Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Династия Романовых и  казачество

Общество, 10:20, 05 апреля 2011, Геннадий ЗАЙЦЕВ
Слушать новость
Династия Романовых и  казачество. .

Редакция газеты предлагает вниманию читателей цикл материалов, посвященных дому Романовых


Приближается важная дата российской истории – 400-летие дома Романовых, которое отмечается в 2013 году. Это событие сможет отразить историю страны через династию Романовых, обозначить и собрать воедино историко-познавательные, нравственные, патриотические задачи. Кроме того, юбилей поможет высветить сильные и слабые места регионального туризма.

С этой целью в рамках проекта «Народный туристический маршрут» открывается новый раздел «400 лет дому Романовых». Приглашаем принять участие в новом проекте ученых, преподавателей, исследователей, краеведов, специалистов, работающих в сфере туризма, и всех, кому дорога история нашей Родины.

В ближайшие годы будет отмечаться ряд знаменательных юбилеев, которые незримой нитью связаны в едином историческом, временном и территориальном пространстве. В 2012 году отметим 430-летие Сибирского казачьего войска и присоединения Сибири к России, в следующем – 400-летие дома Романовых.

Текущий год знаменателен тем, что 120 лет назад цесаревич Николай – августейший атаман всех казачьих войск, наследник российского престола, посетил наш край. Это почетное звание присваивалось с 1827 года наследникам и цесаревичам до вступления на престол. Последним августейшим атаманом был  и остается Алексей Николаевич – сын Николая II.

Казаки. Кто они?


Приближающиеся юбилейные даты связывает уникальное явление, присущее только России – казачество. Как пишет верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный, «казачество – самый загадочный народ в мировой истории». Лев Толстой написал фразу, которая практически полностью характеризует феномен казачества и его роль в истории Российского государства: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию».

Казаки принимали участие во всех исторических переломных моментах. Именно с ними связаны территориальные изменения и смены исторических ритмов в стране. Вспомните поход Ермака в Сибирь и возведение на российский трон династии  Романовых. Первое событие привело к созданию великой евроазиатской державы, второе – страной 300 лет правила династия Романовых.

Казачий историк Недбай писал, что «казачество России и Сибири в том числе следует рассматривать как феномен оте-чественной истории, порожденный всем ходом процесса образования и развития Российского государства, только ему присущий и только с ним связанный». Батырев в книге «Казаки и военные судостроения на речных верфях Дона и Днепра в XVII–XIX вв.» указывал, что казачество организовывалось в две категории: анархо-демократическое, сродни рыцарскому ордену, и ре-естровое – особый военный класс на государственной службе.

Именно казаки были той силой на Земском соборе, которая сыграла ключевую роль в избрании Михаила Романова на престол: они кричали, что «не допустят иного царя, кроме Михаила Федоровича». В силу тех событий династия Романовых теснейшим образом связана с казачеством. Эта связь не всегда была безоблачной. Романовы на протяжении своей истории хоть и лелеяли казаков, но, боясь их своеволия, шаг за шагом вкрап-
ляли казачью вольницу в государственную систему.

Казаки быстро освоили окраинные земли. Тюменский регион стал плацдармом для продвижения казаков на северо-восток России. Здесь зарождалось будущее Сибирское казачье войско, шла своеобразная обкатка взаимоотношений казаков и местного населения. Собственно, казаки проявили себя многонациональной культурно-этнической общностью: формировались первые инородческие, в том числе и мусульманские казачьи подразделения.

В течение века они активно осваивали земли Сибири, Дальнего Востока, Аляски. К 1917 году в Российской империи было 12 казачьих войск и несколько отдельно поселенных казачьих полков. В казачестве насчитывалось около 4,5 миллиона человек (2,4 процента от населения страны). В боевом строю к 1917 году насчитывалось примерно 300 тысяч казаков. Сила казачества была в его многонациональном составе: русские, украинцы, калмыки, башкиры, татары, якуты, осетины, ногайцы, представители других народов России.

Если раньше можно было влиться в ряды казачьей общины после принятия православия, то  с середины XVII века этого не требовалось. Веротерпимость, многонациональность – стержень, который делал казаков практически непобедимыми.

Возрождение


С первых дней своего рождения казачество существовало как служилая царская рать. Вольного казачества за Уралом не было. Казачество Сибири было одним из вернейших сословий для царствующей династии и на протяжении многих десятилетий не принимало участия в казачьих восстаниях. Революционные события 1917 года раскололи казачество на «красных» и «белых». Гражданская война, «расказачивание», а затем и «раскулачивание» добивали казаков. Их самобытная круговая демократия не вписывалась в систему жесткой централизованной власти большевиков.

Но казачество исторически неотделимо от Отечества и никакие репрессии не могли его полностью уничтожить. В 1989 году Декларация Верховного Совета СССР признала незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению. Документ способствовал возрождению казачества как многонациональной, субэтнической самобытной общности людей, объединенных обычаями, принципом самоорганизации и особым статусом в обществе. Первой казачьей организацией, с которой началось возрождение казачества в бывшем СССР, был Союз казаков.

В прошлом году Союз казаков России отметил 20-летний юбилей. Выступая на заседании Совета по делам казачества при президенте РФ  в 2009 г. в Новочеркасске, Святейший патриарх Кирилл сказал: «Сам факт возрождения казачества говорит нам  о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно. …Годы возрождения казачества вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия, но главный итог состоит в том, что казаки делом доказали, что они нужны новой России».

Вот основы, на которые опиралось возрождение казачества. Во-первых, казаки – первооткрыватели и собиратели, «становой хребет России», защитники Отечества, «часовые империи». Во-вторых, казакам присущи традиционные этнокультурные и социальные ценности: патрио-тизм, нравственность, духовность, веротерпимость и толерантность к другим этносам; казачья демократия.

Крестный ход


В начале 2000 года атаман Надымского казачьего округа Обской Полярной казачьей линии Союза казаков России Сергей Кришталь предложил организовать поход в честь 2000-летия Рождества Христова по Святым местам от стен первого каменного храма Св. Петра и Павла в Салехарде до Гроба Господня в Иерусалиме. Атаман стал инициатором написания иконы царя-мученика Николая II. Надымская казачья икона была написана в 2003 году в Москве в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Под знаменем Союза казаков России атаман Кришталь с Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконой царя-мученика, с иконами августейшего атамана казачьих войск цесаревича Алексея, преподобных Сергея Радонежского и Серафима Саровского совершают крестный ход по России и зарубежью, пройдя более 200 тысяч километров. Много городов и весей пройдено с покаянием. Люди со слезами на глазах встречают и провожают икону государя, отмаливая предков, снимая с плеч тяжкое бремя. Имеется множество свидетельств об исцелении от иконы. Царь Николай особо помогает онкологическим больным и в борьбе с произволом чиновников.

На Надымской казачьей чудотворной иконе начертаны старинные казачьи слова: «С царем и силою великой воскреснут святости полки, с креста распятую Россию прейдут и снимут казаки».

За эти годы казаками сделано многое. Их признали на всех уровнях не только в Отечестве, но  и за рубежом. Выкристаллизовались направления общественной деятельности казачества: возрождение духовности и патриотизма, развитие многонациональной казачьей культуры и научных исследований по вопросам истории его становления и развития и другие.

Крестный ход  с Надымской Царственной казачьей чудотворной иконой продолжает движение по России и православным местам мира. В настоящее время в Москве готовятся к облету границ РФ  с чудотворными иконами, в том числе и с Надымской иконой. Это не просто церковное мероприятие – это акт покаяния за наши исторические ошибки и грехи, шаг  к духовному очищению, а значит, к возрождению Великой России, это память о семье Романовых,  расстрелянных  в Екатеринбурге в 1918 году.

Геннадий ЗАЙЦЕВ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник института гуманитарных исследований ТюмГУ, почетный атаман казаков ЯНАО, заместитель атамана Сибирского казачьего войска

Редакция газеты предлагает вниманию читателей цикл материалов, посвященных дому Романовых


Приближается важная дата российской истории – 400-летие дома Романовых, которое отмечается в 2013 году. Это событие сможет отразить историю страны через династию Романовых, обозначить и собрать воедино историко-познавательные, нравственные, патриотические задачи. Кроме того, юбилей поможет высветить сильные и слабые места регионального туризма.

С этой целью в рамках проекта «Народный туристический маршрут» открывается новый раздел «400 лет дому Романовых». Приглашаем принять участие в новом проекте ученых, преподавателей, исследователей, краеведов, специалистов, работающих в сфере туризма, и всех, кому дорога история нашей Родины.

В ближайшие годы будет отмечаться ряд знаменательных юбилеев, которые незримой нитью связаны в едином историческом, временном и территориальном пространстве. В 2012 году отметим 430-летие Сибирского казачьего войска и присоединения Сибири к России, в следующем – 400-летие дома Романовых.

Текущий год знаменателен тем, что 120 лет назад цесаревич Николай – августейший атаман всех казачьих войск, наследник российского престола, посетил наш край. Это почетное звание присваивалось с 1827 года наследникам и цесаревичам до вступления на престол. Последним августейшим атаманом был  и остается Алексей Николаевич – сын Николая II.

Казаки. Кто они?


Приближающиеся юбилейные даты связывает уникальное явление, присущее только России – казачество. Как пишет верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный, «казачество – самый загадочный народ в мировой истории». Лев Толстой написал фразу, которая практически полностью характеризует феномен казачества и его роль в истории Российского государства: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию».

Казаки принимали участие во всех исторических переломных моментах. Именно с ними связаны территориальные изменения и смены исторических ритмов в стране. Вспомните поход Ермака в Сибирь и возведение на российский трон династии  Романовых. Первое событие привело к созданию великой евроазиатской державы, второе – страной 300 лет правила династия Романовых.

Казачий историк Недбай писал, что «казачество России и Сибири в том числе следует рассматривать как феномен оте-чественной истории, порожденный всем ходом процесса образования и развития Российского государства, только ему присущий и только с ним связанный». Батырев в книге «Казаки и военные судостроения на речных верфях Дона и Днепра в XVII–XIX вв.» указывал, что казачество организовывалось в две категории: анархо-демократическое, сродни рыцарскому ордену, и ре-естровое – особый военный класс на государственной службе.

Именно казаки были той силой на Земском соборе, которая сыграла ключевую роль в избрании Михаила Романова на престол: они кричали, что «не допустят иного царя, кроме Михаила Федоровича». В силу тех событий династия Романовых теснейшим образом связана с казачеством. Эта связь не всегда была безоблачной. Романовы на протяжении своей истории хоть и лелеяли казаков, но, боясь их своеволия, шаг за шагом вкрап-
ляли казачью вольницу в государственную систему.

Казаки быстро освоили окраинные земли. Тюменский регион стал плацдармом для продвижения казаков на северо-восток России. Здесь зарождалось будущее Сибирское казачье войско, шла своеобразная обкатка взаимоотношений казаков и местного населения. Собственно, казаки проявили себя многонациональной культурно-этнической общностью: формировались первые инородческие, в том числе и мусульманские казачьи подразделения.

В течение века они активно осваивали земли Сибири, Дальнего Востока, Аляски. К 1917 году в Российской империи было 12 казачьих войск и несколько отдельно поселенных казачьих полков. В казачестве насчитывалось около 4,5 миллиона человек (2,4 процента от населения страны). В боевом строю к 1917 году насчитывалось примерно 300 тысяч казаков. Сила казачества была в его многонациональном составе: русские, украинцы, калмыки, башкиры, татары, якуты, осетины, ногайцы, представители других народов России.

Если раньше можно было влиться в ряды казачьей общины после принятия православия, то  с середины XVII века этого не требовалось. Веротерпимость, многонациональность – стержень, который делал казаков практически непобедимыми.

Возрождение


С первых дней своего рождения казачество существовало как служилая царская рать. Вольного казачества за Уралом не было. Казачество Сибири было одним из вернейших сословий для царствующей династии и на протяжении многих десятилетий не принимало участия в казачьих восстаниях. Революционные события 1917 года раскололи казачество на «красных» и «белых». Гражданская война, «расказачивание», а затем и «раскулачивание» добивали казаков. Их самобытная круговая демократия не вписывалась в систему жесткой централизованной власти большевиков.

Но казачество исторически неотделимо от Отечества и никакие репрессии не могли его полностью уничтожить. В 1989 году Декларация Верховного Совета СССР признала незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению. Документ способствовал возрождению казачества как многонациональной, субэтнической самобытной общности людей, объединенных обычаями, принципом самоорганизации и особым статусом в обществе. Первой казачьей организацией, с которой началось возрождение казачества в бывшем СССР, был Союз казаков.

В прошлом году Союз казаков России отметил 20-летний юбилей. Выступая на заседании Совета по делам казачества при президенте РФ  в 2009 г. в Новочеркасске, Святейший патриарх Кирилл сказал: «Сам факт возрождения казачества говорит нам  о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно. …Годы возрождения казачества вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия, но главный итог состоит в том, что казаки делом доказали, что они нужны новой России».

Вот основы, на которые опиралось возрождение казачества. Во-первых, казаки – первооткрыватели и собиратели, «становой хребет России», защитники Отечества, «часовые империи». Во-вторых, казакам присущи традиционные этнокультурные и социальные ценности: патрио-тизм, нравственность, духовность, веротерпимость и толерантность к другим этносам; казачья демократия.

Крестный ход


В начале 2000 года атаман Надымского казачьего округа Обской Полярной казачьей линии Союза казаков России Сергей Кришталь предложил организовать поход в честь 2000-летия Рождества Христова по Святым местам от стен первого каменного храма Св. Петра и Павла в Салехарде до Гроба Господня в Иерусалиме. Атаман стал инициатором написания иконы царя-мученика Николая II. Надымская казачья икона была написана в 2003 году в Москве в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Под знаменем Союза казаков России атаман Кришталь с Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконой царя-мученика, с иконами августейшего атамана казачьих войск цесаревича Алексея, преподобных Сергея Радонежского и Серафима Саровского совершают крестный ход по России и зарубежью, пройдя более 200 тысяч километров. Много городов и весей пройдено с покаянием. Люди со слезами на глазах встречают и провожают икону государя, отмаливая предков, снимая с плеч тяжкое бремя. Имеется множество свидетельств об исцелении от иконы. Царь Николай особо помогает онкологическим больным и в борьбе с произволом чиновников.

На Надымской казачьей чудотворной иконе начертаны старинные казачьи слова: «С царем и силою великой воскреснут святости полки, с креста распятую Россию прейдут и снимут казаки».

За эти годы казаками сделано многое. Их признали на всех уровнях не только в Отечестве, но  и за рубежом. Выкристаллизовались направления общественной деятельности казачества: возрождение духовности и патриотизма, развитие многонациональной казачьей культуры и научных исследований по вопросам истории его становления и развития и другие.

Крестный ход  с Надымской Царственной казачьей чудотворной иконой продолжает движение по России и православным местам мира. В настоящее время в Москве готовятся к облету границ РФ  с чудотворными иконами, в том числе и с Надымской иконой. Это не просто церковное мероприятие – это акт покаяния за наши исторические ошибки и грехи, шаг  к духовному очищению, а значит, к возрождению Великой России, это память о семье Романовых,  расстрелянных  в Екатеринбурге в 1918 году.

Геннадий ЗАЙЦЕВ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник института гуманитарных исследований ТюмГУ, почетный атаман казаков ЯНАО, заместитель атамана Сибирского казачьего войска