этим писателем. Такие запоминающиеся события, равно как и поддержание значимости книги на уровне всей школы, тоже, по мнению учителя русского языка и литературы Елены Медведевой, призваны способствовать мотивации детей к чтению.
Что на полках?
Между тем библиотеки по-прежнему предлагают читателям огромный выбор литературы, в том числе на электронных носителях. О возможностях Тюменской областной научной библиотеки вкупе с филиалом Президентской напомнила начальник отдела PR-деятельности ТОНБ Людмила Губкина.
Однако вот парадокс: современная отделка здания и более чем современная ее «начинка» не сказать чтобы привлекли в избытке новых читателей, а многие из прежних завсегдатаев в стеклянно-электронном интерьере просто теряются. Хотя совершенно напрасно: те же и массу новых книг можно получить как традиционным способом, так и через компьютер. Как пользоваться электронным каталогом -- покажут и научат.
Возможно, оттоку читателей поспособствовало отсутствие отдела абонемента в библиотеке после реконструкции. Что как не возможность брать книги на дом поддерживает интерес к чтению? Получению же информации мощную конкуренцию составляет домашний компьютер. Если мы хотим, чтобы население читало, книги должны быть максимально доступны. Будем надеяться, что часть бывших приверженцев абонемента ТОНБ отправилась в городские библиотеки. Но наверняка есть и те, кто просто махнул рукой на чтение хорошей книжки перед сном.
И здесь мы касаемся темы, которая, к сожалению, не звучала в ходе обсуждения вопроса. Человек читающий формируется не в последнюю очередь в семье: если ребенок с детства видит, что в доме есть книги и они не стоят украшением в шкафу, а читаются и перечитываются, больше шансов, что у него возникнет та же потребность. Наряду с использованием возможностей компьютера.
------------
мнение
Владимир ПОЛИЩУК, тюменский краевед:
-- Мне визуально легче и привычнее воспринимать печатный текст: книгу, журнал, газету. В Интернет захожу в основном для того, чтобы перепроверить данные, скажем, слушал новости, что-то не уловил -- там всегда можно уточнить.
Но полностью на Интернет положиться невозможно, поэтому идешь в библиотеку за каким-то справочником. Если есть возможность, то что-то и покупаю. А молодежи уже удобнее все узнать через компьютер. Тут она нам может сто очков форы дать.
Думаю, книга и компьютер будут сосуществовать и взаимодополнять друг друга. В свое время появилось кино и боялись, что театр исчезнет. Потом предполагали, что телевидение вытеснит и театр, и кино. Но ведь этого не произошло. Просто палитра творчества человеческого расширяется и будет тонкими инструментами работать на достижение стоящих целей и задач.
---
Виктор ЗЛОБИН, инженер-механик, выпускник ТюмГНГУ:
– Книги, безусловно, будут существовать наряду с компьютером. Интернет -- ходовой способ получения информации, но если сразу не распечатал, считай, потерял ее. А книга всегда под рукой, в ней можно снова посмотреть то, что нужно.
Художественную литературу предпочитаю в печатном издании, а источники познавательного характера читаю в Интернете плюс там же видеоролики по теме. Появились электронные книги как некий компромисс, у них специальный экран, защищающий глаза от усталости.
Тем не менее знаю, что молодежь не читает: думаю, сейчас просто другие ценности. Но если совсем не читать, забудешь, как слова пишутся. Просматриваю форумы -- сплошная безграмотность. Люди или не знают, что они не владеют грамотой, или бравируют этим.