Обучение с опережением
О реализации государственной политики в сфере профессионального образования
Вызывая по бытовым проблемам сантехника или электрика, все чаще встречаешь на пороге опрятно одетых, умелых молодых ребят, которые не только исправят повреждение, но сделают это быстро и профессионально, а если отключают стояк, то еще и соседей о том предупредят.
Удивляться нечему. Побывав в училище № 34, где готовят кадры для ЖКХ, и в Тюменском колледже транспорта, а возможность эту тюменские журналисты имели в рамках организованного областным департаментом образования и науки пресс-тура, понимаешь, что время нерадивых сантехников и автомехаников прошло, настало время профессионалов.
Среди педагогов конкуренции нет
Так случилось, что предприятия в условиях конкуренции, закупая новейшее оборудование, осваивая современные технологии, ушли было вперед и выпускнику образовательного учреждения приходилось овладевать «последним словом техники» уже на рабочем месте, в лучшем случае – в ходе производственной практики.
Досадное упущение стало очевидным, и за последние годы многие училища и профессиональные колледжи пополнили свою материально-техническую базу аналогами производственного оснащения, а по возможности закупают то, что для предприятий – завтрашний день. То есть стараются готовить
специалистов с опережением.
Таким оснащением может похвастаться, к примеру, Тюменский колледж транспорта: настоящая станция техобслуживания и ремонта автомобилей, лаборатории электротехники, сварочного производства, демонтажа-монтажа и другие, слесарная, сварочная и деревообрабатывающая мастерские – везде не только отечественное, но и импортное оборудование. Плюс к тому – прекрасный тренажерный зал, чтобы выпускники блистали не только умом, но и силой, которая еще бывает нужна в их профессии.
Хотя и здесь есть проблема, вероятно, общая для всех учреждений НПО и СПО: по словам директора колледжа, заслуженного учителя профтехобразования России, профессора Александра Кукина, если раньше инженерно-педагогические кадры готовили целенаправленно, то теперь этого нет и счастье, если удается «заманить» на преподавательскую деятельность производственников. Правда, при том, что главный фактор – зарплата, заманивать-то сегодня особенно и нечем.
– Конечно, если работодатель заинтересован в подготовке кадров для предприятия, – продолжает Александр Борисович, – он найдет средства, чтобы поддержать своего специалиста, который параллельно либо выйдя на пенсию будет работать наставником с учащимися.
Другая проблема – трудо-устройство выпускников. Впрочем, не для транспортников и не для специалистов сферы ЖКХ. Последние овладевают профессией в тюменском училище № 34, что в поселке Тарманы.
Хозяева «Умного дома»
Электромонтажник, слесарь по ремонту автомобилей, монтажник сантехнических и вентиляционных систем и оборудования – эти и другие специальности осваивают здесь ребята. Кроме того, можно обучиться электрогазосварке, вождению. Надо сказать, и в эти традиционные профессии пришли новые технологии.
Взять хотя бы систему «Умный дом», которую устанавливают пока лишь в отелях и престижных домах. Это комплексная автоматизированная система управления освещением, электропитанием в целом, электроприводами, подачей воды, контроля и учета энергоресурсов, климат-контроля. Датчики реагируют на изменения в своей сфере ответственности и можно, к примеру, открыть-закрыть жалюзи движением руки в воздухе, включить свет одним своим присутствием в помещении, другой датчик сообщит об утечке воды под раковиной и т. д.
Всем этим хозяйством овладевают будущие специалисты, чтобы уметь не только установить систему, но и отремонтировать ее в случае повреждения. Журналистов познакомил с нею второкурсник, будущий монтажник сантехнических и вентиляционных систем и оборудования Тимур Аиткулов.
Пока учатся, ребята 34-го училища успевают поработать на благо своего микрорайона: освоив мини-трактор с навесным оборудованием, по договору с управляющей компанией чистят улицы от снега. Показав себя в деле, кто-то потом быстро находит работу.
Нынче специалисты, получившие как начальное, так и среднее профессиональное образование, востребованы на рынке труда. Поэтому выпускники, как правило, трудоустраиваются. Во всяком случае, как заметил Александр Кукин, ни один выпускник колледжа транспорта не обращался в службу занятости. Немало таких, кто идет учиться дальше, совершенствуясь в выбранной профессии. Тем самым реализуется программа многоуровневой подготовки кадров для региона.
По пути укрупнения
Такие программы профессио-нального образования, с учетом потребностей рынка труда данного региона, приняты в каждом субъекте РФ. Об этом на пресс-конференции рассказала первый заместитель областного департамента образования и науки Наталья Милованова.
– С 1 сентября все образовательные учреждения будут работать по стандартам третьего поколения, – напомнила Наталья Геннадьевна. – При этом качественно меняется содержание программ обучения, возрастают требования к результату. В структуре программ образовательных учреждений есть вариативная часть, в составлении которой должны активно участвовать работодатели с учетом направленности предприятий, для которых готовятся специалисты. Эти же предприятия должны предоставлять учащимся места для прохождения производственной практики и стажировки. Повсеместно внедряется высокотехнологичное оборудование, и обучающиеся должны знать, как с ним обращаться.
Более того, будет вводиться система независимой оценки работодателями качества образования, представители обучающей стороны в такие комиссии не входят. Для этих целей в каждом регионе предполагается создать сертификационный центр, в итоге выпускник получит на руки не только диплом об образовании, но и сертификат, подтверждающий его квалификацию.
В связи с переходом вузов на двухуровневую систему подготовки кадров, возникло было затруднение трудоустройства среди бакалавров, потребовалось некоторое время, чтобы работодатели сориентировались в ситуации. Повторим: бакалавр – это тот же инженер либо другой специалист с базовым высшим образованием, что и прежде. Магистр учится еще два года, чтобы получить дополнительную квалификацию, причем много времени в обучении отводится научной работе. То есть магистр более подкован в теории, чем бакалавр.
По словам Натальи Миловановой, будет продолжаться процесс укрупнения образовательных учреждений, создания современных образовательных центров. Начало тому положил нефтегазовый университет, который реализует в своей структуре начальное, среднее и высшее профессиональное образование и, возможно, сам станет частью Западно-Сибирского федерального университета. По этому же пути идут Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий, Тобольская социально-педагогическая академия. Условия для создания такого центра – высококвалифицированные кадры, развитая материально-техническая база, достаточные финансовые и учебно-методические ресурсы.
В период до 2015 года предполагается усилить материальную базу учреждений НПО и СПО за счет средств областного бюджета, собственных возможностей образовательных учреждений и привлечения средств работодателей, для которых готовятся специалисты. Успех в подобных вопросах в немалой степени будет определяться тем, как руководители образовательных учреждений выстраивают отношения с существующими и потенциальными работодателями.