Знайте и защищайте свои права!
Молодая семья Николаевых мечтала о собственной квартире. Предвкушая радостное обладание желанными квадратными метрами, супруги подписали в банке ипотечный кредитный договор. Позже, вникнув в его суть, поняли: кроме процентов по кредиту банк обязал их оплатить комиссию за открытие и ведение ссудного счета, навязал услуги по страхованию жизни и трудоспособности и, кроме того, оставил за собой право изменять процентную ставку.
О типичных нарушениях прав потребителей в сфере финансовых услуг и о том, как защитить эти права, шла речь на пресс-конференции руководителя Роспотребнадзора по Тюменской области, посвященной Всемирному дню защиты прав потребителей.
Как рассказала Галина Васильевна, включение в кредитный договор условий об оплате дополнительных комиссий, иных сборов, не предусмотренных действующим законодательством, можно оспорить в суде, что активно и начали делать тюменцы.
В 2010 году количество жалоб на деятельность банков в семь раз больше показателя 2009 года. Рост обусловлен тем, что в 2010 году было дано больше разъяснений в СМИ.
Несмотря на это, уровень финансовой грамотности жителей Тюмени и Тюменской области остается невысоким. Опрос потребителей показал, что 78 процентам респондентов приходилось заключать договор с банком. 142 респондента из числа опрошенных пытались найти решение в спорных ситуациях. Из них 70 процентов самостоятельно предъявляли требование к банку, 13 – обращались в государственные органы и 17 – в общественные организации защиты прав потребителей.
Основными способами повышения уровня финансовой грамотности жители города Тюмени и Тюменской области считают получение данных через средства массовой информации, посещение лекций, семинаров.