Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Спасибо музыке!

Слушать новость
Спасибо музыке! . .

Настоящее искусство против псевдокультуры в послереволюционной Тюмени


У Тюмени богатая история. От былых времен осталось много ценного, значительного. В прошлом в городе появились замечательные строения. О некоторых из них уже рассказывала автор Елена Дубовская. В ее материале «На Спасской улице Тюмени» речь шла о синагоге и церкви. Хочу рассказать о том, как в недавнем времени эти здания использовали в просветительских целях. С ними были тесно связаны мои школьные будни.

…В августе 1919 года 51-я дивизия Красной армии изгнала из Тюмени колчаковцев. В течение года они грабили окрестности и расстреливали жителей. После их ухода жизнь стала налаживаться: уже в декабре 1919 года в городе открыли первую в Сибири музыкальную школу. Как здорово!

Изучающие ныне историю «музыкалки» говорят, что сначала она недолго занимала небольшую площадь в здании, где теперь архитектурно-строительный университет. Затем находилась в доме на углу улиц Республики и Семакова (Республики, 13), но там  разместили другую организацию. А в конце 1929 года школу перевели в здание синагоги, где она просуществовала до 1940 года. То есть одиннадцать лет!

Классы скрипки, мандолины и фортепиано. Несколько позже появились классы по обучению игре на духовых и народных инструментах. С самого начала был класс пения, который в 1920-х годах под руководством крупного специалиста из Петербурга превратился в оперную студию, поставившую «Травиату». Существование некоторых дисциплин зависело от наличия преподавателей. Самым постоянным считался класс фортепиано. Музыкальная школа быстро обретала популярность. Тем более что поначалу обучали в ней бесплатно.

В 1934 году ученицей музыкальной школы стала и я. Тридцатые были эпохой великих строек. А сколько мелодий украшало прекрасные фильмы той поры – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Трактористы»!.. Все знали веселые и полные оптимизма произведения Дунаевского на слова Лебедева-Кумача и других поэтов.

О бодрой музыкальной атмосфере того времени написали актриса Людмила Гурченко в книге «Аплодисменты» и режиссер Григорий Александров в записках «Эпоха и кино». Эта атмосфера побуждала учиться музыке, любить ее. После окончания «музыкалки» некоторые тюменцы поступали в Свердловское музыкальное училище.

В 1930-е годы школа являлась очагом просвещения в Тюмени. Преподаватели (Гавриш, Люцедарская, Иванова) имели музыкально-педагогическое образование. Человеком высокой культуры называли заведующего учебной частью Кочевицкого. Работа школы не замыкалась в «четырех стенах». Регулярно проводились концерты, где выступали юные артисты. О них широко объявлялось в городе. С исполнением классических произведений на радио записывались талантливые ученики. Преподаватели приходили с лекциями в общеобразовательные учебные заведения, в Дом учителя, на предприятия: рассказывали о великих композиторах и юбилейных датах.

У меня сохранилась большая фотография, запечатлевшая состав музыкальной школы в 1936—37 учебном году. Впереди сидят директор Соковнин и завуч Кочевицкий. Здесь же все учителя. Позади сгрудились ученики. На стене – портрет Модеста Мусоргского.

Не став музыкантом, я на всю жизнь осталась верна классике. С трепетом вспоминаю, какое сильное впечатление на меня произвели «Апрель» Чайковского и «В полях» Глиэра. Не было тогда мутного потока «псевдомузыки», как ныне. Школа воспитывала уважение и любовь к настоящему искусству.
Продолжение в следующих номерах.

Далее в сюжете: Мерой времени является память

Настоящее искусство против псевдокультуры в послереволюционной Тюмени


У Тюмени богатая история. От былых времен осталось много ценного, значительного. В прошлом в городе появились замечательные строения. О некоторых из них уже рассказывала автор Елена Дубовская. В ее материале «На Спасской улице Тюмени» речь шла о синагоге и церкви. Хочу рассказать о том, как в недавнем времени эти здания использовали в просветительских целях. С ними были тесно связаны мои школьные будни.

…В августе 1919 года 51-я дивизия Красной армии изгнала из Тюмени колчаковцев. В течение года они грабили окрестности и расстреливали жителей. После их ухода жизнь стала налаживаться: уже в декабре 1919 года в городе открыли первую в Сибири музыкальную школу. Как здорово!

Изучающие ныне историю «музыкалки» говорят, что сначала она недолго занимала небольшую площадь в здании, где теперь архитектурно-строительный университет. Затем находилась в доме на углу улиц Республики и Семакова (Республики, 13), но там  разместили другую организацию. А в конце 1929 года школу перевели в здание синагоги, где она просуществовала до 1940 года. То есть одиннадцать лет!

Классы скрипки, мандолины и фортепиано. Несколько позже появились классы по обучению игре на духовых и народных инструментах. С самого начала был класс пения, который в 1920-х годах под руководством крупного специалиста из Петербурга превратился в оперную студию, поставившую «Травиату». Существование некоторых дисциплин зависело от наличия преподавателей. Самым постоянным считался класс фортепиано. Музыкальная школа быстро обретала популярность. Тем более что поначалу обучали в ней бесплатно.

В 1934 году ученицей музыкальной школы стала и я. Тридцатые были эпохой великих строек. А сколько мелодий украшало прекрасные фильмы той поры – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Трактористы»!.. Все знали веселые и полные оптимизма произведения Дунаевского на слова Лебедева-Кумача и других поэтов.

О бодрой музыкальной атмосфере того времени написали актриса Людмила Гурченко в книге «Аплодисменты» и режиссер Григорий Александров в записках «Эпоха и кино». Эта атмосфера побуждала учиться музыке, любить ее. После окончания «музыкалки» некоторые тюменцы поступали в Свердловское музыкальное училище.

В 1930-е годы школа являлась очагом просвещения в Тюмени. Преподаватели (Гавриш, Люцедарская, Иванова) имели музыкально-педагогическое образование. Человеком высокой культуры называли заведующего учебной частью Кочевицкого. Работа школы не замыкалась в «четырех стенах». Регулярно проводились концерты, где выступали юные артисты. О них широко объявлялось в городе. С исполнением классических произведений на радио записывались талантливые ученики. Преподаватели приходили с лекциями в общеобразовательные учебные заведения, в Дом учителя, на предприятия: рассказывали о великих композиторах и юбилейных датах.

У меня сохранилась большая фотография, запечатлевшая состав музыкальной школы в 1936—37 учебном году. Впереди сидят директор Соковнин и завуч Кочевицкий. Здесь же все учителя. Позади сгрудились ученики. На стене – портрет Модеста Мусоргского.

Не став музыкантом, я на всю жизнь осталась верна классике. С трепетом вспоминаю, какое сильное впечатление на меня произвели «Апрель» Чайковского и «В полях» Глиэра. Не было тогда мутного потока «псевдомузыки», как ныне. Школа воспитывала уважение и любовь к настоящему искусству.
Продолжение в следующих номерах.



Ранее в сюжете

Кумир трех поколений

24

Когда деревья были большими

25

С работой лечебно-реабилитационного центра «Градостроитель» ознакомился полпред Артем Жога

23 ноября

Косметолог рассказала, чем опасен дермапланинг

23 ноября