Театральная революция продолжается
В областном центре прошел традиционный фестиваль «Театральная революция». Его организаторами стали Российский центр Международной ассоциации любительских театров, Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий и местный театр «Мимикрия».
У горожан была возможность посмотреть любительские спектакли студенческих коллективов со всей страны. Кто-то приобщился к загадочному башкирскому фольклору (эпос «Урал-батыр» в исполнении уфимского театра-студии «Птицы»). Кто-то погрузился в шекспировские страсти времен Ричарда II (одноименный спектакль представил учебный театр кафедры режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ). Были и такие постановки, которым сложно дать определение. Открыл же форум спектакль театра танца «Академия» по мотивам «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Напряженная атмосфера создавалась с помощью музыки и умелой игры актеров. Сложно поверить, что для этих ребят лицедейство не является профессией.
В экспертный совет «Теат-ральной революции» вошли президент театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство» и редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Анастасия
Ефремова, режиссер-постановщик спектаклей в театрах России Антон Милочкин и заведующая кафедрой режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ Марина Жабровец.
В том, что этот фестиваль – совершено особенное событие в культурной жизни города, уверена Марина Жабровец:
– Я заметила, что на «Революцию» отбираются те театры, которые работают на синтезе фольклора, литературы, пластики… Принципиальное отличие!
Если для зрителей побывать на фестивале – праздник, то для организаторов и молодых актеров это в первую очередь обмен опытом. К сожалению, не все заявившиеся участники смогли приехать... В отличие от профессиональных фестивалей с многолетней историей, на тюменский коллективы добираются на собственные средства.
Как отметила первый заместитель председателя комитета по культуре Тюменской области Наталья Хвостанцева, в 2008 году на весь регион было семь любительских театральных коллективов, а в 2010 их стало пятнадцать! Цифра одна. А положение подобных коллективов иное – не-устойчивое. В рамках фестиваля общественность имела возможность обсудить больные темы.
В том числе такие, как финансирование и отсутствие помещений (совсем недавно «Мимикрии», например, пришлось искать очередную «базу» – торговый центр «Фаворит» нашел нового арендатора; что уж говорить о менее известных театрах?!).
Наталья Хвостанцева предложила представителям театров следующее решение:
– В мае формируется трехлетний план развития культуры. Обращаясь за поддержкой, разработайте целостный проект. Просите не только денежную, но и иную помощь.
Так или иначе, студенческие любительские театры – дело перспективное и нужное. По мнению Марины Жабровец, занятия в студиях – это прививка доброты, культуры, эстетики.
Что останется для молодежи, если не будет простора для творчества?