×
В социальных сетях
В печатной версии

Книга или компьютер?

22.04.2011
14:28
Книга или компьютер?. None. Некогда самую читающую страну в мире, Россию, в начале XXI века настиг-таки кризис и в этой сфере: в библиотеках пустовато, посетители -- по большей части готовящиеся к занятиям студенты и школьники; полки книжных магазинов ломятся от разнокалиберных томов, скучающих в ожидании покупателя. Преобладающий источник информации – Интернет, а компьютер есть практически в каждой семье.К человеку культурыВсе чаще специалисты констатируют: дети не читают, у молодого поколения развивается «клиповое» сознание. Значит ли это, что книга уходит в прошлое и ее полностью заменят электронные информационные технологии? Педагоги говорят: «Нет!» И направляют усилия на разработку новых подходов к формированию навыков углубленного чтения у школьников и студентов. Возможно, требуется более тесное взаимодействие образовательных учреждений, библиотек, издательств, СМИ? Насколько актуальны эти проблемы за рубежом и как они решаются там? Эти и другие вопросы обсуждали преподаватели ТюмГУ, школьные учителя и представители библиотек на заседании круглого стола «Формирование читательской компетентности как общекультурного опыта». Может, тема надумана? Надо ли вообще заботиться о читательской компетентности молодежи, когда чтение как таковое занимает все меньше места в жизни юношей и девушек? Простые размышления приводят к мысли, что, наверное, надо: чтение, книга -- часть культуры, и вряд ли нужно при возникшей конкуренции со стороны новых информационных технологий сразу расставаться с этим приобретением человечества. Современный компетентностный подход в педагогике как заложение не только представлений, но также практических навыков и готовности к действиям в изучаемой области, по словам академика Владимира Загвязинского, есть лишь путь к следующему этапу -- культуротворческому, который будет формировать человека культурного.Не тому учим?Пока же до человека культуры нам далековато: в 2009 году Россия заняла 43-е место из 65 возможных по уровню грамотности. Такое исследование среди 15-летних школьников раз в три года проводится по инициативе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Первое место занял китайский город Шанхай, второе – Южная Корея, третье – Финляндия. В 2006 году Россия также была в группе «ниже среднего» по навыкам чтения. Как заметила преподаватель ТюмГУ Ольга Жеглова, в странах с высокими показателями видят в чтении основу для получения образования и в ходе обучения там много внимания уделяется работе с текстом. В России же чтение наделяется нравственной, воспитательной миссией, изучаемые произведения классиков требуют медленного, вдумчивого проникновения в замысел автора. Потому и подходы разные. Вероятно, представитель российской культуры должен-таки владеть разноплановыми навыками, чтобы использовать их в зависимости от цели чтения. Вот и получается, что когда необходимо получить информацию, современный человек может отдать предпочтение компьютеру, который обеспечивает мобильность перехода к разным темам и аспектам знания. Для духовного же обогащения книга зачастую остается незаменимым источником. Гибко сочетая то и другое, человек и в информационном обществе способен стать высокодуховной личностью.Учителя в поискеНачало тому задается в школе. Так, в тюменской гимназии № 1 для ребят 7--8 классов организован курс по формированию учебно-информационных умений. Учитель русского языка и литературы Ольга Редина предлагает любой текст, в том числе из учебника, воспринимать как диалог. Даже если второй стороной будет автор учебника: были же у него какие-то основания преподнести данную информацию так, а не иначе. И беседа строится уже по-другому, и ученик расширяет свой взгляд на текст как источник информации. В школе № 91 учителя открыли для себя много нового, проведя серию мероприятий на темы чтения. Оказалось, что стихи Маяковского можно петь, а пятиклассникам интересны те же книжки, какие читают выпускники. Или другой ход: прочитали, обсудили, прочувствовали рассказ «неизвестного» автора, а на следующий день состоялась встреча с этим писателем. Такие запоминающиеся события, равно как и поддержание значимости книги на уровне всей школы, тоже, по мнению учителя русского языка и литературы Елены Медведевой, призваны способствовать мотивации детей к чтению.Что на полках?Между тем библиотеки по-прежнему предлагают читателям огромный выбор литературы, в том числе на электронных носителях. О возможностях Тюменской областной научной библиотеки вкупе с филиалом Президентской напомнила начальник отдела PR-деятельности ТОНБ Людмила Губкина. Однако вот парадокс: современная отделка здания и более чем современная ее «начинка» не сказать чтобы привлекли в избытке новых читателей, а многие из прежних завсегдатаев в стеклянно-электронном интерьере просто теряются. Хотя совершенно напрасно: те же и массу новых книг можно получить как традиционным способом, так и через компьютер. Как пользоваться электронным каталогом -- покажут и научат. Возможно, оттоку читателей поспособствовало отсутствие отдела абонемента в библиотеке после реконструкции. Что как не возможность брать книги на дом поддерживает интерес к чтению? Получению же информации мощную конкуренцию составляет домашний компьютер. Если мы хотим, чтобы население читало, книги должны быть максимально доступны. Будем надеяться, что часть бывших приверженцев абонемента ТОНБ отправилась в городские библиотеки. Но наверняка есть и те, кто просто махнул рукой на чтение хорошей книжки перед сном. И здесь мы касаемся темы, которая, к сожалению, не звучала в ходе обсуждения вопроса. Человек читающий формируется не в последнюю очередь в семье: если ребенок с детства видит, что в доме есть книги и они не стоят украшением в шкафу, а читаются и перечитываются, больше шансов, что у него возникнет та же потребность. Наряду с использованием возможностей компьютера. ------------мнение Владимир ПОЛИЩУК, тюменский краевед: -- Мне визуально легче и привычнее воспринимать печатный текст: книгу, журнал, газету. В Интернет захожу в основном для того, чтобы перепроверить данные, скажем, слушал новости, что-то не уловил -- там всегда можно уточнить. Но полностью на Интернет положиться невозможно, поэтому идешь в библиотеку за каким-то справочником. Если есть возможность, то что-то и покупаю. А молодежи уже удобнее все узнать через компьютер. Тут она нам может сто очков форы дать. Думаю, книга и компьютер будут сосуществовать и взаимодополнять друг друга. В свое время появилось кино и боялись, что театр исчезнет. Потом предполагали, что телевидение вытеснит и театр, и кино. Но ведь этого не произошло. Просто палитра творчества человеческого расширяется и будет тонкими инструментами работать на достижение стоящих целей и задач. --- Виктор ЗЛОБИН, инженер-механик, выпускник ТюмГНГУ: – Книги, безусловно, будут существовать наряду с компьютером. Интернет -- ходовой способ получения информации, но если сразу не распечатал, считай, потерял ее. А книга всегда под рукой, в ней можно снова посмотреть то, что нужно. Художественную литературу предпочитаю в печатном издании, а источники познавательного характера читаю в Интернете плюс там же видеоролики по теме. Появились электронные книги как некий компромисс, у них специальный экран, защищающий глаза от усталости. Тем не менее знаю, что молодежь не читает: думаю, сейчас просто другие ценности. Но если совсем не читать, забудешь, как слова пишутся. Просматриваю форумы -- сплошная безграмотность. Люди или не знают, что они не владеют грамотой, или бравируют этим.

Некогда самую читающую страну в мире, Россию, в начале XXI века настиг-таки кризис и в этой сфере: в библиотеках пустовато, посетители -- по большей части готовящиеся к занятиям студенты и школьники; полки книжных магазинов ломятся от разнокалиберных томов, скучающих в ожидании покупателя. Преобладающий источник информации – Интернет, а компьютер есть практически в каждой семье.

К человеку культуры


Все чаще специалисты констатируют: дети не читают, у молодого поколения развивается «клиповое» сознание. Значит ли это, что книга уходит в прошлое и ее полностью заменят электронные информационные технологии? Педагоги говорят: «Нет!» И направляют усилия на разработку новых подходов к формированию навыков углубленного чтения у школьников и студентов.

Возможно, требуется более тесное взаимодействие образовательных учреждений, библиотек, издательств, СМИ? Насколько актуальны эти проблемы за рубежом и как они решаются там? Эти и другие вопросы обсуждали преподаватели ТюмГУ, школьные учителя и представители библиотек на заседании круглого стола «Формирование читательской компетентности как общекультурного опыта».

Может, тема надумана? Надо ли вообще заботиться о читательской компетентности молодежи, когда чтение как таковое занимает все меньше места в жизни юношей и девушек? Простые размышления приводят к мысли, что, наверное, надо: чтение, книга -- часть культуры, и вряд ли нужно при возникшей конкуренции со стороны новых информационных технологий сразу расставаться с этим приобретением человечества.

Современный компетентностный подход в педагогике как заложение не только представлений, но также практических навыков и готовности к действиям в изучаемой области, по словам академика Владимира Загвязинского, есть лишь путь к следующему этапу -- культуротворческому, который будет формировать человека культурного.
Не тому учим?
Пока же до человека культуры нам далековато: в 2009 году Россия заняла 43-е место из 65 возможных по уровню грамотности. Такое исследование среди 15-летних школьников раз в три года проводится по инициативе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Первое место занял китайский город Шанхай, второе – Южная Корея, третье – Финляндия. В 2006 году Россия также была в группе «ниже среднего» по навыкам чтения.

Как заметила преподаватель ТюмГУ Ольга Жеглова, в странах с высокими показателями видят в чтении основу для получения образования и в ходе обучения там много внимания уделяется работе с текстом. В России же чтение наделяется нравственной, воспитательной миссией, изучаемые произведения классиков требуют медленного, вдумчивого проникновения в замысел автора. Потому и подходы разные. Вероятно, представитель российской культуры должен-таки владеть разноплановыми навыками, чтобы использовать их в зависимости от цели чтения.

Вот и получается, что когда необходимо получить информацию, современный человек может отдать предпочтение компьютеру, который обеспечивает мобильность перехода к разным темам и аспектам знания. Для духовного же обогащения книга зачастую остается незаменимым источником. Гибко сочетая то и другое, человек и в информационном обществе способен стать высокодуховной личностью.

Учителя в поиске


Начало тому задается в школе. Так, в тюменской гимназии № 1 для ребят 7--8 классов организован курс по формированию учебно-информационных умений. Учитель русского языка и литературы Ольга Редина предлагает любой текст, в том числе из учебника, воспринимать как диалог. Даже если второй стороной будет автор учебника: были же у него какие-то основания преподнести данную информацию так, а не иначе. И беседа строится уже по-другому, и ученик расширяет свой взгляд на текст как источник информации.

В школе № 91 учителя открыли для себя много нового, проведя серию мероприятий на темы чтения. Оказалось, что стихи Маяковского можно петь, а пятиклассникам интересны те же книжки, какие читают выпускники. Или другой ход: прочитали, обсудили, прочувствовали рассказ «неизвестного» автора, а на следующий день состоялась встреча с этим писателем. Такие запоминающиеся события, равно как и поддержание значимости книги на уровне всей школы, тоже, по мнению учителя русского языка и литературы Елены Медведевой, призваны способствовать мотивации детей к чтению.

Что на полках?


Между тем библиотеки по-прежнему предлагают читателям огромный выбор литературы, в том числе на электронных носителях. О возможностях Тюменской областной научной библиотеки вкупе с филиалом Президентской напомнила начальник отдела PR-деятельности ТОНБ Людмила Губкина.

Однако вот парадокс: современная отделка здания и более чем современная ее «начинка» не сказать чтобы привлекли в избытке новых читателей, а многие из прежних завсегдатаев в стеклянно-электронном интерьере просто теряются. Хотя совершенно напрасно: те же и массу новых книг можно получить как традиционным способом, так и через компьютер. Как пользоваться электронным каталогом -- покажут и научат.

Возможно, оттоку читателей поспособствовало отсутствие отдела абонемента в библиотеке после реконструкции. Что как не возможность брать книги на дом поддерживает интерес к чтению? Получению же информации мощную конкуренцию составляет домашний компьютер. Если мы хотим, чтобы население читало, книги должны быть максимально доступны. Будем надеяться, что часть бывших приверженцев абонемента ТОНБ отправилась в городские библиотеки. Но наверняка есть и те, кто просто махнул рукой на чтение хорошей книжки перед сном.

И здесь мы касаемся темы, которая, к сожалению, не звучала в ходе обсуждения вопроса. Человек читающий формируется не в последнюю очередь в семье: если ребенок с детства видит, что в доме есть книги и они не стоят украшением в шкафу, а читаются и перечитываются, больше шансов, что у него возникнет та же потребность. Наряду с использованием возможностей компьютера.

------------

мнение


Владимир ПОЛИЩУК, тюменский краевед:

-- Мне визуально легче и привычнее воспринимать печатный текст: книгу, журнал, газету. В Интернет захожу в основном для того, чтобы перепроверить данные, скажем, слушал новости, что-то не уловил -- там всегда можно уточнить.

Но полностью на Интернет положиться невозможно, поэтому идешь в библиотеку за каким-то справочником. Если есть возможность, то что-то и покупаю. А молодежи уже удобнее все узнать через компьютер. Тут она нам может сто очков форы дать.

Думаю, книга и компьютер будут сосуществовать и взаимодополнять друг друга. В свое время появилось кино и боялись, что театр исчезнет. Потом предполагали, что телевидение вытеснит и театр, и кино. Но ведь этого не произошло. Просто палитра творчества человеческого расширяется и будет тонкими инструментами работать на достижение стоящих целей и задач.

---

Виктор ЗЛОБИН, инженер-механик, выпускник ТюмГНГУ:

– Книги, безусловно, будут существовать наряду с компьютером. Интернет -- ходовой способ получения информации, но если сразу не распечатал, считай, потерял ее. А книга всегда под рукой, в ней можно снова посмотреть то, что нужно.

Художественную литературу предпочитаю в печатном издании, а источники познавательного характера читаю в Интернете плюс там же видеоролики по теме. Появились электронные книги как некий компромисс, у них специальный экран, защищающий глаза от усталости.

Тем не менее знаю, что молодежь не читает: думаю, сейчас просто другие ценности. Но если совсем не читать, забудешь, как слова пишутся. Просматриваю форумы -- сплошная безграмотность. Люди или не знают, что они не владеют грамотой, или бравируют этим.

Справка

Почти 40 процентов россиян не читают, 52 процента никогда не покупают книг.
Тиражи газет в сравнении с 1990 годом сократились в 6 раз, журналов – в 8, при этом подписка на газеты упала в 7 раз, а журналов – в 16.
В 1990 году на тысячу населения подписка составляла почти 1900 экземпляров (каждая семья выписывала 2–3 газеты и 1–2 журнала), а в 2005-м составила всего около 200.
Ныне в России всего 20 процентов населения читают газеты и журналы.
-- (По данным социологического исследования «Левада-Центра»)
811Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
За три недели до празднования 433-летия Тюмени наш город обзавелся интересным проектом.
Выставка из десяти картин открылась в Тюменском индустриальном университете.
Читка пьесы Андрея Иванова «С училища» -- путешествие на задворки.
Экпозиция, рассказывающая о традиционной культуре чувашей открылась на площадке информационно-выставочного центра Тюменской областной Думы.
В Выставочном зале идут работы по модернизации здания. Первый их этап включает замену светового оборудования и ремонт входной группы.
17 июля в Тюмени начнется акция «Область надежды, которую домом зовем».
В полученных изображениях переплелись живопись и реальные фотографии.
Воспоминания Александра Истомина о молодежном музыкальном коллективе.
Опрос
По каким критериям вы выбираете место для отдыха?
Морское побережье
Горный курорт
Сервис «Все включено»
Безвизовый режим
Приемлемая стоимость
Транспортная доступность
Познавательный досуг
Развлечения
Все вышеперечисленное
Популярные статьи

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное