Вернуть престиж рабочим профессиям
Бум высшего образования несколько нарушил соотношение специалистов с «белыми и синими воротничками» на рынке труда. Зачастую родители, не задумываясь о реальных интересах и возможностях выпускника, ставят перед ним высокую планку. И тянется тот изо всех сил за сверстниками, тратятся огромные суммы денег на обучение, окончит кое-как, а работать уже нет ни сил, ни желания. Да еще и не устроиться без стажа работы с той специальностью, которую выбрали для него родители.
С одной стороны, пап-мам можно понять, но с другой – может быть, парнишке было бы интереснее не менеджером широкого профиля в душном офисе сидеть, а на станке с программным управлением чудеса творить, девчонке – одежду модную шить или кулинарные изыски придумывать.
На эту тему говорили представители образовательных учреждений, департаментов службы занятости населения и образования и науки Тюменской области в рамках круглого стола на тему «Как вернуть престиж рабочим профессиям?», состоявшегося в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» – Тюмень».
По словам заместителя директора областного департамента занятости населения Вадима Самсонова, среди заявленных вакансий 85 процентов – рабочие профессии, лишь 15 процентов – служащие. В 2010 году наибольшую потребность в работниках испытывала строительная отрасль (25,2 процента от числа вакансий, заявленных в службу занятости), собственно, как в начале нынешнего. Поэтому и обучение безработных активно проводилось именно в этом направлении. Кроме того, безработные граждане повышали квалификацию, чтобы трудоустроиться на предприятия торговли, общественного питания, транспорта, сельского хозяйства. Сложно в наши дни устроиться менеджерам, бухгалтерам, экономистам.
Работодатели активно сотрудничают с вузами и ссузами, об этом рассказала первый заместитель директора департамента образования и науки Наталья Милованова. Представители предприятий участвуют в разработке вариативной части программ обучения, чтобы на выходе получить специалистов, которые сразу смогут приступить к работе. Как показал опыт, это наиболее эффективный способ сотрудничества.
Образовательные учреждения стараются не отставать от предприятий по оснащенности современным оборудованием, конечно, зачастую в виде тренажеров. Кроме того, студенты проходят практику непосредственно на предприятиях, в реальных условиях производства. Чтобы донести новые знания, мастерам производственного обучения приходится постоянно повышать свою квалификацию.
Вместе с тем, заметил начальник учебно-методического центра Тюменской сельхоз-академии Валерий Бердышев, немало и таких работодателей, особенно на селе, которые ждут готовых специалистов и не считают нужным делать активные шаги к тому, чтобы подготовить их под потребности своего производства.
Что касается студентов, то они все чаще стараются реально смотреть на ситуацию с будущим трудоустройством и расширяют круг возможностей уже на старте: осваивают параллельно не одну, а две специальности либо поэтапно углубляют профессиональное образование, начиная с колледжа, потом – профучилище и заканчивая обучение в вузе. Все это доступно, правда, за второе образование чаще всего приходится платить из собственного кармана.
Надо сказать, и после вуза более успешны те специалисты, кто начал трудовой путь с рабочей специальности. Понимая это, вузы дают навыки рабочих профессий в рамках своих программ обучения. Подобная тенденция отмечается также в сфере дополнительного образования безработных граждан: имея инженерную специальность, многие хотят получить еще и рабочую.
Специалисты в области образования и занятости рекомендуют: прежде чем отправить выпускника школы получать профессию, поинтересуйтесь ситуацией на рынке труда, продумайте ступенчатость образования. Потому что мало выучиться на специалиста, надо потом трудоустроиться, возможно, это придется делать не один раз. Поэтому хорошо, когда профессия не только интересна самому выпускнику, но и востребована работодателями.