Династия Романовых и казачество
Редакция газеты предлагает вниманию читателей цикл материалов, посвященных дому Романовых
Приближается важная дата российской истории – 400-летие дома Романовых, которое отмечается в 2013 году. Это событие сможет отразить историю страны через династию Романовых, обозначить и собрать воедино историко-познавательные, нравственные, патриотические задачи. Кроме того, юбилей поможет высветить сильные и слабые места регионального туризма.
С этой целью в рамках проекта «Народный туристический маршрут» открывается новый раздел «400 лет дому Романовых». Приглашаем принять участие в новом проекте ученых, преподавателей, исследователей, краеведов, специалистов, работающих в сфере туризма, и всех, кому дорога история нашей Родины.
В ближайшие годы будет отмечаться ряд знаменательных юбилеев, которые незримой нитью связаны в едином историческом, временном и территориальном пространстве. В 2012 году отметим 430-летие Сибирского казачьего войска и присоединения Сибири к России, в следующем – 400-летие дома Романовых.
Текущий год знаменателен тем, что 120 лет назад цесаревич Николай – августейший атаман всех казачьих войск, наследник российского престола, посетил наш край. Это почетное звание присваивалось с 1827 года наследникам и цесаревичам до вступления на престол. Последним августейшим атаманом был и остается Алексей Николаевич – сын Николая II.
Казаки. Кто они?
Приближающиеся юбилейные даты связывает уникальное явление, присущее только России – казачество. Как пишет верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный, «казачество – самый загадочный народ в мировой истории». Лев Толстой написал фразу, которая практически полностью характеризует феномен казачества и его роль в истории Российского государства: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию».
Казаки принимали участие во всех исторических переломных моментах. Именно с ними связаны территориальные изменения и смены исторических ритмов в стране. Вспомните поход Ермака в Сибирь и возведение на российский трон династии Романовых. Первое событие привело к созданию великой евроазиатской державы, второе – страной 300 лет правила династия Романовых.
Казачий историк Недбай писал, что «казачество России и Сибири в том числе следует рассматривать как феномен оте-чественной истории, порожденный всем ходом процесса образования и развития Российского государства, только ему присущий и только с ним связанный». Батырев в книге «Казаки и военные судостроения на речных верфях Дона и Днепра в XVII–XIX вв.» указывал, что казачество организовывалось в две категории: анархо-демократическое, сродни рыцарскому ордену, и ре-естровое – особый военный класс на государственной службе.
Именно казаки были той силой на Земском соборе, которая сыграла ключевую роль в избрании Михаила Романова на престол: они кричали, что «не допустят иного царя, кроме Михаила Федоровича». В силу тех событий династия Романовых теснейшим образом связана с казачеством. Эта связь не всегда была безоблачной. Романовы на протяжении своей истории хоть и лелеяли казаков, но, боясь их своеволия, шаг за шагом вкрап-
ляли казачью вольницу в государственную систему.
Казаки быстро освоили окраинные земли. Тюменский регион стал плацдармом для продвижения казаков на северо-восток России. Здесь зарождалось будущее Сибирское казачье войско, шла своеобразная обкатка взаимоотношений казаков и местного населения. Собственно, казаки проявили себя многонациональной культурно-этнической общностью: формировались первые инородческие, в том числе и мусульманские казачьи подразделения.
В течение века они активно осваивали земли Сибири, Дальнего Востока, Аляски. К 1917 году в Российской империи было 12 казачьих войск и несколько отдельно поселенных казачьих полков. В казачестве насчитывалось около 4,5 миллиона человек (2,4 процента от населения страны). В боевом строю к 1917 году насчитывалось примерно 300 тысяч казаков. Сила казачества была в его многонациональном составе: русские, украинцы, калмыки, башкиры, татары, якуты, осетины, ногайцы, представители других народов России.
Если раньше можно было влиться в ряды казачьей общины после принятия православия, то с середины XVII века этого не требовалось. Веротерпимость, многонациональность – стержень, который делал казаков практически непобедимыми.
Возрождение
С первых дней своего рождения казачество существовало как служилая царская рать. Вольного казачества за Уралом не было. Казачество Сибири было одним из вернейших сословий для царствующей династии и на протяжении многих десятилетий не принимало участия в казачьих восстаниях. Революционные события 1917 года раскололи казачество на «красных» и «белых». Гражданская война, «расказачивание», а затем и «раскулачивание» добивали казаков. Их самобытная круговая демократия не вписывалась в систему жесткой централизованной власти большевиков.
Но казачество исторически неотделимо от Отечества и никакие репрессии не могли его полностью уничтожить. В 1989 году Декларация Верховного Совета СССР признала незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению. Документ способствовал возрождению казачества как многонациональной, субэтнической самобытной общности людей, объединенных обычаями, принципом самоорганизации и особым статусом в обществе. Первой казачьей организацией, с которой началось возрождение казачества в бывшем СССР, был Союз казаков.
В прошлом году Союз казаков России отметил 20-летний юбилей. Выступая на заседании Совета по делам казачества при президенте РФ в 2009 г. в Новочеркасске, Святейший патриарх Кирилл сказал: «Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно. …Годы возрождения казачества вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия, но главный итог состоит в том, что казаки делом доказали, что они нужны новой России».
Вот основы, на которые опиралось возрождение казачества. Во-первых, казаки – первооткрыватели и собиратели, «становой хребет России», защитники Отечества, «часовые империи». Во-вторых, казакам присущи традиционные этнокультурные и социальные ценности: патрио-тизм, нравственность, духовность, веротерпимость и толерантность к другим этносам; казачья демократия.
Крестный ход
В начале 2000 года атаман Надымского казачьего округа Обской Полярной казачьей линии Союза казаков России Сергей Кришталь предложил организовать поход в честь 2000-летия Рождества Христова по Святым местам от стен первого каменного храма Св. Петра и Павла в Салехарде до Гроба Господня в Иерусалиме. Атаман стал инициатором написания иконы царя-мученика Николая II. Надымская казачья икона была написана в 2003 году в Москве в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
Под знаменем Союза казаков России атаман Кришталь с Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконой царя-мученика, с иконами августейшего атамана казачьих войск цесаревича Алексея, преподобных Сергея Радонежского и Серафима Саровского совершают крестный ход по России и зарубежью, пройдя более 200 тысяч километров. Много городов и весей пройдено с покаянием. Люди со слезами на глазах встречают и провожают икону государя, отмаливая предков, снимая с плеч тяжкое бремя. Имеется множество свидетельств об исцелении от иконы. Царь Николай особо помогает онкологическим больным и в борьбе с произволом чиновников.
На Надымской казачьей чудотворной иконе начертаны старинные казачьи слова: «С царем и силою великой воскреснут святости полки, с креста распятую Россию прейдут и снимут казаки».
За эти годы казаками сделано многое. Их признали на всех уровнях не только в Отечестве, но и за рубежом. Выкристаллизовались направления общественной деятельности казачества: возрождение духовности и патриотизма, развитие многонациональной казачьей культуры и научных исследований по вопросам истории его становления и развития и другие.
Крестный ход с Надымской Царственной казачьей чудотворной иконой продолжает движение по России и православным местам мира. В настоящее время в Москве готовятся к облету границ РФ с чудотворными иконами, в том числе и с Надымской иконой. Это не просто церковное мероприятие – это акт покаяния за наши исторические ошибки и грехи, шаг к духовному очищению, а значит, к возрождению Великой России, это память о семье Романовых, расстрелянных в Екатеринбурге в 1918 году.
Геннадий ЗАЙЦЕВ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник института гуманитарных исследований ТюмГУ, почетный атаман казаков ЯНАО, заместитель атамана Сибирского казачьего войска