Сибирское восхождение
Тюменские скалолазы занимают призовые места на чемпионатах Европы и мира
Еще двадцать лет назад тюменцам о скалолазании оставалось только мечтать. Но небольшую группу альпинистов-любителей так увлекло новое направление в спорте, что они с нуля воссоздали в регионе climbing – крепкую базу спортивного скалолазания, мастерство которой ныне получило высокую оценку на международном уровне. А все благодаря упорству, энергии и профессионализму настоящего «рыцаря скал», тюменского тренера, кандидата в мастера спорта по скалолазанию Сергея Сергеева. О лазании на скорость, об опытах с обезьянами и о том, чем скалолазы отличаются от альпинистов, он рассказал корреспонденту газеты «Тюменская область сегодня».
Младший брат альпинизма
– Сергей Сергеевич, с чего же началось ваше «восхождение» на скалы?
– В 1975 году, когда мне только исполнилось 19 лет, начал заниматься альпинизмом, часто ездил на сборы в горы. Тогда скалолазания как такового в Тюмени еще не было, развивался только альпинизм. Постепенно из альпинизма перешел в скалолазание.
– Разница между альпинистами и скалолазами принципиальна?
– Скалолазание не без основания называют «младшим братом альпинизма». Дело в том, что когда-то оно было задумано как средство повышения скальной подготовки альпинистов. Но в дальнейшем, по мере совершенствования, превратилось в интересный самостоятельный вид спорта, вышедший на международную арену. В России отличия более выразительны: альпинизм – это восхождение на горы, скалолазание соответственно – лазание по скальным стенам и скалам. Если альпинизм включает в себя преодоление целого комплекса препятствий – и льда, и снега, и осыпных склонов, то скалолазание – только скалы, это узко специализированная часть альпинизма. Так же, как вид спорта ледолазание – лазание по льду. Осталось придумать снеголазание и траволазание. Шучу, конечно. Спортивное скалолазание появилось в нашей стране немногим более тридцати лет назад. Увлекательный, зрелищный вид спорта популярен ныне во многих странах мира. Неоднократно проводились международные соревнования по скалолазанию. И неизменно убедительные победы в них одерживали российские спортсмены.
– Тем не менее скалолазание в Олимпийские игры не включено. В чем причина?
– Я, как и все скалолазы, надеюсь, что со временем этот вид спорта войдет в олимпийскую программу. А пока ждет своей очереди. Скалолазание почему-то считается летним видом спорта. Хотя все крупные международные соревнования проводятся на искусственном рельефе в залах и от погодных условий не зависят. Летняя олимпийская программа сильно перегружена, чтобы туда попасть, нужно какой-то вид спорта исключить. В зимние Олимпийские игры попасть вероятности больше.
Впереди планеты всей
– Какое из направлений лазания по скалам, на ваш взгляд, самое зрелищное и популярное?
– Из трех видов – лазания на скорость, лазания на трудность, боулдеринга – наиболее интересно наблюдать за «скоростниками». Это можно сравнить с фастфудом – все понятно, просто и динамично. Наблюдая за лазанием на трудность, зрителю уже надо понимать и разбираться в технике этого направления. Соревнования проводятся на сложных трассах, требуют от спортсменов огромной выносливости и умения правильно распределять силы по дистанции. Скалолаз лезет с нижней страховкой, что в определенной степени затрудняет работу на маршруте. Боулдеринг требует преимущественно взрывной силы и умения совершать выдающиеся, нестандартные движения. «Трудники» от «скоростников» отличаются даже внешне. Последние более мощные и накаченные, «трудники» – стройнее и легче: по потолку груды мышц, согласитесь, неудобно ворочать.
– Насколько знаю, именно в лазании на скорость тюменские спортсмены впереди планеты всей?
– Да, у нас сильные «скоростники». В 2010 году тюменские скалолазы завоевали все самые значимые титулы, как в России, так и за рубежом. Чемпионом страны и Европы стал Сергей Абдрахманов, третье место на Кубке России взял Евгений Асташкин. Зуфар Нигманов выиграл Кубок России, Станислав Кокорин завоевал Кубок мира в лазании на скорость. Были бы победы и в лазании на трудность. Но, увы, нет специально оборудованного зала, предусмотренного для «трудников». Манеж футбольного клуба «Тюмень», где проходили занятия, признан аварийным, полтора месяца там уже нет тренировок. В детско-юношеском центре «Алькор» места мало. Хотя желающих заниматься скалолазанием предостаточно – около пятисот человек, начиная с пятилетних ребятишек и заканчивая 53-летними тюменцами.
Настоящие скалы или «фанеролазание»?
– Что помогает спортсмену достичь успеха в этом виде спорта?
– Скалолазание – не только ловкость и сила конечностей, как думают многие. Это и напряжение мысли. Исследователи проводили опыты с обезьянами, пытаясь научить их лазить по скалам. Оказалось, бесполезно. Конечно, для преодоления скалы спортсмену требуются огромная физическая подготовка, владение в совершенстве техникой и сильная нервная система. За минуты приходится преодолевать скальный участок, на который в альпинизме потребуется день работы. Движения здесь те же, что в альпинизме, но скорость выше.
– И все же, где легче покорять вершины: в зале на пластмассовых массивах или на настоящих скалах?
– Все соревнования по спортивному лазанию проводятся на искусственных тренажерах. На настоящих вершинах, бесспорно, увлекательнее, техника интереснее и, вообще, ощущения совсем другие. На скалах у одного лучше получается лазить по гранитам, у другого – по известнякам. К тому же спортсмен может увереннее ориентироваться на данном участке скального массива, чем его соперник. Конечно, первый окажется в более выгодном положении. Был случай, когда мои ученики плохо выступили на скалах. Оказывается, когда лезли, одному муха в глаз попала, а другого укусила пчела. В зале же у всех одинаковые условия.
Скалолазание в жизни пригодится каждому, уверен Сергей Сергеев. И не для того, чтобы сорвать высоко висящее яблоко или покрасить крышу на даче, а для воспитания целеустремленности и воли к преодолению жизненных неурядиц. Наш разговор хочется закончить словами из песни Владимира Высоцкого: «Весь мир на ладони – ты счастлив и нем. И только немного завидуешь тем, другим – у которых вершина еще впереди».