Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Модернизация: проблемы и их решение

Власть и политика, 11:15, 15 марта 2011,
Слушать новость
Модернизация: проблемы и их решение. .

Продолжаем публикацию мнений и откликов экспертов о проекте «Губернаторские чтения»


В Тюменской области набирает силу проект «Губернаторские чтения», призванный стать главной трибуной региона в деле модернизации экономики и других сфер жизни. Правительство области ожидает конструктивной дискуссии по наиболее важным вопросам, рождения идей и инициатив, которые обозначат векторы дальнейшего развития. Газета продолжает публиковать мнения и отклики о проекте.

Профессор Высшей школы экономики Иосиф Дискин (основной докладчик последних Губернаторских чтений) считает, что модернизация в России должна осуществляться путем, через который прошли страны Северной Америки и Западной Европы. Но не следует забывать, что там демократия и  рыночная экономика существуют более 200 лет. России не отпущено много времени на модернизацию, менталитет людей другой, да  и темпы развития сейчас стремительнее, чем  в XX или XIX веке. Чуть замешкаешься – и ты в аутсайдерах.

Готова ли  к модернизации российская бизнес-элита?


На этот вопрос можно ответить словами президента страны Дмитрия Медведева из статьи «Россия, вперед!»: «Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров, чиновников… Они хорошо устроились. У них все есть. Их все устраивает». Истоки такой ситуации кроются в непродуманной приватизации госсобственности в 90-е годы.

В процессе воссоединения Западной и Восточной Германии власти ФРГ продавали бывшие государственные предприятия ГДР частным лицам по низкой цене, обременяя новых хозяев условиями, выполнение которых делало объекты собственности высокоэффективными. В России же ничего подобного не происходило – предприятия приватизировались без особых условий, а если таковые и были, то контроля за их выполнением не существовало. Как правило, доходы, полученные собственниками, не вкладываются в развитие и модернизацию, а используются для личного обогащения. В результате такой безответственной деятельности собственников развития и модернизации предприятий не происходит, зачастую не обеспечивается даже минимальный уровень их безопасности.

Печальными примерами этого служат техногенные катастрофы с большим количеством человеческих жертв на Саяно-Шушенской ГЭС  и шахте «Распадская».  Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что при отсутствии побуждающей роли государства модернизация в России может затянуться на время жизни одного или двух поколений, пока не изменится менталитет собственников и управленцев.

Заимствования плюс собственные инновации – ключ к модернизации


В одном из интервью вице-премьер РФ Алексей Кудрин сказал, что Россия в области высоких технологий по ряду направлений отстала от ведущих стран мира на 5–10 лет. Самое поразительное, что Китай, который долгое время ассоциировался у нас с технической отсталостью, кое в чем Россию уже обошел. Дело в том, что китайцы, не мудрствуя лукаво, скупают везде, где можно, лучшие технологии. Особенно активизировали деятельность в этом направлении с наступлением кризиса, когда из-за уменьшения спроса цены на мировом рынке упали. Используя эту ситуацию, Китай выделил 100 миллиардов долларов для целевой закупки западных технологий.

На первых Губернаторских чтениях академик Виктор Полтерович обратил внимание присутствующих, что за счет широкомасштабного заимствования западных технологий и методов хозяйствования при постепенном наращивании собственного инновационного потенциала в сравнительно короткие сроки провели модернизацию своих экономик и стали вровень с европейскими странами такие государства, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. К сожалению, наши бизнес-элита и соответствующие государственные ведомства недооценивают и не используют позитивный опыт стран Юго-Восточной Азии, прошедших путь ускоренной модернизации.

Особенно поучителен в этом направлении опыт Японии. Совершенно не имеющая сырьевых ресурсов страна за десять лет полностью реконструировалась и стала второй экономикой в мире после США. Приведу из личных наблюдений пример того, как японцы осуществляют модернизацию. Они не просто заимствовали в других странах передовые технологии, но  и совершенствовали их. В 70-е годы прошлого столетия Япония купила у Советского Союза документацию и лицензию с правом изготовления установки непрерывной разливки стали, спроектированной и производимой «Уралмашзаводом», которая на тот момент относилась к разряду передовых технологий. Приняв за основу уралмашевскую конструкцию, японцы со свойственной им скрупулезностью и стремлением к высокому качеству усовершенствовали советскую техдокументацию, а затем по ней стали изготовлять оборудование и продавать в третьи страны. Позднее Советский Союз купил у японцев за валюту готовую установку для Новолипецкого металлургического завода, убедившись, что после японской доработки установка стала еще более эффективной.

Автору этих строк довелось лично участвовать в монтаже и пуске сперва советской, а через четыре года и японской установок, и я был свидетелем, насколько творчески японцы могут доводить чужие идеи до совершенства. В итоге за счет экспорта этих установок японцы с лихвой окупили затраты на приобретение и совершенствование проекта. Кроме того, получили великолепную возможность обновить и усовершенствовать конкретные производства в собственной металлургической промышленности.

Со многими другими импортными приобретениями японцы проделывали подобную же работу. В результате спрос на их высокотехнологичную продукцию за рубежом увеличивается, а их конструкторы, технологи и так называемые институты развития получают дополнительную работу. При этом маржа, поступающая в национальную экономику, росла, а не снижалась, чего опасаются некоторые наши эксперты.

Что делать?


Нефтяные цены, от которых сегодня во многом зависит благополучие российского бюджета, вещь непредсказуемая. Если вдруг они упадут ниже 50 долларов за баррель (а в 1990-е годы было и по 11 долларов) и продержатся на этом уровне период времени, на который не рассчитана наша финансовая заначка, то государству нечем будет платить современные пенсии старшему поколению и  зарплаты бюджетникам и военным. Чтобы избавиться от сырьевой зависимости, необходимо:

– Обществу и государству принципиально определиться, по какому варианту проводить модернизацию экономики: классическому, когда используется постепенный рост национальных факторов развития, либо ускоренному – за счет заимствования зарубежных передовых технологий и методов хозяйствования при наращивании собственного инновационного потенциала. Считаю, что исходя из конкретных исторических и экономических условий для России приемлем сегодня только второй вариант развития, поскольку ресурс времени у нас не велик.

– Не ограничиваться разговорами, а подготовить программу модернизации экономики и начать ее выполнение.

– Создать специальные институты, ориентированные на заимствование передовых импортных технологий с постоянным наращиванием инновационного компонента.

– Создать государственные центры, оказывающие помощь частным предприятиям в приобретении лицензий и патентов и в обмене заимствованными технологиями между регионами.

– В законодательстве предусмотреть дополнительные налоговые льготы, которые будут стимулировать модернизацию предприятий, а также штрафные санкции для нерадивых собственников, которые все доходы от бывших госпредприятий используют в основном для личного обогащения.

– Вознаграждение руководителям и топ-менеджерам госкорпораций поставить в зависимость от реальной деятельности по модернизации предприятий и наращиванию инновационного потенциала.

– При проведении очередной приватизации госсобственности обременять собственников условиями о необходимости модернизации предприятий.

– Меньше покупать за границей оборудование и товары, а больше средства для их производства, технологические линии и целые заводы с установкой их  в России.

– Не ждать годами прихода иностранных инвестиций, а использовать значительную часть своих золотовалютных резервов для кредитования целевых закупок за рубежом ультрасовременных технологий.

Что касается Тюменской области, надо в первую очередь использовать региональные преимущества, то есть развивать нефтегазовый сервис, переработку углеводородов, деревообработку, сельское хозяйство и животноводство, создавать рекреационные зоны. При этом использовать передовые отечественные достижения в названных отраслях, а там, где целесообразно, заимствовать новейшие импортные технологии.

Юрий РЫБИН, ветеран строительства нефтегазового комплекса в Западной Сибири

Продолжаем публикацию мнений и откликов экспертов о проекте «Губернаторские чтения»


В Тюменской области набирает силу проект «Губернаторские чтения», призванный стать главной трибуной региона в деле модернизации экономики и других сфер жизни. Правительство области ожидает конструктивной дискуссии по наиболее важным вопросам, рождения идей и инициатив, которые обозначат векторы дальнейшего развития. Газета продолжает публиковать мнения и отклики о проекте.

Профессор Высшей школы экономики Иосиф Дискин (основной докладчик последних Губернаторских чтений) считает, что модернизация в России должна осуществляться путем, через который прошли страны Северной Америки и Западной Европы. Но не следует забывать, что там демократия и  рыночная экономика существуют более 200 лет. России не отпущено много времени на модернизацию, менталитет людей другой, да  и темпы развития сейчас стремительнее, чем  в XX или XIX веке. Чуть замешкаешься – и ты в аутсайдерах.

Готова ли  к модернизации российская бизнес-элита?


На этот вопрос можно ответить словами президента страны Дмитрия Медведева из статьи «Россия, вперед!»: «Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров, чиновников… Они хорошо устроились. У них все есть. Их все устраивает». Истоки такой ситуации кроются в непродуманной приватизации госсобственности в 90-е годы.

В процессе воссоединения Западной и Восточной Германии власти ФРГ продавали бывшие государственные предприятия ГДР частным лицам по низкой цене, обременяя новых хозяев условиями, выполнение которых делало объекты собственности высокоэффективными. В России же ничего подобного не происходило – предприятия приватизировались без особых условий, а если таковые и были, то контроля за их выполнением не существовало. Как правило, доходы, полученные собственниками, не вкладываются в развитие и модернизацию, а используются для личного обогащения. В результате такой безответственной деятельности собственников развития и модернизации предприятий не происходит, зачастую не обеспечивается даже минимальный уровень их безопасности.

Печальными примерами этого служат техногенные катастрофы с большим количеством человеческих жертв на Саяно-Шушенской ГЭС  и шахте «Распадская».  Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что при отсутствии побуждающей роли государства модернизация в России может затянуться на время жизни одного или двух поколений, пока не изменится менталитет собственников и управленцев.

Заимствования плюс собственные инновации – ключ к модернизации


В одном из интервью вице-премьер РФ Алексей Кудрин сказал, что Россия в области высоких технологий по ряду направлений отстала от ведущих стран мира на 5–10 лет. Самое поразительное, что Китай, который долгое время ассоциировался у нас с технической отсталостью, кое в чем Россию уже обошел. Дело в том, что китайцы, не мудрствуя лукаво, скупают везде, где можно, лучшие технологии. Особенно активизировали деятельность в этом направлении с наступлением кризиса, когда из-за уменьшения спроса цены на мировом рынке упали. Используя эту ситуацию, Китай выделил 100 миллиардов долларов для целевой закупки западных технологий.

На первых Губернаторских чтениях академик Виктор Полтерович обратил внимание присутствующих, что за счет широкомасштабного заимствования западных технологий и методов хозяйствования при постепенном наращивании собственного инновационного потенциала в сравнительно короткие сроки провели модернизацию своих экономик и стали вровень с европейскими странами такие государства, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. К сожалению, наши бизнес-элита и соответствующие государственные ведомства недооценивают и не используют позитивный опыт стран Юго-Восточной Азии, прошедших путь ускоренной модернизации.

Особенно поучителен в этом направлении опыт Японии. Совершенно не имеющая сырьевых ресурсов страна за десять лет полностью реконструировалась и стала второй экономикой в мире после США. Приведу из личных наблюдений пример того, как японцы осуществляют модернизацию. Они не просто заимствовали в других странах передовые технологии, но  и совершенствовали их. В 70-е годы прошлого столетия Япония купила у Советского Союза документацию и лицензию с правом изготовления установки непрерывной разливки стали, спроектированной и производимой «Уралмашзаводом», которая на тот момент относилась к разряду передовых технологий. Приняв за основу уралмашевскую конструкцию, японцы со свойственной им скрупулезностью и стремлением к высокому качеству усовершенствовали советскую техдокументацию, а затем по ней стали изготовлять оборудование и продавать в третьи страны. Позднее Советский Союз купил у японцев за валюту готовую установку для Новолипецкого металлургического завода, убедившись, что после японской доработки установка стала еще более эффективной.

Автору этих строк довелось лично участвовать в монтаже и пуске сперва советской, а через четыре года и японской установок, и я был свидетелем, насколько творчески японцы могут доводить чужие идеи до совершенства. В итоге за счет экспорта этих установок японцы с лихвой окупили затраты на приобретение и совершенствование проекта. Кроме того, получили великолепную возможность обновить и усовершенствовать конкретные производства в собственной металлургической промышленности.

Со многими другими импортными приобретениями японцы проделывали подобную же работу. В результате спрос на их высокотехнологичную продукцию за рубежом увеличивается, а их конструкторы, технологи и так называемые институты развития получают дополнительную работу. При этом маржа, поступающая в национальную экономику, росла, а не снижалась, чего опасаются некоторые наши эксперты.

Что делать?


Нефтяные цены, от которых сегодня во многом зависит благополучие российского бюджета, вещь непредсказуемая. Если вдруг они упадут ниже 50 долларов за баррель (а в 1990-е годы было и по 11 долларов) и продержатся на этом уровне период времени, на который не рассчитана наша финансовая заначка, то государству нечем будет платить современные пенсии старшему поколению и  зарплаты бюджетникам и военным. Чтобы избавиться от сырьевой зависимости, необходимо:

– Обществу и государству принципиально определиться, по какому варианту проводить модернизацию экономики: классическому, когда используется постепенный рост национальных факторов развития, либо ускоренному – за счет заимствования зарубежных передовых технологий и методов хозяйствования при наращивании собственного инновационного потенциала. Считаю, что исходя из конкретных исторических и экономических условий для России приемлем сегодня только второй вариант развития, поскольку ресурс времени у нас не велик.

– Не ограничиваться разговорами, а подготовить программу модернизации экономики и начать ее выполнение.

– Создать специальные институты, ориентированные на заимствование передовых импортных технологий с постоянным наращиванием инновационного компонента.

– Создать государственные центры, оказывающие помощь частным предприятиям в приобретении лицензий и патентов и в обмене заимствованными технологиями между регионами.

– В законодательстве предусмотреть дополнительные налоговые льготы, которые будут стимулировать модернизацию предприятий, а также штрафные санкции для нерадивых собственников, которые все доходы от бывших госпредприятий используют в основном для личного обогащения.

– Вознаграждение руководителям и топ-менеджерам госкорпораций поставить в зависимость от реальной деятельности по модернизации предприятий и наращиванию инновационного потенциала.

– При проведении очередной приватизации госсобственности обременять собственников условиями о необходимости модернизации предприятий.

– Меньше покупать за границей оборудование и товары, а больше средства для их производства, технологические линии и целые заводы с установкой их  в России.

– Не ждать годами прихода иностранных инвестиций, а использовать значительную часть своих золотовалютных резервов для кредитования целевых закупок за рубежом ультрасовременных технологий.

Что касается Тюменской области, надо в первую очередь использовать региональные преимущества, то есть развивать нефтегазовый сервис, переработку углеводородов, деревообработку, сельское хозяйство и животноводство, создавать рекреационные зоны. При этом использовать передовые отечественные достижения в названных отраслях, а там, где целесообразно, заимствовать новейшие импортные технологии.

Юрий РЫБИН, ветеран строительства нефтегазового комплекса в Западной Сибири



Губернатор Тюменской области встретился с солдатскими матерями

26 ноября

В десяти СНТ на территории Тюмени отключат электричество

25 ноября