Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества

Общество, 12:58, 15 марта 2011, Елена МЕЖЕЦКАЯ
Слушать новость
Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества. .

Редакция газеты «Тюменская область сегодня» совместно с тюменским клубом «Сибирский экстрим» в рамках проекта «Православие и СМИ» завершила экспедицию «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества».  Конечной точкой маршрута стала церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери, что находится в селе Чимеево Курганской области. И не случайно. После Абалака и Тобольска, Чимеево – одно из любимых мест паломничества тюменцев.  Причина тому – исторические корни: во времена Российской империи Чимеево находилось в составе Ялуторовского уезда Тобольской губернии.  Уже в то время о Чимеевской чудотворной иконе слагались легенды, слава о ней шла далеко за пределы Сибири. Сегодняшний выпуск посвящен старинному селу Чимеево, его людям и святым местам, где прошла экспедиция.

------------

Участники экспедиции посетили село Чимеево – один из центров духовной жизни Урала и Западной Сибири


С верой в душе


Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Чимеево – одно из мест паломничества тюменцев


Уже на подъезде к селу замечаешь островерхие купола, возносящиеся к небу, идеально вписывающиеся в ландшафт, как будто храм стоял здесь всегда.   Его история и вправду древняя, дата постройки – 1890 год.

Церковь – наследие деревянного зодчества – чудом сохранилась в первозданной красоте. Ее иконостас, изготовленный на рубеже ХIХ–ХХ веков, украшен оригинальной деревянной резьбой, покрытой левкасом, а затем сусальным золотом. Каждый сантиметр золотой поверхности отполирован волчьим клыком.

В храме много старинных икон, но самая главная та, к которой за исцелением и благодатью едут и едут паломники со всех уголков России, Казанской Божией Матери.

Через воду и огонь


Согласно преданию, в один из солнечных дней она приплыла по реке Нияп и пристала к берегу, где играли дети. Они бросились за взрослыми рассказать о чуде. Святыню торжественно перенесли в храм в честь Константина и Елены. В 1770 г. по недосмот­ру истопника церковь сгорела. Огонь уничтожил иконостас, всю церковную утварь. Второе чудоявление и снова детям – на пепелище они нашли абсолютно невредимую икону Богородицы. Прежний храм восстановили. А через некоторое время, когда он обветшал, построили новый и освятили его во имя явления иконы Казанской Божией Матери.

В годы советской власти и богоборчества храм переоборудовали под зерносклад. Иконы срывали и сбрасывали в алтарь. Однако чудотворный образ Богоматери не смогли сдвинуть с места даже несколько здоровых деревенских мужиков!  Со злости председатель сельсовета решил топором разрубить икону,  но у него открылось сильное кровотечение и через три дня он умер.

Какое-то время церковь стояла доверху наполненная зерном. Когда в 1947 году по просьбам прихожан храм вернули верующим, то пришлось заменить толстые просмоленные половые доски, сгнившие под воздействием сырости, перепадов температур, «горящего» зерна. Икона же осталась невредимой, только небольшие вмятинки от зернышек под ризей напоминали о былом забвении. Сохранился и резной золоченый иконостас тонкой работы.

«Много лет от святого образа продолжали происходить разные чудеса, слава о Чимеево стала широко распространяться, и в знак благодарности люди пожаловали иконе
богатую ризу, – рассказывает матушка Елена. – Кто принес колечко,  кто пожертвовал сережку – целых пять лет понадобилось тюменским ювелирам, чтобы из серебра, золота и драгоценных камней создать настоящее произведение искусства».

День сегодняшний


Постепенно храм реконструировали, облагородили территорию. Появились новые здания, земли, крепло подсобное хозяйство. Стали собираться люди, желавшие посвятить себя служению церкви в монашеском чине – так возникла потребность в строительстве монастыря.

В настоящее время Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь представляет собой двухэтажный кирпичный корпус с домовым храмом в честь преподобного Серафима Саровского. К слову, в помощь братии четыре гектара угодий – по весне здесь сажают картофель, морковь, капусту и другие овощи, есть своя животноводческая ферма.

В воскресные дни в церкви яблоку негде упасть. Поэтому с помощью благодетелей решили возвести еще один храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Как известно, этот образ помогает бороться с извечными русскими пороками: пьянством, табакокурением. Новую церковь полюбили прихожане и паломники, сюда идут венчаться, крестить детей. И немудрено. Иконостас в ней расписали мастера из Мстеры, подмосковного поселка, где еще с царских времен все до одного жители – иконописцы. На стенах – образы, созданные Сергеем Осиповым, мастером, приглашенным  из Самары.

Каждый, кто побывал в Чимеево, уезжает с чувством покоя и мира в душе, и с непременным зароком – обязательно вернуться вновь.

------------


Геннадий Корепанов,
заместитель председателя Тюменской областной Думы:

– Памятники истории и культуры составляют важную часть национального культурного достояния любой страны. Они являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций. Их активная популяризация способствует взаимному пониманию, уважению и сближению народов, ведет к духовному объединению нации на основе пропаганды единых исторических корней, пробуждает гордость за Родину.

Понятие Святая Русь существует не только как исторический фантом. Это духовное пространство, которое существует поверх политических и админист­ративных границ.

Об этом свидетельствует, например, тот неоспоримый факт, что небольшой деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери  в селе  Чимеево стал одним из духовных цент­ров не только Зауралья, но и России. Напомню, что Чимеево в прошлом находилось в составе Ялуторовского уезда Тобольской губернии. По сей день жители Тюменской области и автономных округов приезжают поклониться чудотворной иконе.

Верующие россияне были и остаются патриотами своей Родины и поддерживают своих духовных лидеров, которые проводят линию на укрепление единой, сильной и процветающей  России. Православные и мусульмане, как и представители других  религий, кровно заинтересованы в том, чтобы Россия была  сильна, чтобы был мир, чтобы страна была неделима.

Поэтому и власти, и религиозные организации должны служить стабильности и не допускать межнациональных конфликтов, сохранять древние храмы и возводить новые.  Каждый идет к этой цели своим путем, но чем больше точек пересечения мы найдем, тем успешнее будет результат.

------------


Икона Казанской Божией Матери (по месту пребывания – Чимеевская)


Датировка: Точная дата обретения иконы неизвестна, предположительно в первой половине XVII века.

Описание: Икона довольно большого размера − 108 на 89 см. Написана на трех досках, скрепленных сквозными шпонками. На полях иконы изображены два предстоящих святых – это Иерусалимский Патриарх Модест и Пророк Илия. Чимеевская икона относится к иконографическому типу Богородичной иконы «Казанская».

В девяностых годах стали собираться и записываться чудотворения от иконы.

В 2004 году  документы были доставлены в Москву в Синодальный отдел по канонизации святых. По благословению святейшего Патриарха Алексия Чимеевский образ Пресвятой Богородицы был включен в месяцеслов чудотворных икон Божией Матери.

Место хранения: Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Чимеево Курганской области.

День празднования: 21 июля и 4 ноября.

------------


Люди


Матушка ЕЛЕНА,
жительница села Чимеево:

– От чудотворной иконы многие получают исцеление. Особенно люди маловерующие. Я сама была из таких. Во время беременности начались серьезные осложнения с почками, и перед врачами встал вопрос, кого спасать – меня или ребенка.

Ситуация казалась безвыходной. Бабушка-соседка посоветовала съездить в Чимеево. Приехала, помолилась. Пришла в больницу – анализы отличные, все в порядке, ребенок родился здоровым.

Акушерка долго не могла поверить. Так я через чадо пришла к вере православной. И муж уверовал. Сейчас он священнослужитель, отец Алексей. Живем при храме 12 лет. А деток у нас уже двое – Ираида и Христина.

---

Татьяна ДУДЛОВА,
регент церкви в честь иконы Казанской
Божией Матери:

– Приехали сюда в 1999 году. Врачи сказали, что надежды нет, детей  не будет. Долго молилась, мы с мужем повенчались, почти сразу забеременела первым сыном. Сейчас ему десять лет, через два года родилась дочка.

Третий малыш тоже чудо.  Сын с дочкой просили братика или сестренку. Отмахнулась от них, говорю, вон икона, идите молитесь.  И вот у нас Василиса, которой год и восемь месяцев.

Была проблема с жильем. Присмотрели себе дом хороший, добротный – в центре села, а денег взять неоткуда. Куда идти за помощью? Снова в храм. Неожиданно выяснилось, что у мужа акции одной крупной компании и ровно на ту сумму, чтобы дом купить. Это матушка-богородица нам помогла.

Я окончила музыкальное училище в Кургане, часто пою на службах. А связки больные. Сорву голос, потом месяц нельзя разговаривать и петь. Помолюсь – за три дня как рукой сняло.

------------


Дневник экспедиции: четвертая точка маршрута


Если есть Бог – значит есть и жизнь духовная


О жизни монастыря, паломничестве, духовных ценностях и Великом посте корреспондент газеты побеседовала с наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря отцом Серафимом.
– Как наместнику монастыря, вам наверняка ежедневно приходится решать самые разные вопросы…

– Наместник отвечает за все: жизнеобеспечение монастыря, порядок служб, общий контроль. Очень важно, чтобы в монастыре постоянно совершались богослужения, было кому служить, осуществлялся прием паломников, содержалась в порядке хозяйственная жизнь обители. Как бы ни хотелось уйти от мирских забот, но газ и электричество должны вовремя оплачиваться. Постоянно ведем реставрационные работы, строим новые здания. Сейчас, например, ремонтируем алтарь главного храма.

Есть у нас вольнонаемные сотрудники, работающие за зарплату – порядка 80 человек – из деревень Ягодное, Брылино, Чимеево. Без бухгалтерии, инженера по строительству, завхоза обитель не могла бы развиваться. В больших монастырях с давними традициями на этих должностях обычно трудятся монашествующие: казначей, эконом, келарь. Чимеевский монастырь создан в 2002 году, поэтому много людей привлечено с мира, но ведь работа ведется та, которая нужна. К тому же у нас большой поток паломников, их надо принять, разместить. Службы совершаются каждый день, кроме понедельника. Я служу в праздники, воскресные дни. Ежедневно соблюдаю монашеские правила. Нужно своим примером показывать, что в монастыре главное – молитва. Она освящает и труды наши, и нашу душу. По молитвам в монастыре жизнь внешняя и внутренняя устрояется. Как и у каждого человека.

–  Бывает у человека такое настроение: хочу все бросить и уйти в монастырь. Что ему посоветуете?

– Пусть попробует: одно желание еще ничего не значит. Бог спасает не всегда так, как мы представляем. Известны случаи, когда в монастырь человек приходил с целью обокрасть его, а потом опомнился, раскаялся и постригся в монахи. Всем полезно совершить паломничество, посмотреть, что есть жизнь по послушанию. Приходят люди и на день, и на год. Трудники участвуют в жизни монастыря, соблюдают правила и послушания. Нередко приезжают пары, не имеющие детей, ходят в храм, молятся. Одно из чудес Божией Матери – появление долгожданного потомства. А через год встречаешь их, они уже ребенка крестить привезли.

– Получается, что обращаемся к Богу в трудные минуты жизни, а как все налаживается – забываем. Так, помню, студентами мы ставили свечки перед экзаменами.

– Так уж устроен человек – чаще всего обращается к Богу, когда у него что-то не ладится. И в Чимеево обычно приезжают люди за последней надеждой, потому что слышали про чудо­творную икону. Но ведь духовная жизнь это не чудеса, а святыня – не золотая рыбка. Если после молитвы что-то в нашей жизни изменилось в лучшую сторону, то это повод задуматься, а правильно ли мы живем? Ведь что такое чудо? Свидетельство существования Бога. А если Бог есть, значит, и жизнь духовная есть. Божия Матерь мне помогла, а я ведь и в грехах не каюсь, и в церковь не хожу, и Евангелие не читаю... Вот о чем должен подумать человек. Если такая духовная работа не была проведена, то помощь не во благо пошла, а во вред.

– 7 марта начался Великий пост. Что бы вы посоветовали нашим читателям, которые его соблюдают?

–  Важно не забывать, что пост – не диета, не вегетарианство и не ограничение количества калорий. Когда начинается пост, надо меньше думать о еде, а вспомнить о душе. Сходить в храм Божий, помолиться, быть добрее и сострадательнее к ближним, подавать милостыню, посетить больного,  почитать Евангелие. Вот что является истинным постом. Конечно, если есть силы отказаться от мяса, молока – это пойдет только на пользу.

– И от телевизора.

– Безусловно. Сомнительные развлекательные передачи лучше не смотреть. Почему-то программы такого рода идут по пятницам, а пятница – это день, когда Господа распяли, он всегда постный.

– По данным соцопроса, 72 процента россиян считают себя православными. При этом на вопрос, в чем же заключается православие, можно услышать: «Я же яйца крашу, значит, православный».

– К сожалению, обрядовость всегда была не на последнем месте у русского человека и часто вера на этом завершалась. На Пасху дружно красим яйца и печем куличи, на Крещение – в проруби купаемся. Истинное же православие – в первую очередь забота о душе. Осознание того, что в тебе живет бессмертная душа и только в Боге она находит  счастье. Человек, познавший свою душу, придет и к Богу. Ценности сегодняшнего мира – успех, деньги, карьера. Живем внешней жизнью, не задумываясь о смысле, лишь бы вкусно поесть, побольше заработать.

Как чаще всего изображают молодого человека? В наушниках, с крутым телефоном и жвачкой во рту. Человек живет ради наслаждений, превращается в неразумное животное. Жизнь духовная – это ограничения.

------------


Говорят участники экспедиции, жители  и гости села Чимеево











Отец АЛЕКСЕЙ,
священнослужитель Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря:

– Экспедиция проходит по архиерейскому благословению, это очень важно. Значит, совершается дело доброе и нужное.

Тюменцев к нам приезжает много, есть паломники и из Екатеринбурга, Челябинска, Омска.
С какими бы трудностями и проблемами сюда ни приезжали люди, Богородица всем готова помочь.
Дьякон ИОАНН,
священнослужитель Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря:

– До приезда сюда шесть лет прожил в Екатеринбурге: шумно, грязно, плохая вода.

В Чимеево же тихо, хорошая экология, природа великолепная. Люди живут подсобным хозяйством. Много работы дает монастырь – здесь он источник жизни.
Игорь,
трудник монастыря, приехал
из с. Дубровное, Ярковский район:

– Вот уже девять лет подряд на несколько месяцев приезжаю в Чимеевский монастырь за духовной подпиткой. Летом занимаюсь пасекой,
а зимой в деревне особо делать нечего.

В монастыре и поработаешь во славу Божию, и от мира отдохнешь.
Александра СОКОЛОВА,
пенсионерка, с. Чимеево:

– Я родилась в Чимеево. Помню историю, связанную  с  чудотворной иконой.
Брат Петр рассказывал, что председатель сельсовета приказал: «Ткни икону ломом!», на что тот ответил: «Тебе надо, сам и тычь».

Председатель замахнулся, но ударить не смог,
а через три дня умер.
Евгений ХМЕЛЕВ,
егерь охотохозяйства «Веденякское»:

– На снегоходах езжу уже лет 30, сначала это были «Бураны», сейчас «Ямаха».
С удовольствием присоединился к экспедиции – выступил проводником по Упоровскому району.

Посчастливилось побывать в Чимеево. Храм и монастырь поразили красотой и убранством.
Любовь КАПУСТИНА,
корреспондент газеты
«Новый мир», г. Курган:

– Меня заинтересовал проект редакции. Мечтаю посетить церкви Курганской области, поездить по районам.

Хорошее дело задумала редакция, привлекая внимание людей к возрождению храмов. Читателям будет интересно ознакомиться с историей и  культурой родного края.



«Моя жизнь – иконопись»


Какие мысли приходят, когда смотришь на икону? Что-то неземное,  то, что существовало с начала времен и будет существовать вечно. Окно в мир, открытое для тех, кто обладает особым – духовным зрением. Между тем иконы пишутся людьми – иконописцами. Святость профессии накладывает особые требования: молитва перед и после работы, соблюдение канонов.

Вот уже три года в Чимеево живет и трудится Сергей Осипов, талантливый художник и иконописец. Про таких говорят: «Господь в макушку поцеловал». Послужной список Сергея производит впечатление: роспись храмов в Самарской, Оренбургской, Волгоградской, Саратовской областях, в Башкирии, Татарии, Москве, Ростове-на-Дону, Ульяновске. На этот раз родной стала область Курганская, одновременно ведется огромная работа над светскими живописными полотнами. Творения мастера находятся в музеях и галереях страны, многих частных собраниях в России и далеко за ее пределами. Сергею так понравилось Зауралье, что он купил дом в Чимеево и подумывает с супругой над тем, не осесть ли в живописном селе навсегда?!
Задачи перед мастером непростые, но очень вдохновляющие. Он уже закончил роспись недавно построенной церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Не­упиваемая чаша». Его исполнение Страшного суда настолько впечатляет, что в экскурсии для паломников картина заняла особое место. Новая задача – расписать интерьер главного храма Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря.
Большую часть времени
Сергей проводит в буквальном смысле в воздухе, расписывая крутые своды, применяя навыки скалолазания. К празднику Светлого Христова Воскресения работы над росписью потолка главного купола необходимо закончить.

«Мой профессиональный путь был предопределен с детства. Отец – знаменитый иконописец Александр Осипов работал по благословению и молитвам митрополита Иоанна Петербуржского и Ладожского в то время, когда владыка был предстоятелем Русской православной церкви на Самарской кафедре в сане архиепископа. Владыка Иоанн и меня благословил на иконопись. Уже 24 года это дело моей жизни, – рассказывает мастер. – Иконы – это не картины, хотя краски использую те же. Не принято ставить подпись на работе, ведь я прославляю Бога, а не себя. Светское письмо в угоду людям. Икона же тот инструмент, который человека к Богу и приведет. Если художник написал икону,
а кто-то, войдя в храм, ее увидел и поверил, это самая большая награда».

Особые отношения у Сергея с главной чимеевской святыней – Казанской иконой Божией Матери. Благодаря молитвам старшей дочери Елисеи в семье произошло прибавление – еще на одну принцессу на свете стало больше.

Елена МЕЖЕЦКАЯ

------------


«Страшный  суд – работа  очень  сложная, не в материальном, физическом, а в духовном плане. Для верующего человека существует понятие борьбы добра со злом, дьявола и Господа.

Страшный суд – это очень сильный эмоциональный сюжет, способный показать человеку его поступки и дела, как праведные, так и грешные, дать возможность переосмыслить свою, подчас не всегда достойную, жизнь, дать возможность для покаяния и спасения.

Первые изображения Страшного суда встречаются в древнерусской иконописи, далее что-то дорабатывалось в содержании и форме, менялся стиль, но сами каноны написания оставались прежними. Работая над этим сложным образом, я ввел определенное новшество: на картине изображен младенчик, распятый на кресте, символизирующий грех аборта. Рядом с ним не только несостоявшаяся мать, но и отец, а также врач-гинеколог, в этом заложен очень глубокий смысл.

Интересно, что, когда я писал Страшный суд, на меня свалился огромный поток светских заказов, предлагали немыслимые суммы, будто темные силы не хотели, чтобы работа состоялась. Как только закончил – поток вернулся в прежнее естественное русло», – говорит мастер.

Далее в сюжете: Пробегом по бездуховности

Редакция газеты «Тюменская область сегодня» совместно с тюменским клубом «Сибирский экстрим» в рамках проекта «Православие и СМИ» завершила экспедицию «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества».  Конечной точкой маршрута стала церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери, что находится в селе Чимеево Курганской области. И не случайно. После Абалака и Тобольска, Чимеево – одно из любимых мест паломничества тюменцев.  Причина тому – исторические корни: во времена Российской империи Чимеево находилось в составе Ялуторовского уезда Тобольской губернии.  Уже в то время о Чимеевской чудотворной иконе слагались легенды, слава о ней шла далеко за пределы Сибири. Сегодняшний выпуск посвящен старинному селу Чимеево, его людям и святым местам, где прошла экспедиция.

------------

Участники экспедиции посетили село Чимеево – один из центров духовной жизни Урала и Западной Сибири


С верой в душе


Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Чимеево – одно из мест паломничества тюменцев


Уже на подъезде к селу замечаешь островерхие купола, возносящиеся к небу, идеально вписывающиеся в ландшафт, как будто храм стоял здесь всегда.   Его история и вправду древняя, дата постройки – 1890 год.

Церковь – наследие деревянного зодчества – чудом сохранилась в первозданной красоте. Ее иконостас, изготовленный на рубеже ХIХ–ХХ веков, украшен оригинальной деревянной резьбой, покрытой левкасом, а затем сусальным золотом. Каждый сантиметр золотой поверхности отполирован волчьим клыком.

В храме много старинных икон, но самая главная та, к которой за исцелением и благодатью едут и едут паломники со всех уголков России, Казанской Божией Матери.

Через воду и огонь


Согласно преданию, в один из солнечных дней она приплыла по реке Нияп и пристала к берегу, где играли дети. Они бросились за взрослыми рассказать о чуде. Святыню торжественно перенесли в храм в честь Константина и Елены. В 1770 г. по недосмот­ру истопника церковь сгорела. Огонь уничтожил иконостас, всю церковную утварь. Второе чудоявление и снова детям – на пепелище они нашли абсолютно невредимую икону Богородицы. Прежний храм восстановили. А через некоторое время, когда он обветшал, построили новый и освятили его во имя явления иконы Казанской Божией Матери.

В годы советской власти и богоборчества храм переоборудовали под зерносклад. Иконы срывали и сбрасывали в алтарь. Однако чудотворный образ Богоматери не смогли сдвинуть с места даже несколько здоровых деревенских мужиков!  Со злости председатель сельсовета решил топором разрубить икону,  но у него открылось сильное кровотечение и через три дня он умер.

Какое-то время церковь стояла доверху наполненная зерном. Когда в 1947 году по просьбам прихожан храм вернули верующим, то пришлось заменить толстые просмоленные половые доски, сгнившие под воздействием сырости, перепадов температур, «горящего» зерна. Икона же осталась невредимой, только небольшие вмятинки от зернышек под ризей напоминали о былом забвении. Сохранился и резной золоченый иконостас тонкой работы.

«Много лет от святого образа продолжали происходить разные чудеса, слава о Чимеево стала широко распространяться, и в знак благодарности люди пожаловали иконе
богатую ризу, – рассказывает матушка Елена. – Кто принес колечко,  кто пожертвовал сережку – целых пять лет понадобилось тюменским ювелирам, чтобы из серебра, золота и драгоценных камней создать настоящее произведение искусства».

День сегодняшний


Постепенно храм реконструировали, облагородили территорию. Появились новые здания, земли, крепло подсобное хозяйство. Стали собираться люди, желавшие посвятить себя служению церкви в монашеском чине – так возникла потребность в строительстве монастыря.

В настоящее время Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь представляет собой двухэтажный кирпичный корпус с домовым храмом в честь преподобного Серафима Саровского. К слову, в помощь братии четыре гектара угодий – по весне здесь сажают картофель, морковь, капусту и другие овощи, есть своя животноводческая ферма.

В воскресные дни в церкви яблоку негде упасть. Поэтому с помощью благодетелей решили возвести еще один храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Как известно, этот образ помогает бороться с извечными русскими пороками: пьянством, табакокурением. Новую церковь полюбили прихожане и паломники, сюда идут венчаться, крестить детей. И немудрено. Иконостас в ней расписали мастера из Мстеры, подмосковного поселка, где еще с царских времен все до одного жители – иконописцы. На стенах – образы, созданные Сергеем Осиповым, мастером, приглашенным  из Самары.

Каждый, кто побывал в Чимеево, уезжает с чувством покоя и мира в душе, и с непременным зароком – обязательно вернуться вновь.

------------


Геннадий Корепанов,
заместитель председателя Тюменской областной Думы:

– Памятники истории и культуры составляют важную часть национального культурного достояния любой страны. Они являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций. Их активная популяризация способствует взаимному пониманию, уважению и сближению народов, ведет к духовному объединению нации на основе пропаганды единых исторических корней, пробуждает гордость за Родину.

Понятие Святая Русь существует не только как исторический фантом. Это духовное пространство, которое существует поверх политических и админист­ративных границ.

Об этом свидетельствует, например, тот неоспоримый факт, что небольшой деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери  в селе  Чимеево стал одним из духовных цент­ров не только Зауралья, но и России. Напомню, что Чимеево в прошлом находилось в составе Ялуторовского уезда Тобольской губернии. По сей день жители Тюменской области и автономных округов приезжают поклониться чудотворной иконе.

Верующие россияне были и остаются патриотами своей Родины и поддерживают своих духовных лидеров, которые проводят линию на укрепление единой, сильной и процветающей  России. Православные и мусульмане, как и представители других  религий, кровно заинтересованы в том, чтобы Россия была  сильна, чтобы был мир, чтобы страна была неделима.

Поэтому и власти, и религиозные организации должны служить стабильности и не допускать межнациональных конфликтов, сохранять древние храмы и возводить новые.  Каждый идет к этой цели своим путем, но чем больше точек пересечения мы найдем, тем успешнее будет результат.

------------


Икона Казанской Божией Матери (по месту пребывания – Чимеевская)


Датировка: Точная дата обретения иконы неизвестна, предположительно в первой половине XVII века.

Описание: Икона довольно большого размера − 108 на 89 см. Написана на трех досках, скрепленных сквозными шпонками. На полях иконы изображены два предстоящих святых – это Иерусалимский Патриарх Модест и Пророк Илия. Чимеевская икона относится к иконографическому типу Богородичной иконы «Казанская».

В девяностых годах стали собираться и записываться чудотворения от иконы.

В 2004 году  документы были доставлены в Москву в Синодальный отдел по канонизации святых. По благословению святейшего Патриарха Алексия Чимеевский образ Пресвятой Богородицы был включен в месяцеслов чудотворных икон Божией Матери.

Место хранения: Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Чимеево Курганской области.

День празднования: 21 июля и 4 ноября.

------------


Люди


Матушка ЕЛЕНА,
жительница села Чимеево:

– От чудотворной иконы многие получают исцеление. Особенно люди маловерующие. Я сама была из таких. Во время беременности начались серьезные осложнения с почками, и перед врачами встал вопрос, кого спасать – меня или ребенка.

Ситуация казалась безвыходной. Бабушка-соседка посоветовала съездить в Чимеево. Приехала, помолилась. Пришла в больницу – анализы отличные, все в порядке, ребенок родился здоровым.

Акушерка долго не могла поверить. Так я через чадо пришла к вере православной. И муж уверовал. Сейчас он священнослужитель, отец Алексей. Живем при храме 12 лет. А деток у нас уже двое – Ираида и Христина.

---

Татьяна ДУДЛОВА,
регент церкви в честь иконы Казанской
Божией Матери:

– Приехали сюда в 1999 году. Врачи сказали, что надежды нет, детей  не будет. Долго молилась, мы с мужем повенчались, почти сразу забеременела первым сыном. Сейчас ему десять лет, через два года родилась дочка.

Третий малыш тоже чудо.  Сын с дочкой просили братика или сестренку. Отмахнулась от них, говорю, вон икона, идите молитесь.  И вот у нас Василиса, которой год и восемь месяцев.

Была проблема с жильем. Присмотрели себе дом хороший, добротный – в центре села, а денег взять неоткуда. Куда идти за помощью? Снова в храм. Неожиданно выяснилось, что у мужа акции одной крупной компании и ровно на ту сумму, чтобы дом купить. Это матушка-богородица нам помогла.

Я окончила музыкальное училище в Кургане, часто пою на службах. А связки больные. Сорву голос, потом месяц нельзя разговаривать и петь. Помолюсь – за три дня как рукой сняло.

------------


Дневник экспедиции: четвертая точка маршрута


Если есть Бог – значит есть и жизнь духовная


О жизни монастыря, паломничестве, духовных ценностях и Великом посте корреспондент газеты побеседовала с наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря отцом Серафимом.
– Как наместнику монастыря, вам наверняка ежедневно приходится решать самые разные вопросы…

– Наместник отвечает за все: жизнеобеспечение монастыря, порядок служб, общий контроль. Очень важно, чтобы в монастыре постоянно совершались богослужения, было кому служить, осуществлялся прием паломников, содержалась в порядке хозяйственная жизнь обители. Как бы ни хотелось уйти от мирских забот, но газ и электричество должны вовремя оплачиваться. Постоянно ведем реставрационные работы, строим новые здания. Сейчас, например, ремонтируем алтарь главного храма.

Есть у нас вольнонаемные сотрудники, работающие за зарплату – порядка 80 человек – из деревень Ягодное, Брылино, Чимеево. Без бухгалтерии, инженера по строительству, завхоза обитель не могла бы развиваться. В больших монастырях с давними традициями на этих должностях обычно трудятся монашествующие: казначей, эконом, келарь. Чимеевский монастырь создан в 2002 году, поэтому много людей привлечено с мира, но ведь работа ведется та, которая нужна. К тому же у нас большой поток паломников, их надо принять, разместить. Службы совершаются каждый день, кроме понедельника. Я служу в праздники, воскресные дни. Ежедневно соблюдаю монашеские правила. Нужно своим примером показывать, что в монастыре главное – молитва. Она освящает и труды наши, и нашу душу. По молитвам в монастыре жизнь внешняя и внутренняя устрояется. Как и у каждого человека.

–  Бывает у человека такое настроение: хочу все бросить и уйти в монастырь. Что ему посоветуете?

– Пусть попробует: одно желание еще ничего не значит. Бог спасает не всегда так, как мы представляем. Известны случаи, когда в монастырь человек приходил с целью обокрасть его, а потом опомнился, раскаялся и постригся в монахи. Всем полезно совершить паломничество, посмотреть, что есть жизнь по послушанию. Приходят люди и на день, и на год. Трудники участвуют в жизни монастыря, соблюдают правила и послушания. Нередко приезжают пары, не имеющие детей, ходят в храм, молятся. Одно из чудес Божией Матери – появление долгожданного потомства. А через год встречаешь их, они уже ребенка крестить привезли.

– Получается, что обращаемся к Богу в трудные минуты жизни, а как все налаживается – забываем. Так, помню, студентами мы ставили свечки перед экзаменами.

– Так уж устроен человек – чаще всего обращается к Богу, когда у него что-то не ладится. И в Чимеево обычно приезжают люди за последней надеждой, потому что слышали про чудо­творную икону. Но ведь духовная жизнь это не чудеса, а святыня – не золотая рыбка. Если после молитвы что-то в нашей жизни изменилось в лучшую сторону, то это повод задуматься, а правильно ли мы живем? Ведь что такое чудо? Свидетельство существования Бога. А если Бог есть, значит, и жизнь духовная есть. Божия Матерь мне помогла, а я ведь и в грехах не каюсь, и в церковь не хожу, и Евангелие не читаю... Вот о чем должен подумать человек. Если такая духовная работа не была проведена, то помощь не во благо пошла, а во вред.

– 7 марта начался Великий пост. Что бы вы посоветовали нашим читателям, которые его соблюдают?

–  Важно не забывать, что пост – не диета, не вегетарианство и не ограничение количества калорий. Когда начинается пост, надо меньше думать о еде, а вспомнить о душе. Сходить в храм Божий, помолиться, быть добрее и сострадательнее к ближним, подавать милостыню, посетить больного,  почитать Евангелие. Вот что является истинным постом. Конечно, если есть силы отказаться от мяса, молока – это пойдет только на пользу.

– И от телевизора.

– Безусловно. Сомнительные развлекательные передачи лучше не смотреть. Почему-то программы такого рода идут по пятницам, а пятница – это день, когда Господа распяли, он всегда постный.

– По данным соцопроса, 72 процента россиян считают себя православными. При этом на вопрос, в чем же заключается православие, можно услышать: «Я же яйца крашу, значит, православный».

– К сожалению, обрядовость всегда была не на последнем месте у русского человека и часто вера на этом завершалась. На Пасху дружно красим яйца и печем куличи, на Крещение – в проруби купаемся. Истинное же православие – в первую очередь забота о душе. Осознание того, что в тебе живет бессмертная душа и только в Боге она находит  счастье. Человек, познавший свою душу, придет и к Богу. Ценности сегодняшнего мира – успех, деньги, карьера. Живем внешней жизнью, не задумываясь о смысле, лишь бы вкусно поесть, побольше заработать.

Как чаще всего изображают молодого человека? В наушниках, с крутым телефоном и жвачкой во рту. Человек живет ради наслаждений, превращается в неразумное животное. Жизнь духовная – это ограничения.

------------


Говорят участники экспедиции, жители  и гости села Чимеево











Отец АЛЕКСЕЙ,
священнослужитель Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря:

– Экспедиция проходит по архиерейскому благословению, это очень важно. Значит, совершается дело доброе и нужное.

Тюменцев к нам приезжает много, есть паломники и из Екатеринбурга, Челябинска, Омска.
С какими бы трудностями и проблемами сюда ни приезжали люди, Богородица всем готова помочь.
Дьякон ИОАНН,
священнослужитель Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря:

– До приезда сюда шесть лет прожил в Екатеринбурге: шумно, грязно, плохая вода.

В Чимеево же тихо, хорошая экология, природа великолепная. Люди живут подсобным хозяйством. Много работы дает монастырь – здесь он источник жизни.
Игорь,
трудник монастыря, приехал
из с. Дубровное, Ярковский район:

– Вот уже девять лет подряд на несколько месяцев приезжаю в Чимеевский монастырь за духовной подпиткой. Летом занимаюсь пасекой,
а зимой в деревне особо делать нечего.

В монастыре и поработаешь во славу Божию, и от мира отдохнешь.
Александра СОКОЛОВА,
пенсионерка, с. Чимеево:

– Я родилась в Чимеево. Помню историю, связанную  с  чудотворной иконой.
Брат Петр рассказывал, что председатель сельсовета приказал: «Ткни икону ломом!», на что тот ответил: «Тебе надо, сам и тычь».

Председатель замахнулся, но ударить не смог,
а через три дня умер.
Евгений ХМЕЛЕВ,
егерь охотохозяйства «Веденякское»:

– На снегоходах езжу уже лет 30, сначала это были «Бураны», сейчас «Ямаха».
С удовольствием присоединился к экспедиции – выступил проводником по Упоровскому району.

Посчастливилось побывать в Чимеево. Храм и монастырь поразили красотой и убранством.
Любовь КАПУСТИНА,
корреспондент газеты
«Новый мир», г. Курган:

– Меня заинтересовал проект редакции. Мечтаю посетить церкви Курганской области, поездить по районам.

Хорошее дело задумала редакция, привлекая внимание людей к возрождению храмов. Читателям будет интересно ознакомиться с историей и  культурой родного края.



«Моя жизнь – иконопись»


Какие мысли приходят, когда смотришь на икону? Что-то неземное,  то, что существовало с начала времен и будет существовать вечно. Окно в мир, открытое для тех, кто обладает особым – духовным зрением. Между тем иконы пишутся людьми – иконописцами. Святость профессии накладывает особые требования: молитва перед и после работы, соблюдение канонов.

Вот уже три года в Чимеево живет и трудится Сергей Осипов, талантливый художник и иконописец. Про таких говорят: «Господь в макушку поцеловал». Послужной список Сергея производит впечатление: роспись храмов в Самарской, Оренбургской, Волгоградской, Саратовской областях, в Башкирии, Татарии, Москве, Ростове-на-Дону, Ульяновске. На этот раз родной стала область Курганская, одновременно ведется огромная работа над светскими живописными полотнами. Творения мастера находятся в музеях и галереях страны, многих частных собраниях в России и далеко за ее пределами. Сергею так понравилось Зауралье, что он купил дом в Чимеево и подумывает с супругой над тем, не осесть ли в живописном селе навсегда?!
Задачи перед мастером непростые, но очень вдохновляющие. Он уже закончил роспись недавно построенной церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Не­упиваемая чаша». Его исполнение Страшного суда настолько впечатляет, что в экскурсии для паломников картина заняла особое место. Новая задача – расписать интерьер главного храма Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря.
Большую часть времени
Сергей проводит в буквальном смысле в воздухе, расписывая крутые своды, применяя навыки скалолазания. К празднику Светлого Христова Воскресения работы над росписью потолка главного купола необходимо закончить.

«Мой профессиональный путь был предопределен с детства. Отец – знаменитый иконописец Александр Осипов работал по благословению и молитвам митрополита Иоанна Петербуржского и Ладожского в то время, когда владыка был предстоятелем Русской православной церкви на Самарской кафедре в сане архиепископа. Владыка Иоанн и меня благословил на иконопись. Уже 24 года это дело моей жизни, – рассказывает мастер. – Иконы – это не картины, хотя краски использую те же. Не принято ставить подпись на работе, ведь я прославляю Бога, а не себя. Светское письмо в угоду людям. Икона же тот инструмент, который человека к Богу и приведет. Если художник написал икону,
а кто-то, войдя в храм, ее увидел и поверил, это самая большая награда».

Особые отношения у Сергея с главной чимеевской святыней – Казанской иконой Божией Матери. Благодаря молитвам старшей дочери Елисеи в семье произошло прибавление – еще на одну принцессу на свете стало больше.

Елена МЕЖЕЦКАЯ

------------


«Страшный  суд – работа  очень  сложная, не в материальном, физическом, а в духовном плане. Для верующего человека существует понятие борьбы добра со злом, дьявола и Господа.

Страшный суд – это очень сильный эмоциональный сюжет, способный показать человеку его поступки и дела, как праведные, так и грешные, дать возможность переосмыслить свою, подчас не всегда достойную, жизнь, дать возможность для покаяния и спасения.

Первые изображения Страшного суда встречаются в древнерусской иконописи, далее что-то дорабатывалось в содержании и форме, менялся стиль, но сами каноны написания оставались прежними. Работая над этим сложным образом, я ввел определенное новшество: на картине изображен младенчик, распятый на кресте, символизирующий грех аборта. Рядом с ним не только несостоявшаяся мать, но и отец, а также врач-гинеколог, в этом заложен очень глубокий смысл.

Интересно, что, когда я писал Страшный суд, на меня свалился огромный поток светских заказов, предлагали немыслимые суммы, будто темные силы не хотели, чтобы работа состоялась. Как только закончил – поток вернулся в прежнее естественное русло», – говорит мастер.



Ранее в сюжете

Позади – крутой поворот. Впереди – лучшие надежды

12

Позади – крутой поворот. Впереди – лучшие надежды

12

Тюменский театр кукол отправляется на Ямал

20 ноября

В Тюмени неделю искали 60-летнюю автоледи, которая сбила ребенка и скрылась

20 ноября