Рецепт от повышения цен
Вопросы ценообразования, особенно на услуги ЖКХ, товары первой необходимости, волнуют каждого человека. Причины роста цен на продовольственные товары журналисты вместе с экспертами анализировали на заседании пресс-клуба «Профит» в региональном центре Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина. Вкратце приводим прозвучавшие мнения.
---
Анатолий КАНОВ,
начальник управления по товарному рынку и услугам администрации г. Тюмени:
– Из-за природно-клима-тических условий урожай минувшим летом повсеместно ниже, чем в прошлые годы. Каждый третий тюменец имеет земельный участок и видит, что урожай и на личных грядках действительно ниже.
Несмотря на это, Тюменская область обеспечена овощами и картофелем. Минимальная цена, о которой департаменту АПК удалось договориться с фирмой «КРиММ» – главным поставщиком овощей для организации питания в учреждениях социальной сферы, составила 15 руб-лей за килограмм картофеля.
Но поскольку неурожай в целом по стране, к тюменским картофелеводческим хозяйствам в очередь стоят Башкирия, Татарстан, Казахстан. Понятно, почему цена и на местном рынке скакнула. И почему бы нам не использовать, например, картофель из Белоруссии, которая предлагает его по 13 рублей? То есть выход – в наполнении рынка товаром. Для снижения цен нужно увеличение производства, развитие конкуренции, совершенствование логистики.
---
Игорь ВЕРЕТЕННИКОВ,
заместитель начальника управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области:
– Сложно установить более низкие цены в отдельно взятом регионе. Оптовые рынки не ограничены той или иной областью – они охватывают огромную территорию страны. Сахар, растительное масло, крупы область практически полностью завозит из других регионов.
Проблема в том, что в настоящее время много монополизированных рынков. Нужно развивать конкуренцию, создавать новые предприятия и в производственной сфере, и в оптовой торговле, и в розничной. Тогда соотношение спроса и предложения будет формировать цены адекватно, не будет необоснованного завышения.
---
Дмитрий РОТОВ,
председатель Тюменского зернового союза:
– Около трети урожая зерна в Тюменской области уже вывезено за пределы региона: в Курган, Челябинск, Екатеринбург. К весне будем завозить обратно, ибо не даем своим комбинатам сформировать нормальную цену и заполнить элеваторы.
В прошлом году цена на пшеницу, картофель была очень низкая. Сельхозпредприятия несли убытки. В этом году, когда цена пошла вверх, они вынуждены быстрее сбывать урожай, чтобы закрыть банковские кредиты, выдать зарплату работникам. Если заморозить рынок внутри региона, давить на сельхозпроизводителей, они снова понесут потери.
Нужно развивать производство, для чего помогать сельхозтоваропроизводителям. К примеру, в области хорошая система семеноводства. НИИ при сельхозакадемии даже не выходит на рынок – ему поступает определенный заказ от департамента АПК на обеспечение хозяйств семенами. Так должно быть и с зерном. Чтобы оно не уходило за пределы региона, может быть, предусмотреть субсидии для сельхозтоваропроизводителей при реализации зерна внутри субъекта РФ?
---
Анатолий ЛАЗАРЕНКО,
директор
информационно-консультационной службы АПК Тюменской области:
– В прошлом году производители просили купить у них зерно по достойной цене. Никто не отреагировал. Была предпринята закупочная интервенция, имевшая целью реализовать излишки и поддержать спрос.
В этом году также нужны товарные интервенции. Где они? Система не реагирует на сигналы, которые дает общественное мнение. Я сторонник государственного регулирования в системе распределения. Это компетенция всех уровней власти. Очень важна роль СМИ. Надо поднять престиж и авторитет крестьянства.
---
Иван ТРАЦЕВСКИЙ,
журналист,
предприниматель-пчеловод:
– Главный механизм рынка – взять у потребителя деньги.
Кому денег не достает до прожиточного минимума, пу-сть государство дает субсидию. Что касается товаров пчеловодства, их в Тюменской области производится крайне мало.
Отсюда и цены. Группа тюменских пчеловодов решила объединиться в альянс с властью, чтобы увеличить объемы производства и через несколько лет сбросить цены.
---
Ирина ТУЖИК,
член Союза
журналистов
России:
– Зачем закупать так много гречки, если она составляет в рационе питания минимальный процент? Пережили ведь эпоху дефицита: и карточки, и талончики. Тем более и власть, и СМИ заявили: все продукты в продаже будут, только дороже.
Для решения проблемы роста цен, считаю, нужно устранить колоссальную разницу между стоимостью, по которой производитель предлагает товар на рынок, и ценой, по которой его забирает оптовик (закупочной ценой).
Цены диктуют оптовики.
---
Надежда БАКУНИНА,
руководитель
регионального
пресс-клуба «Профит»:
– Считаю верным подход предпринимателей, когда в продаже присутствует и дорогой, и дешевый продукт.
Супермаркеты, например, сами выпекают французские булки – пусть такой хлеб стоит дороже, покупатели найдутся, а на товары первой необходимости цены должны быть ниже. Еще один важный фактор: если будет контроль за ростом тарифов естественных монополий, это тоже скажется на сдерживании цен на продукты питания.