Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества

Общество, 12:07, 11 марта 2011,
Слушать новость
Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества. .

С целью привлечения внимания к возрождению церквей участники экспедиции прибыли в деревню Старая Шадрина


Редакция газеты «Тюменская область сегодня»  совместно с тюменским клубом «Сибирский экстрим» в рамках проекта «Православие и СМИ»   совершила экспедицию «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества». На снегоходах ее участники проехали по селам юга Тюменской области: Битюки Исетского района,  Петелино Ялуторовского, Старая Шадрина Упоровского, посетили храмы деревянного зодчества: церкви Петра и Павла, Святовладимирскую, побывали на месте церкви Святой Троицы.


Конечной точкой стал один из  духовных центров не только Зауралья, но и всего Урала и Западной Сибири – Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, расположенный в селе  Чимеево Курганской области. Сегодняшний выпуск посвящен Упоровскому району. Рассказываем о местных храмах, точках роста района, его людях и местах, где прошла экспедиция.


------------


Александр СКВОРЦОВ, российский летчик и космонавт-испытатель,
командир ТПК «Союз ТМА», командир МКС-24, полковник ВВС РФ:


–  То, что в редакции газеты стартовал проект «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества», просто здорово! Потому что в этих местах соединяется воедино дух наших предков и то, к чему они стремились и что хранили. Напомню известную фразу Михаила Ломоносова, что богатства будут прирастать Сибирью. Подчеркну – не только кладовыми природы, но и духовным наследием. Здесь и наши стремления соединяются с чаяниями и надеждами предков.


В Звездном городке тоже есть образец деревянного зодчества – храм Преображения Господня, он даже немного напоминает космический корабль. Храм построен из ангарской
сосны, иконостас из кедра выполнили сибирские резчики, чин освящения совершил патриарх Кирилл. Перед тем как космонавтам выйти под песню группы «Земляне» на Байконуре, все экипажи освящает православный священник, конечно, с учетом согласия астронавтов – американцев. Мы относимся к этому очень трепетно. Желаю успехов
и удачи в вашем добром деле!


-------------


Забыть нельзя, восстановить!


Троицкая церковь села  Старая Шадрина  – один из немногих сохранившихся в регионе образцов  позднего деревянного зодчества


|| справка


К настоящему времени   установлено, что в деревне Старая Шадрина в 1903 году была построена временная церковь. Спустя пять лет ее настоятель отец Михаил (Альбов)  приступил к строительству новой.

Деревянная церковь на средства прихожан возводилась на кирпичном цоколе. Стены клали  «в обло».  Двусветный четверик храма с четырехгранной  апсидой, равновеликие  по ширине  помещения  трапезной и притвора вытянуты по одной оси. Впечатлению слитности способствовала  единая горизонталь  карниза, которая опоясывала здание, включая и нижний ярус храма. Доминирующий в объемной композиции четверик был покрыт четырехскатной кровлей. Над ним возвышались барабан и главка. Основным мотивом скромного  декора  служил  щипец фронтона с мелким подзором пропильной резьбы геометрического рисунка, венчающий наличники окон.

Свой окончательный вид храм приобрел лишь в 1913 году. Заблаговестили колокола. «Жители деревни  падали на землю, крестились и благодарили Господа, что он сподобил их услышать звон церковный. А отец Михаил, который начал строить церковь, от умиления и радости плакал на коленях и молился», – вспоминали старожилы.

------------


|| о храмовой иконе


Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Ангелы расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения – фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия.  В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX–X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога – Святой Троицы.

Формой, наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублева становится круг – именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг – они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Единство трех ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви – «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

------------


Мы живем в эпоху, когда  основное внимание  людей сосредоточено   на внешней деятельности человека – сколь производителен его труд, сколь велико его участие  в жизни общества.  И все же есть  в этом  исключительно «социальном» подходе у человека  что-то глубоко личное. «То – вера в царство Божие», – считает Виктор Полков, глава администрации Суерского сельского поселения Упоровского района и  один из активных участников восстановления Троицкой церкви.

Предки Виктора не в одном поколении – жители села Старая Шадрина Суерского сельского поселения.  Поэтому  по рассказам старших он знает,  что в родной деревне была церковь. Но в его время в ее стенах не звучал глас Божий. Храм  служил людям в ином качестве –  клуба. Здесь  смотрели мульт­фильмы и кинофильмы, проводили пионерские, комсомольские и партийные  собрания, отмечали советские праздники.

–  К зданию относились как к объекту культуры и не догадывались, что под широкими досками-плахами пола спрятаны кованые двери храма центральных ворот, – вспоминает Виктор Полков.

В начале XX века загорелся второй этаж  клуба. Тушили всем миром. Погасят пламя, а через несколько часов ветер раздует искорки – и вновь пожар. Через два дня борьбы с огненной стихией  селяне решили раскатать деревянное здание. Завели тросы под стены, но два больших трактора… не  смогли сдвинуть с места ни одного бревна. Что не удалось человеку,  оказалось под силу  огню.  Сгорела  колокольня, ее остатки разобрали. Культовое здание в честь Святой Троицы утратило завершенность, год от года ветшало.
Сейчас пришло время созидать. Старошадринцы

объединились в общину при храме Серафима Саровского села Суерка Упоровского района, стали собирать архивные документы, чтобы восстановить деревенскую церковь. При действующем храме поставили жертвенник для сбора средств.

Установили подлинный внешний  облик деревянного храма. Вот только во многих документах церковь названа в честь иконы Казанской Богоматери, а престольный праздник на деревне – Троица. Кроме того, не могут  два соседствующих храма носить одно имя, усомнились селяне. Обратились к благочинному Ялуторовского района отцу Александру
(Лемешко).  Ответ получен: церковь Троицкая.

Осталось поставить грамотно запятую в предложении  «Забыть нельзя восстановить».  Православная община села Старая Шадрина при поддержке земляков справилась с этим заданием, расставила  знаки препинания:  «Забыть нельзя, восстановить!» Почин селян  поддержали глава Упоровского района Леонид Сауков и архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Людмила ШОРОХОВА

------------


мнение


Нина БУРОВА, внучка отца Михаила (Альбова),
при жизни бывшего настоятелем церкви в селе Старая Шадрина:

– Мой дедушка, отец Михаил (Альбов),  был настоятелем церкви в селе  Старая Шадрина, названной в честь иконы Святой Троицы.  Так  что я –  поповская внучка. После революции семья  подверглась гонениям. Дом  отобрали. Церковь, где служил дед, превратили в деревенский клуб. Средств к существованию не оказалось, детей дразнили «поповским отродьем». Этого горького прозвища не избежала ни я,  в третьем поколении, ни мои дети.

Много лет спустя новые хозяева дома деда разбирали печь, нашли большой нательный крест и передали его законным наследникам. Оставлять «находку» в доме они побоялись,  передали в музей. Ныне  судьба семейной реликвии неизвестна.

С дедом, к сожалению, я лично не была знакома. Он  ушел в мир иной задолго до моего рождения. Поэтому первые молитвы  и наставления  в жизни усваивала от родителей. Помню, как втайне от сверстников заходила в клуб, представляя, будто нахожусь на церковной службе. Если Богу будет угодно, в церкви деда в Старой Шадриной состоится служба, начнут венчать и крестить.  Вот только бы дожить до этого светлого дня.

-------------


Старошадринские будни в окружении друзей


Прямиком из Петелино Ялуторовского района снегоходный караван прибыл в деревню Старая Шадрина.

Путешественников встретили местные жители. Гости из областного центра в Старой Шадриной бывают нечасто. Поэтому поглазеть на снегоходы с самого утра сбежался и стар и мал. Пели частушки, выносили каравай румяный, угощали блинами масляными, шаньгами да чаем.

Глава Суерского сельского поселения Виктор Полков отметил, что через два года Старошадринскому храму исполнится сто лет. Его строительство в 1908 году начал священник
Михаил Альбов. Через пять лет над уютной деревенькой вознеслись новые купола. Во время революции здесь определили склад. Позднее клуб с библиотекой. Все пережил Божий дом. Все вытерпел. В 90-е годы от печки загорелись библиотечные книги…

С тех пор храм во имя Святой Троицы стоит точно сиротинушка. Вот уже несколько лет Полков с соратниками пытается найти спонсоров. Недавно на пожертвования местных составили смету. По ней на восстановление церкви, которая пострадала от фундамента до самых куполов, необходимо восемь миллионов. Старошадринцам храм еще как нужен. Здесь немало семей, для которых на первом месте вера.

Да и молодежи хочется венчаться, крестить детей, ходить на службы в настоящий Божий дом. Будем верить, что экспедиция, организованная редакцией, обратит внимание общественности на судьбу деревянной церкви.

Ирина НИКИТИНА
(смотрите фотогалерею далее)

-------------


говорят участники экспедиции и жители упоровского района











Людмила АЛЬБОВА, пенсионерка, д. Старая Шадрина:
Василий ЛАПУХИН,
настоятель храмов,
Упоровский район:

– Верю, общими усилиями храм в Старой Шадриной будет восстановлен. Местное население ждет этого события.

В Упоровском районе пять храмов: два действующих (в райцентре и Суерке) и три, требующих капитального ремонта (в Старой Шадриной, Кизаке, Нижнем Манае).
Виктор ПОЛКОВ,
глава Суерского сельского поселения:

– После многих лет работы в Тюменской сельхозакадемии я вернулся на малую родину – в деревню Старая
Шадрина. Тихо, уютно.

Работа есть. По областной программе достраивается мини-ферма – появятся новые рабочие места. Приезжайте к нам летом – красота неописуемая!
Людмила АЛЬБОВА,
пенсионерка, д. Старая Шадрина:

– Я бывший работник культуры. Сейчас на пенсии. Когда просят, помогаю в проведении общественных мероприятий.

Вызвалась встречать вашу экспедицию. Пожалуйста, шаньги, пирожки, блины! Что можно показать гостям? Был храм… Была молитва… Надеемся, что все удастся восстановить.
Антонина КОЛЯСНИКОВА,
участковый специалист
по соцработе, с. Суерка:

– В Старой Шадриной  сто дворов. 240 жителей. Молодежи, конечно, меньше. Ребятишек до 18 лет человек тридцать.

Старожилов – трое. Нам бы храм, чтоб легче жить. Я сама хожу в церковь. Пою, душу очищаю.
Валентина НИКОНОВА,
будущая мама, д. Старая Шадрина:

– Я сама из Тюмени. А муж из Старой Шадриной.

Решила, что в деревне легче. Поэтому и уехала из города. Тут жилье недорогое, огород, чистый воздух.

Что еще нужно для маленького ребенка?! Прибавления ждем в июне. Еще на одного старошадринца будет больше!
Ольга ГЛЕБЧЕНКО,
жительница села Суерка:

– Замечательный русский поэт Федор Глинка писал: «Если хочешь жить легко и быть к небу близко,  держи сердце высоко, а голову низко».

Мы же в последнее время стараемся голову поднять очень высоко. А вот поклониться человек может только в храме. Надеюсь, рано или поздно вырастут церкви во славу Божию.



------------


В родном краю все сердцу мило...


Возможность  пройти по центральной улице старинного сибирского села представилась журналисту редакции


К населенному пункту, в котором родился и живешь, привыкаешь как к своему дому. Все в нем знакомо: деревья на улицах, силуэты зданий, тишина переулков, гул машин на дорогах. Некогда остановиться, оглянуться. Но бывают моменты, когда оставляешь все дела и отправляешься на прогулку.  Такой случай представился журналисту редакции – пройтись по улицам старинного сибирского села Суерка Упоровского района. Вечерело, когда я приехала. Село тонуло в  морозном тумане, а деревья  от  света уличных фонарей искрились серебристым инеем. Скрипит снег под ногами. На календаре март, а настоящая зима не сдается.

В Суерке, как и в других сибирских поселениях, сохранились выработанные веками планировочные  решения. Улицу формируют  фронтоны домов и амбаров, глухие  заборы, высокие ворота из бруса и штакетника. Старые дома рублены  из круг­лого леса диаметром до сорока сантиметров. Их украшают резные наличники на окнах.

В последние годы старину теснят  элементы  городской архитектуры.  Здесь главенствует принцип упорядоченности: ровные улицы, одинаковые размеры земельных участков  под усадьбы. Прямо на улице растут тополя, сирень, березы. Красота!  Сельские жители очень рано встают и рано ложатся спать, поэтому на улицах села  малолюдно. Но все же  с некоторыми  удалось поговорить. Оксана Шульц после работы убирала снег у дома. Она молодая мама, работает в пекарне и гордится своей профессией.

– Хлеб и хлебобулочные изделия настолько вкусны, что к полудню  местный магазинный прилавок пустеет. Правда, ненадолго, ближе к вечеру поступает новая партия, – отмечает продавец Нина Архипова. Она, завидев незнакомых людей, вышла на улицу, чтобы пригласить в магазин.

Заходим. Пахнет  душистым хлебом. Неужели только из печи? Так и есть. В ассортименте  хлеб трех видов, пироги с рыбой, пирожки с различной начинкой и мой любимый маковый рулет. Не удержалась, купила. Вкуснятина!

На заснеженной улице Советской  встретила …  велосипедиста Дениса Полухина. Он где-то раздобыл большой чан для запаривания корма скоту и, водрузив на велосипед, везет его домой.  Разговорились об экономике поселения. Здесь нет крупных предприятий. Но живет и здравствует ООО «Круиз», занимаясь переработкой древесины. Часть сельскохозяйственных угодий принадлежит агрофирме «КРиММ», часть – ООО «Тобол» и ООО «Стерх».  Однако рабочих мест все же не хватает. Поэтому люди  занимаются личным подворьем, как и семья Дениса.

Школьник Сергей Бурлаков  возвращался домой от друга. С нескрываемым удовольствием рассказал о  жителях села, которые здесь родились и выросли, а ныне стали успешными  и знаменитыми.  Владимир Дубровин – чемпион мира, спортсмен-гиревик. Сегодняшний глава поселения – кандидат сельскохозяйственных наук Виктор Полков, житель соседней деревни Старая Шадрина. В Суерке родился и вырос генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Земляки с благодарностью говорят о нем – ведь именно на средства, пожертвованные им, восстановлен Суерский храм.

Холодно, зябко. Стучусь в незнакомый дом. Его хозяйка  Анна Петровна Турлыгина выходит медленно. Не удивительно, ей уже за девяносто. Но о том, что повидала, стоит рассказать подробнее. А рассказала Анна Петровна о чудотворной Суерско-Смоленской иконе Божией Матери, что хранится в храме преподобного Серафима Саровского. Церковные предания гласят: когда в этих краях свирепствовала моровая язва, одному  прихожанину явилась Богородица и повелела написать  икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что и было сделано затворником-иеромонахом Макарием.  По написании икону принесли в Суерку, после отслуженного перед нею молебна бедствия в селе прекратились.

И еще одна встреча на улице – с Людмилой Губиной. Она оказалась страстной поклонницей газеты «Тюменская область сегодня», поэтому встретила меня как старого друга, пригласила в дом. За чашкой душистого чая и домашними  пирогами  разговорились. Я рассказала о редакции, о коллегах, новых проектах и планах, в том числе об экспедиции «Наследие Сибири: деревянное зодчество». Людмила читала свои стихи.  Прогулка удалась. Обязательно постараюсь приехать в Суерку снова.

Людмила ШОРОХОВА
блиц-опрос:












Оксана ШУЛЬЦ,
молодая мама:

– Суерка для меня –   не старинные дома, не современные  здания, а прежде всего скромная улица, где живу. Весной утопает  в цвете черемухи и сирени,  летом покрывается ковром цветов, осенью пламенеет яркими гроздьями рябины.

Березы в золотом одеянии   танцуют прощальный хоровод, теряя под  порывами ветра последние  листья. Зимой  улица искрится в лучах солнца.  Складывается ощущение, что нахожусь в чудесной сказке, в которой взрослые и дети –  самые счастливые.
Нина АРХИПОВА,
продавец магазина:

– Хорошеет наше село. Каждый день, проходя по его улочкам, так и хочется сказать: «Как это село родное мне бесконечно дорого».

Хотела бы видеть свое село еще наряднее, уютнее и сделать так, чтобы в нем вечно царствовали
мир, добро и любовь.
Сергей БУРЛАКОВ,
учащийся Суерской средней школы:

– Мое село – мой маленький мирок. Здесь родной дом, храм, школа,  клуб.

Нравится, проходя мимо домов, наблюдать за окнами: разные шторы, затейливые, с кружевами, современные жалюзи. Светится окно –
значит, кипит жизнь, там тепло.
Денис ПОЛУХИН,
владелец личного подсобного хозяйства:

– Мое родное село самое красивое. Здесь много домов с самыми замысловатыми наличниками.

Как глаза –  зеркало души, так и окна –  отражение души улицы.
Не потому ли предки наши хотели смотреть на Божий мир всегда празднично, как из сказочного терема.
Анна ТУРЛЫГИНА,
старожил села:

– В годы Великой Отечественной войны мы, поволжские немцы, на Упоровской земле обрели новую Родину. Я всю жизнь прожила в деревне Колуниной, ныне ее не существует.

Переехала в Суерку к детям. Деревня компактная. Как  говорят, все в шаговой доступности. И Богородская  церковь рядом. Храм  небольшой, зато молящиеся находятся будто в деснице Божией, совсем рядом с алтарем, где совершается великое и таинство
Евхаристии.
Людмила ГУБИНА,
пенсионерка:

– Люблю свое село, хотя, возможно, на первый взгляд, оно обычное, каких много в Тюменской области.

Зимой на  улице редкие дымки из труб, птичья азбука на снегу. Все такое родное, пронзительное. Наверное, именно такая красота подвигает человека приумножить ее.



------------


[gallery columns="7"]

Далее в сюжете: Позади – крутой поворот. Впереди – лучшие надежды

С целью привлечения внимания к возрождению церквей участники экспедиции прибыли в деревню Старая Шадрина


Редакция газеты «Тюменская область сегодня»  совместно с тюменским клубом «Сибирский экстрим» в рамках проекта «Православие и СМИ»   совершила экспедицию «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества». На снегоходах ее участники проехали по селам юга Тюменской области: Битюки Исетского района,  Петелино Ялуторовского, Старая Шадрина Упоровского, посетили храмы деревянного зодчества: церкви Петра и Павла, Святовладимирскую, побывали на месте церкви Святой Троицы.


Конечной точкой стал один из  духовных центров не только Зауралья, но и всего Урала и Западной Сибири – Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, расположенный в селе  Чимеево Курганской области. Сегодняшний выпуск посвящен Упоровскому району. Рассказываем о местных храмах, точках роста района, его людях и местах, где прошла экспедиция.


------------


Александр СКВОРЦОВ, российский летчик и космонавт-испытатель,
командир ТПК «Союз ТМА», командир МКС-24, полковник ВВС РФ:


–  То, что в редакции газеты стартовал проект «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества», просто здорово! Потому что в этих местах соединяется воедино дух наших предков и то, к чему они стремились и что хранили. Напомню известную фразу Михаила Ломоносова, что богатства будут прирастать Сибирью. Подчеркну – не только кладовыми природы, но и духовным наследием. Здесь и наши стремления соединяются с чаяниями и надеждами предков.


В Звездном городке тоже есть образец деревянного зодчества – храм Преображения Господня, он даже немного напоминает космический корабль. Храм построен из ангарской
сосны, иконостас из кедра выполнили сибирские резчики, чин освящения совершил патриарх Кирилл. Перед тем как космонавтам выйти под песню группы «Земляне» на Байконуре, все экипажи освящает православный священник, конечно, с учетом согласия астронавтов – американцев. Мы относимся к этому очень трепетно. Желаю успехов
и удачи в вашем добром деле!


-------------


Забыть нельзя, восстановить!


Троицкая церковь села  Старая Шадрина  – один из немногих сохранившихся в регионе образцов  позднего деревянного зодчества


|| справка


К настоящему времени   установлено, что в деревне Старая Шадрина в 1903 году была построена временная церковь. Спустя пять лет ее настоятель отец Михаил (Альбов)  приступил к строительству новой.

Деревянная церковь на средства прихожан возводилась на кирпичном цоколе. Стены клали  «в обло».  Двусветный четверик храма с четырехгранной  апсидой, равновеликие  по ширине  помещения  трапезной и притвора вытянуты по одной оси. Впечатлению слитности способствовала  единая горизонталь  карниза, которая опоясывала здание, включая и нижний ярус храма. Доминирующий в объемной композиции четверик был покрыт четырехскатной кровлей. Над ним возвышались барабан и главка. Основным мотивом скромного  декора  служил  щипец фронтона с мелким подзором пропильной резьбы геометрического рисунка, венчающий наличники окон.

Свой окончательный вид храм приобрел лишь в 1913 году. Заблаговестили колокола. «Жители деревни  падали на землю, крестились и благодарили Господа, что он сподобил их услышать звон церковный. А отец Михаил, который начал строить церковь, от умиления и радости плакал на коленях и молился», – вспоминали старожилы.

------------


|| о храмовой иконе


Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Ангелы расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения – фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия.  В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX–X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога – Святой Троицы.

Формой, наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублева становится круг – именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг – они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Единство трех ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви – «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

------------


Мы живем в эпоху, когда  основное внимание  людей сосредоточено   на внешней деятельности человека – сколь производителен его труд, сколь велико его участие  в жизни общества.  И все же есть  в этом  исключительно «социальном» подходе у человека  что-то глубоко личное. «То – вера в царство Божие», – считает Виктор Полков, глава администрации Суерского сельского поселения Упоровского района и  один из активных участников восстановления Троицкой церкви.

Предки Виктора не в одном поколении – жители села Старая Шадрина Суерского сельского поселения.  Поэтому  по рассказам старших он знает,  что в родной деревне была церковь. Но в его время в ее стенах не звучал глас Божий. Храм  служил людям в ином качестве –  клуба. Здесь  смотрели мульт­фильмы и кинофильмы, проводили пионерские, комсомольские и партийные  собрания, отмечали советские праздники.

–  К зданию относились как к объекту культуры и не догадывались, что под широкими досками-плахами пола спрятаны кованые двери храма центральных ворот, – вспоминает Виктор Полков.

В начале XX века загорелся второй этаж  клуба. Тушили всем миром. Погасят пламя, а через несколько часов ветер раздует искорки – и вновь пожар. Через два дня борьбы с огненной стихией  селяне решили раскатать деревянное здание. Завели тросы под стены, но два больших трактора… не  смогли сдвинуть с места ни одного бревна. Что не удалось человеку,  оказалось под силу  огню.  Сгорела  колокольня, ее остатки разобрали. Культовое здание в честь Святой Троицы утратило завершенность, год от года ветшало.
Сейчас пришло время созидать. Старошадринцы

объединились в общину при храме Серафима Саровского села Суерка Упоровского района, стали собирать архивные документы, чтобы восстановить деревенскую церковь. При действующем храме поставили жертвенник для сбора средств.

Установили подлинный внешний  облик деревянного храма. Вот только во многих документах церковь названа в честь иконы Казанской Богоматери, а престольный праздник на деревне – Троица. Кроме того, не могут  два соседствующих храма носить одно имя, усомнились селяне. Обратились к благочинному Ялуторовского района отцу Александру
(Лемешко).  Ответ получен: церковь Троицкая.

Осталось поставить грамотно запятую в предложении  «Забыть нельзя восстановить».  Православная община села Старая Шадрина при поддержке земляков справилась с этим заданием, расставила  знаки препинания:  «Забыть нельзя, восстановить!» Почин селян  поддержали глава Упоровского района Леонид Сауков и архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Людмила ШОРОХОВА

------------


мнение


Нина БУРОВА, внучка отца Михаила (Альбова),
при жизни бывшего настоятелем церкви в селе Старая Шадрина:

– Мой дедушка, отец Михаил (Альбов),  был настоятелем церкви в селе  Старая Шадрина, названной в честь иконы Святой Троицы.  Так  что я –  поповская внучка. После революции семья  подверглась гонениям. Дом  отобрали. Церковь, где служил дед, превратили в деревенский клуб. Средств к существованию не оказалось, детей дразнили «поповским отродьем». Этого горького прозвища не избежала ни я,  в третьем поколении, ни мои дети.

Много лет спустя новые хозяева дома деда разбирали печь, нашли большой нательный крест и передали его законным наследникам. Оставлять «находку» в доме они побоялись,  передали в музей. Ныне  судьба семейной реликвии неизвестна.

С дедом, к сожалению, я лично не была знакома. Он  ушел в мир иной задолго до моего рождения. Поэтому первые молитвы  и наставления  в жизни усваивала от родителей. Помню, как втайне от сверстников заходила в клуб, представляя, будто нахожусь на церковной службе. Если Богу будет угодно, в церкви деда в Старой Шадриной состоится служба, начнут венчать и крестить.  Вот только бы дожить до этого светлого дня.

-------------


Старошадринские будни в окружении друзей


Прямиком из Петелино Ялуторовского района снегоходный караван прибыл в деревню Старая Шадрина.

Путешественников встретили местные жители. Гости из областного центра в Старой Шадриной бывают нечасто. Поэтому поглазеть на снегоходы с самого утра сбежался и стар и мал. Пели частушки, выносили каравай румяный, угощали блинами масляными, шаньгами да чаем.

Глава Суерского сельского поселения Виктор Полков отметил, что через два года Старошадринскому храму исполнится сто лет. Его строительство в 1908 году начал священник
Михаил Альбов. Через пять лет над уютной деревенькой вознеслись новые купола. Во время революции здесь определили склад. Позднее клуб с библиотекой. Все пережил Божий дом. Все вытерпел. В 90-е годы от печки загорелись библиотечные книги…

С тех пор храм во имя Святой Троицы стоит точно сиротинушка. Вот уже несколько лет Полков с соратниками пытается найти спонсоров. Недавно на пожертвования местных составили смету. По ней на восстановление церкви, которая пострадала от фундамента до самых куполов, необходимо восемь миллионов. Старошадринцам храм еще как нужен. Здесь немало семей, для которых на первом месте вера.

Да и молодежи хочется венчаться, крестить детей, ходить на службы в настоящий Божий дом. Будем верить, что экспедиция, организованная редакцией, обратит внимание общественности на судьбу деревянной церкви.

Ирина НИКИТИНА
(смотрите фотогалерею далее)

-------------


говорят участники экспедиции и жители упоровского района











Людмила АЛЬБОВА, пенсионерка, д. Старая Шадрина:
Василий ЛАПУХИН,
настоятель храмов,
Упоровский район:

– Верю, общими усилиями храм в Старой Шадриной будет восстановлен. Местное население ждет этого события.

В Упоровском районе пять храмов: два действующих (в райцентре и Суерке) и три, требующих капитального ремонта (в Старой Шадриной, Кизаке, Нижнем Манае).
Виктор ПОЛКОВ,
глава Суерского сельского поселения:

– После многих лет работы в Тюменской сельхозакадемии я вернулся на малую родину – в деревню Старая
Шадрина. Тихо, уютно.

Работа есть. По областной программе достраивается мини-ферма – появятся новые рабочие места. Приезжайте к нам летом – красота неописуемая!
Людмила АЛЬБОВА,
пенсионерка, д. Старая Шадрина:

– Я бывший работник культуры. Сейчас на пенсии. Когда просят, помогаю в проведении общественных мероприятий.

Вызвалась встречать вашу экспедицию. Пожалуйста, шаньги, пирожки, блины! Что можно показать гостям? Был храм… Была молитва… Надеемся, что все удастся восстановить.
Антонина КОЛЯСНИКОВА,
участковый специалист
по соцработе, с. Суерка:

– В Старой Шадриной  сто дворов. 240 жителей. Молодежи, конечно, меньше. Ребятишек до 18 лет человек тридцать.

Старожилов – трое. Нам бы храм, чтоб легче жить. Я сама хожу в церковь. Пою, душу очищаю.
Валентина НИКОНОВА,
будущая мама, д. Старая Шадрина:

– Я сама из Тюмени. А муж из Старой Шадриной.

Решила, что в деревне легче. Поэтому и уехала из города. Тут жилье недорогое, огород, чистый воздух.

Что еще нужно для маленького ребенка?! Прибавления ждем в июне. Еще на одного старошадринца будет больше!
Ольга ГЛЕБЧЕНКО,
жительница села Суерка:

– Замечательный русский поэт Федор Глинка писал: «Если хочешь жить легко и быть к небу близко,  держи сердце высоко, а голову низко».

Мы же в последнее время стараемся голову поднять очень высоко. А вот поклониться человек может только в храме. Надеюсь, рано или поздно вырастут церкви во славу Божию.



------------


В родном краю все сердцу мило...


Возможность  пройти по центральной улице старинного сибирского села представилась журналисту редакции


К населенному пункту, в котором родился и живешь, привыкаешь как к своему дому. Все в нем знакомо: деревья на улицах, силуэты зданий, тишина переулков, гул машин на дорогах. Некогда остановиться, оглянуться. Но бывают моменты, когда оставляешь все дела и отправляешься на прогулку.  Такой случай представился журналисту редакции – пройтись по улицам старинного сибирского села Суерка Упоровского района. Вечерело, когда я приехала. Село тонуло в  морозном тумане, а деревья  от  света уличных фонарей искрились серебристым инеем. Скрипит снег под ногами. На календаре март, а настоящая зима не сдается.

В Суерке, как и в других сибирских поселениях, сохранились выработанные веками планировочные  решения. Улицу формируют  фронтоны домов и амбаров, глухие  заборы, высокие ворота из бруса и штакетника. Старые дома рублены  из круг­лого леса диаметром до сорока сантиметров. Их украшают резные наличники на окнах.

В последние годы старину теснят  элементы  городской архитектуры.  Здесь главенствует принцип упорядоченности: ровные улицы, одинаковые размеры земельных участков  под усадьбы. Прямо на улице растут тополя, сирень, березы. Красота!  Сельские жители очень рано встают и рано ложатся спать, поэтому на улицах села  малолюдно. Но все же  с некоторыми  удалось поговорить. Оксана Шульц после работы убирала снег у дома. Она молодая мама, работает в пекарне и гордится своей профессией.

– Хлеб и хлебобулочные изделия настолько вкусны, что к полудню  местный магазинный прилавок пустеет. Правда, ненадолго, ближе к вечеру поступает новая партия, – отмечает продавец Нина Архипова. Она, завидев незнакомых людей, вышла на улицу, чтобы пригласить в магазин.

Заходим. Пахнет  душистым хлебом. Неужели только из печи? Так и есть. В ассортименте  хлеб трех видов, пироги с рыбой, пирожки с различной начинкой и мой любимый маковый рулет. Не удержалась, купила. Вкуснятина!

На заснеженной улице Советской  встретила …  велосипедиста Дениса Полухина. Он где-то раздобыл большой чан для запаривания корма скоту и, водрузив на велосипед, везет его домой.  Разговорились об экономике поселения. Здесь нет крупных предприятий. Но живет и здравствует ООО «Круиз», занимаясь переработкой древесины. Часть сельскохозяйственных угодий принадлежит агрофирме «КРиММ», часть – ООО «Тобол» и ООО «Стерх».  Однако рабочих мест все же не хватает. Поэтому люди  занимаются личным подворьем, как и семья Дениса.

Школьник Сергей Бурлаков  возвращался домой от друга. С нескрываемым удовольствием рассказал о  жителях села, которые здесь родились и выросли, а ныне стали успешными  и знаменитыми.  Владимир Дубровин – чемпион мира, спортсмен-гиревик. Сегодняшний глава поселения – кандидат сельскохозяйственных наук Виктор Полков, житель соседней деревни Старая Шадрина. В Суерке родился и вырос генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Земляки с благодарностью говорят о нем – ведь именно на средства, пожертвованные им, восстановлен Суерский храм.

Холодно, зябко. Стучусь в незнакомый дом. Его хозяйка  Анна Петровна Турлыгина выходит медленно. Не удивительно, ей уже за девяносто. Но о том, что повидала, стоит рассказать подробнее. А рассказала Анна Петровна о чудотворной Суерско-Смоленской иконе Божией Матери, что хранится в храме преподобного Серафима Саровского. Церковные предания гласят: когда в этих краях свирепствовала моровая язва, одному  прихожанину явилась Богородица и повелела написать  икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что и было сделано затворником-иеромонахом Макарием.  По написании икону принесли в Суерку, после отслуженного перед нею молебна бедствия в селе прекратились.

И еще одна встреча на улице – с Людмилой Губиной. Она оказалась страстной поклонницей газеты «Тюменская область сегодня», поэтому встретила меня как старого друга, пригласила в дом. За чашкой душистого чая и домашними  пирогами  разговорились. Я рассказала о редакции, о коллегах, новых проектах и планах, в том числе об экспедиции «Наследие Сибири: деревянное зодчество». Людмила читала свои стихи.  Прогулка удалась. Обязательно постараюсь приехать в Суерку снова.

Людмила ШОРОХОВА
блиц-опрос:












Оксана ШУЛЬЦ,
молодая мама:

– Суерка для меня –   не старинные дома, не современные  здания, а прежде всего скромная улица, где живу. Весной утопает  в цвете черемухи и сирени,  летом покрывается ковром цветов, осенью пламенеет яркими гроздьями рябины.

Березы в золотом одеянии   танцуют прощальный хоровод, теряя под  порывами ветра последние  листья. Зимой  улица искрится в лучах солнца.  Складывается ощущение, что нахожусь в чудесной сказке, в которой взрослые и дети –  самые счастливые.
Нина АРХИПОВА,
продавец магазина:

– Хорошеет наше село. Каждый день, проходя по его улочкам, так и хочется сказать: «Как это село родное мне бесконечно дорого».

Хотела бы видеть свое село еще наряднее, уютнее и сделать так, чтобы в нем вечно царствовали
мир, добро и любовь.
Сергей БУРЛАКОВ,
учащийся Суерской средней школы:

– Мое село – мой маленький мирок. Здесь родной дом, храм, школа,  клуб.

Нравится, проходя мимо домов, наблюдать за окнами: разные шторы, затейливые, с кружевами, современные жалюзи. Светится окно –
значит, кипит жизнь, там тепло.
Денис ПОЛУХИН,
владелец личного подсобного хозяйства:

– Мое родное село самое красивое. Здесь много домов с самыми замысловатыми наличниками.

Как глаза –  зеркало души, так и окна –  отражение души улицы.
Не потому ли предки наши хотели смотреть на Божий мир всегда празднично, как из сказочного терема.
Анна ТУРЛЫГИНА,
старожил села:

– В годы Великой Отечественной войны мы, поволжские немцы, на Упоровской земле обрели новую Родину. Я всю жизнь прожила в деревне Колуниной, ныне ее не существует.

Переехала в Суерку к детям. Деревня компактная. Как  говорят, все в шаговой доступности. И Богородская  церковь рядом. Храм  небольшой, зато молящиеся находятся будто в деснице Божией, совсем рядом с алтарем, где совершается великое и таинство
Евхаристии.
Людмила ГУБИНА,
пенсионерка:

– Люблю свое село, хотя, возможно, на первый взгляд, оно обычное, каких много в Тюменской области.

Зимой на  улице редкие дымки из труб, птичья азбука на снегу. Все такое родное, пронзительное. Наверное, именно такая красота подвигает человека приумножить ее.



------------


[gallery columns="7"]



Ранее в сюжете

Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества

10

Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества

10

В Тюмени неделю искали 60-летнюю автоледи, которая сбила ребенка и скрылась

20 ноября

Совет Федерации одобрил закон о запрете пропаганды чайлдфри

20 ноября