Пробегом по бездуховности
Далее в сюжете: Свидетельства минувшего необходимо сохранять
Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества
Александр СКОРБЕНКО, главный редактор газеты «Тюменская область сегодня»:
– По благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия в рамках проекта «Православие и СМИ» редакция газеты «Тюменская область сегодня» совместно с тюменским клубом «Сибирский экстрим» совершила экспедицию на снегоходах по местам храмов деревянного зодчества. Маршрут пролегал через деревни: Битюки (церковь Петра и Павла), Петелино (Свято-Владимирский храм), Старая Шадрина (церковь Святой Троицы) и заканчивался в селе Чимеево Курганской области – в Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре.
На всем 500-километровом снежном пути проходили интересные встречи журналистов со служителями церкви, с руководителями муниципальных образований, местным населением. Социальная значимость проекта объединяла людей. В ходе бесед рождались идеи, как дальше развивать духовные традиции, передавать опыт поколений.
Издавна на Руси церковь была центром жизни села, объединяющим началом, местом, куда приходили люди и с радостью, и с бедой. Экспедиция показала: многие сельские храмы так и не оправились от продолжительного периода разрухи и забытья и требуют серьезного внимания. Кто будет восстанавливать разрушенные церкви, какой будет их судьба?
Превратятся в груду обломков и кирпичей или засияют куполами? Кто первым сделает шаг навстречу наследию Сибири, возрождению наших традиций и культуры? Власть?
Народные избранники? Меценаты? Население? Сегодня это зависит от каждого из нас.
Журналисты редакции обратили внимание на проблему, которая требует решения.
О том, как будут развиваться события, расскажем на страницах газеты. Приглашаем читателей и всех неравнодушных людей к открытому диалогу на эту тему.
------------
Отец СЕРАФИМ, наместник Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря:
– Редакция газеты «Тюменская область сегодня» и клуб «Сибирский экстрим» задумали хорошее, полезное дело – экспедицию по храмам деревянного зодчества. Сегодня для жителей России самое главное – обрести то, что мы когда-то утратили – веру. Вернуться к русским традициям, культуре. Возрождение храмов на селе особенно важно, так как деревня всегда считалась сердцем народа. Отсюда идут наши истоки, ведь и среди городских жителей большинство выходцев из сельской глубинки. Храм на селе – центр жизни, где люди черпают душевные силы, находят поддержку и утешение.
Экспедиция привлекла внимание людей, заставила задуматься о вечных ценностях, о православной культуре, о вере, о Боге, о духовном богатстве народа. Хотел бы поблагодарить всех сотрудников редакции газеты и клуба «Сибирский экстрим» за прекрасную организацию проекта и освещение в СМИ. Считаю, что снегоходный пробег со своими задачами справился.
------------
Корреспонденты курганской газеты «Новый мир» встретились с тюменскими коллегами
Пища для журналиста
От кованой ограды храма убегает вниз, к поселку, широкая дорога. Чей-то рыжий пес, помахивая хвостом-метелкой и расставив в стороны длинные лапы, уставился на нас выпуклыми черными глазами. Вдруг в тишине сельского утра раздается рев моторов: взметая снежную пыль, мчатся на снегоходах к духовному центру Зауралья тюменские гости.
– Здравствуйте! Спаси вас Господи! – на фоне чистого белого снега является высокая фигура священника. Наместник Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря отец Серафим, улыбаясь, приветствует собравшихся.
Идет третий день экспедиции «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества», организованной редакцией газеты «Тюменская область сегодня» совместно с клубом «Сибирский экстрим». На шести снегоходах отважные путешественники прошли по селам Битюки, Петелино, Старая Шадрина Исетского, Ялуторовского и Упоровского районов Тюменской области. И вот конечная точка – Чимеевский монастырь.
– Почему журналисты подняли эту тему? – говорит обозреватель газеты «Тюменская область сегодня» Людмила Шорохова. – Часто бываем в командировках и видим, что деревенские церкви находятся в запустении. Редакция не имеет средств на их восстановление, но может привлечь внимание общественности с помощью подобных пробегов. Усталые странники трапезничают. Аппетитно стучат вилки и ложки, ярко горят люстры, блестит столовое серебро. Приятный комфорт после нескольких часов пути. В состав экспедиции вошли сотрудники газеты, врач МЧС и представители тюменского клуба «Экстрим».
– Я человек бывалый, – улыбается старший снегоходной группы Владимир Жуков. – Старался избегать опасностей, поэтому чрезвычайных ситуаций в дороге не произошло. Пересекали леса, реки: Исеть, Тобол. Холмы, снежные степи, болота с камышами – романтика!
– Поездка подарила много новых ощущений, – делится впечатлениями корреспондент отдела информации и спорта Денис Фатеев. – Как я решился на пробег? Есть такая избитая поговорка: «Журналиста ноги кормят». Веду дневник экспедиции, пока это обрывочные фразы, впечатления. Но могу выразить свои эмоции одним словом – невероятно!
Откуда приходит любовь?
По крутым лестницам, скрытым в узких проемах, поднимаемся на колокольню. Под ногами скрипят и гнутся ступени. Пахнет старым деревом и сухими травами. Из полумрака выплывают призраки прошлого: люстра с бронзовыми боками, кованый сундук на ножках, соломенный веник.
Наверху все усеяно белыми пятнами птичьего помета. Беспокойный ветер раскачивает крученые канатные веревки. Когда-то здесь, среди досок и мусора, художник Сергей Осипов нашел икону Вознесения Господня – запачканную, покрытую пылью – жертву богоборческих времен нашей страны.
– Я приехал сюда три года назад, в командировку. И остался. Привязанность к этому месту не истолковать словами – так же, как не можешь объяснить, почему любишь человека.
Сергей окончил Самарское высшее художественное училище, обучался в Петербургской академии художеств. В Чимеево расписал храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», сейчас работает над реставрацией купола церкви Казанской иконы Божией Матери. Вспоминает, как зародилась в нем тяга к искусству:
– Рос обычный мальчишка-сорванец. А отец у меня был личным иконописцем митрополита Иоанна Петербургского, человеком, одержимым творчеством. И вот однажды он написал икону Божией Матери, любуется ею, находясь в состоянии эйфории от проделанной работы. А я вбегаю с улицы, чумазый, и – чмок святой лик прямо в середину, все размазал. Отец приготовился меня ругать, я же говорю: «Пап, дай кисть, сейчас все исправлю». С этого все и пошло.
Художник говорит, что вера пришла к нему не сразу.
– Сначала просто писал. Но в один прекрасный день девяностолетняя скрюченная старушка в благодарность за новый иконостас упала на колени и стала целовать мне руки. Тогда понял, насколько важен мой труд. Вообще, иконопись – это литургический процесс, ты – свидетель совершения таинства.
Херувим в подарок
Эхо легких голосов витает над куполом храма. Поют херувимскую песню. Ровно теплятся свечи, бросая багровые отблески на лица прихожан.
Среди многочисленных чудотворений иконы Казанской Божией Матери – разрешение бесплодия у супружеских пар.
– От иконы исходит благодать, – поясняет отец Серафим. – Она касается всех, кто живет рядом с ней. Так, в Чимеево и соседней деревне Ягодной детские сады переполнены – рождаемость на редкость высокая.
Много еще чудесного есть в монастыре, обо всем и не расскажешь. А наши гости потихоньку начинают собираться в обратный путь.
– Тюменскую и Курганскую области связывают давние добрососедские отношения, – говорит ответственный секретарь газеты «Тюменская область сегодня» Елена Михалькова. – Мы планируем сделать духовно-культурологические экспедиции традиционными и, зная, что в Кургане существует женское снегоходное движение, предлагаем зауральским энтузиастам присоединиться к нам в целях возрождения сельских и городских храмов.
Любовь КАПУСТИНА, ф
ото Николая УШАКОВА
Статья опубликована в курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» 11 марта 2011 года
------------
Мастерская художника Cергея Осипова располагается в одном из зданий на окраине Чимеевского монастыря, что в Белозерском районе. Умиротворяющий покой этого места нарушают лишь крики ворон над занесенным снегом кладбищем и сухой трепет прошлогодних листьев на деревьях. Художник проводит пальцем по выпуклой гравировке старинной иконы, сохранившей полустертые следы позолоты.
– Это образ Вознесения Господня. Подлежит восстановлению.
Тонко выписанное юное одухотворенное лицо крест-накрест исполосовано, словно застарелыми ранами, процарапанными гвоздем кривыми линиями, изображающими решетку. Доска закапана казенной коричневатой эмалевой краской советского образца.
– А случается, увидишь такую же икону – на ней надпись матом, – оборачивает к нам блестящие глаза мастер. – Такая ненависть была у людей или нелюдей, не знаю.
Из маленького оконца брезжит голубоватый дневной свет. На улице капает с крыш весенняя вода.
от редакции:
Общий вывод: экзамен мы выдержали! Но все только начинается. Экспедиция выявила, как много Божьих домов нуждается в человеческом внимании и участии.
А потому будем благодарны, если вы, уважаемые читатели, расскажете о творениях деревянного зодчества в ваших населенных пунктах, об их истории и днях настоящих, о легендах и документальных фактах, связанных с ними, о людях, которые эти духовные ценности создавали. Благодаря вашему участию в проекте современная летопись истории станет полнее и ярче. Напишем ее вместе?
Адрес для писем: 625000, г. Тюмень, почтамт, электронная почта: Lshr@tumentoday.ru.
Ранее в сюжете