Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества
Далее в сюжете: Ангела-Хранителя в снежном пути!
Экспедиция по местам храмов деревянного зодчества стартует 2 марта в 9.00 от туркомплекса «Южное» Исетского района
Редакция газеты «Тюменская область сегодня» совместно с тюменским клубом «Сибирский экстрим» в рамках проекта «Православие и СМИ» проводит экспедицию «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества». На снегоходах участники экспедиции пройдут по селам юга Тюменской области: Битюки Исетского района, Петелино Ялуторовского, Старая Шадрина Упоровского района, посетят храмы деревянного зодчества: церкви Петра и Павла, Святовладимирскую церковь, побывают на месте церкви Святой Троицы. Конечной точкой станет один из духовных центров не только Зауралья, но и всего региона Урала и Западной Сибири – Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, село Чимеево Курганской области. Сегодняшний выпуск посвящен Исетскому району. Рассказываем о местных храмах, точках роста района, его людях и местах, где пройдет экспедиция.
ДИМИТРИЙ,
архиепископ
Тобольский и Тюменский:
– Познавая мир, мы познаем проявление Бога в этом мире. Мы познаем, в какой мере Воля Божия, благая для человека, воспринимается и исполняется отдельным человеком и обществом в целом в тот или иной период истории.
Знание своих корней, знание и сохранение истории – это то, что укрепляет и делает единым наш народ. Порою кажется, что история созидается где-то далеко от нас, но прикосновение к истории родного края меняет подобные расхожие мнения, побуждая человека ценить и любить свою малую родину. Наши православные предки, осваивая новые земли, первым делом старались строить храм – Дом Божий, а уж потом начинали обустраивать свой быт. Надеюсь, что экспедиция «Наследие Сибири: храмы деревянного зодчества» поможет ее организаторам и участникам, а также читателям газеты «Тюменская область сегодня» открыть для себя новые неизвестные ранее страницы истории Тюменского края.
Добрый и непредвзятый взгляд в прошлое поможет разглядеть те родники истины и правды Божией, которые укрепляли духовные и нравственные устои наших благочестивых предков.Божие благословение да пребывает со всеми вами!
г. Тобольск
------------
Икона Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла
Техника: дерево, паволока, левкас, темпера.
Описание: Фигуры изображены в рост в трехчетвертном повороте к центру: Петр - вправо, Павел - влево. Правая рука Петра перед грудью в жесте моления, в левой свернутый свиток и ключ на красном шнурке. Петр облачен в синий хитон с красным клавом на правом плече и коричневато-оранжевый гиматий. Павел обеими руками держит Евангелие. Облачен в синий хитон и коричнево-оранжевый гиматий. Нимбы белые, обведенные рядами киноварных линий.
Хранится в Переславль-Залесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
------------
Великая честь – строить Божий дом
С 2002 года началось восстановление храма Петра и Павла
Храм Во Имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в с. Битюки построен в 1761–1762 годах, то есть приближается его 250-летие. Согласно решению управления культуры Тюменского облисполкома от 13.02.1990 г. он является памятником деревянного зодчества XVIII века.
Традиции храмового строительства
В архитектуре церкви прослеживаются традиции храмового строительства центральных областей России, население которых на ранних этапах осваивало Приисетье. В основу плана положен известный принцип – «кораблем», когда все части здания: алтарь, трапезная, притвор, паперть располагались последовательно друг за другом по одной оси. Алтарный выступ сложенного из толстых бревен храма перекрывался тесовой кровлей со скатами по всем граням. Венчала его небольшая, луковидная главка, крытая лемехом – продолговатыми дощечками, служащими для покрытия глав, куполов и барабанов церквей. Главка на алтарном выступе завершалась крестом.
Первоначально Петропавловская церковь заканчивалась притвором и папертью (паперть – крыльцо и площадка перед входной дверью). В начале XIX века над притвором возвели звонницу, которая изменила всю видовую композицию, придав ей стройность и завершенность. Верх колокольни крестом уходил на 17-метровую высоту и, когда звонили в Битюках, слышно было по всей округе.
Обновление
В конце XIX – начале XX века здание капитально отремонтировали. Были расширены оконные проемы, обрублены консоли, весь сруб обшили тесом и покрыли белой краской. Деревянные купола и кровлю заменили на покрытие из черной кровельной стали. Стиль барокко привнес в церковную архитектуру динамичность, величие и торжественность.
В годы советской власти после прекращения богослужений и разграбления церковь использовали варварски. Сначала здесь был клуб, потом зерносклад, позже сюда загоняли колхозную скотину. Когда здание совсем обветшало, его просто забросили. Как свидетельствуют архивные документы, на 1991–1992 годы намечались реставрационные работы. К сожалению, началась перестройка и благие намерения не осуществились. В 1999 году церковь начала оседать и во избежание несчастных случаев в 2001 году ее разобрали.
Восстановление
Однако с 2002 года все-таки началось восстановление храма. На просьбы жителей села откликнулись известные в области люди. На месте прежней церкви начали возводить новую, строго по первоначальному проекту. Конечно, такое строительство – дело непростое. Но сельчане надеются, что храм-корабль, в котором можно переплыть бурное житейское море, все-таки получит свое завершение.
Анна ПАНКОВА
------------
Нина Терентьева,
журналист, районная газета «Заря»: |
– В 70-е годы однажды поехали в с. Битюки с нашим известным краеведом, основателем районного народного краеведческого музея Анатолием Емельяновым. Прошли по залам пустующей, полуразвалившейся церкви. Анатолий Лаврентьевич показывал устройство стен, укладку бревен.
В проемы окон с холма открывалась красивая панорама деревни. А когда, уходя, посмотрели на храм снизу, с улицы… Помню, я сказала: «Анатолий Лаврентьевич, а церковь-то на коленях перед деревней стоит, смотрите, как устало наклонилась».
Он пригляделся, и по его щекам потекли слезы. Ведь его крестили в купели этой церкви. Рядом на кладбище похоронен его дед. Сюда, в церковь, его водила бабушка Катя. Ходили пешком из соседней деревеньки Батени. Как он мечтал, чтобы храм был восстановлен!
заслуженный учитель РФ, руководитель краеведческого музея Рафайловской средней школы:
– Что касается давно минувших дней, в нашем музее хранится большой крест ручной работы, когда-то венчавший купол битюковской церкви. Ушлые охотники за черметом во время безверья, не боясь Бога, сняли ночью крест и решили сдать его.
А бывший директор хозяйства, узнав о вандалах, принял решение отдать его нашему музею: тут уж крест будет в целости и сохранности. И конечно, если церковь в Битюках будет восстановлена, то крест будет возвращен храму.
------------
ГОВОРЯТ ЖИТЕЛИ СЕЛА ИСЕТСКОГО
------------
Одно благодеяние вытекает из другого
Предприниматель Степан Плотников рассказал о том, как пришел к вере и построил храм в селе Исетском
Иногда говорят: зачем восстанавливать храмы, тратить на это деньги, когда вокруг столько бедных и больных? Но у верующих людей есть потребность – создать дом Божий, где можно к святыне прикасаться. Именно так поступил житель села Исетского, директор ООО «Ирюм» Степан Плотников.
Детство Степана прошло в соседнем от Исетска селе Бобылево. В те годы в школе урока православной культуры не было, но дома ни одно дело не начиналось без молитвы. Нательные
кресты носили украдкой. У отца он хранился в партийном билете. Иконы из красного угла в случае опасности прятали в сундук. Так и рос паренек: с одной стороны – верующий человек, с другой – атеист.
– В храм всегда тянуло, вот только дороги туда не было, – говорит Степан Васильевич. – Но однажды друг пригласил на службу в Знаменскую церковь, что в Тюмени, в жизни что-то изменилось. Стал воцерковляться.
Это сподвигло к путешествию по святым местам. Отправился на Валаам. «В той поездке понял, что идеальное стремление души человека «Служа Богу – служить людям!» – говорит Степан Васильевич. – Потом была поездка к старцу Николаю Гурьянову».
Не прошли даром те встречи. Степан Плотников приступил к строительству первого православного храма.
– Задумался, что мы передадим нашим детям, внукам, следующим поколениям? – рассказывает предприниматель. – Явно, что не одни только новые технологии, большие города, небоскребы – мы должны передать и свои традиции, и культуру.
Степан Васильевич по образованию инженер-строитель, поэтому не потребовалось нанимать проектировщиков. Да и образ будущего храма он «увидел» после одной из бесед со старцем.
Как и бывает в таких случаях, одно благодеяние вытекает из другого. На призыв Плотникова – построить храм – откликнулось немало людей. На Пасху 2001 года заложили фундамент. На Светлую седмицу 2002 года здесь состоялось первое значимое торжество. Под сводами еще пахнувшего свежей краской храма прошел первый молебен на его освящение. Тобольско-Тюменская епархия приняла его под свое крыло. Решением епархиального совета церковь стала носить имя Казанской Божией Матери.
Людмила ШОРОХОВА
------------
Приисетье – место хлебное
Во все времена Исетский район был территорией успеха. В районе четыре Героя Социалистического Труда, 30 передовиков производства награждены орденом Ленина. В 1967 году колхоз «Память Кирова» награжден орденом Трудового Красного Знамени. Для вручения награды приезжал Борис Евдокимович Щербина, первый секретарь Тюменского обкома партии.
В 1981 году орденом Трудового Красного Знамени награжден совхоз «Коммунар».
Сегодня в районе 19 сельхозпредприятий, 21 КФХ, крепкие личные подворья, четыре сельхозкооператива. Отлажен закуп мяса и молока, действуют ЖЗСПК «Исеть», переработкой
этой продукции занято ООО «Исеть-молоко». Кстати, местная продукция имеет спрос в областном центре, удостоена общероссийских наград. Построены три мегафермы, заканчивается возведение четвертой в селе Рассвет. Скот высокопродуктивный. Действует свинокомплекс с поголовьем около 15 тысяч.
ООО «ЗапСибХлеб-Исеть», ООО «Слобода» и КФХ «Токбаев» – победители прошлогоднего областного смотра производственных достижений.
За всем этим труд. Глава района Александр Поминов беспокоится не только о развитии сельхозпроизводства , об отдаче гектара, но и о развитии спорта, о воспитании юных, о создании новых рабочих мест, об укреплении подворий, строительстве жилья.
В Приисетье 21 школа, 21 детсад. В райцентре три садика, необходим еще один, ведь растут новые микрорайоны, новые улицы. В селах Исетском и Шорохово действует мобильный Интернет. Высокую скорость передачи данных обеспечивают сети 3 G МТС.
Конечно, есть проблемы, но все они решаются. Это подтверждают и сходы, которые идут сейчас в поселениях. Крепнет местное самоуправление.
Приисетье – инвестиционно привлекательный район.
Сказалась и близость к областному центру. Но главное желание самих жителей – хотеть, иметь, сметь, уметь! Под лежачий-то камень водица бы не потекла.
Нина
ТЕРЕНТЬЕВА
------------
Вдоль берегов реки Исети
С уральской стороны в Сибирь несет свои воды река Исеть. А вдоль берегов – луга заливные, поля хлебные, деревни, села. Весной Исеть удаль показывает. Любим мы эту речную вольницу. Есть характер у нашей Исети.
Здесь наше начало
Первым узнал характерец этот инок Долматовского монастыря, старец Рафаил. В 1645 году поплыл он по реке, решив искать уединения.
И основал старец Рафаил обитель на высоком берегу. Так что селу Рафайлово, первому селению на Исети, в прошлом году исполнилось 365 лет. Здесь наше начало!
Православный люд шел, ехал, плыл в Сибирь. И вырос на берегу Исети Троицкий мужской монастырь. К началу XVIII века имелись здесь 2 церкви, 10 келий для монахов, крепостные стены, башни. К 1769 году построен храм – престола, на звоннице 10 колоколов. Имелась в монастыре иконописная мастерская…
Будить родник
В нашем крае более 300 памятников археологии. У села Красногорского начинается знаменитая Ингальская долина. Там гордость исетцев – Марьино ущелье.
Недалеко от него стояла когда-то деревенька Хрипуны. Нет ее сейчас, стерло время. Но память жива. И решили мы в районной газете рассказать о таких селениях. Приехали сюда с теми, кто когда-то здесь жил. Пожилые люди рассказывали, как и чем жила деревенька в годы их детства. Подошли к речке Хрипуновке. И один из рассказчиков вспомнил:
– Мне отец вот что однажды поведал. Было это в начале века. Заметили летом мужики - речка мелеть стала, а она берет начало из дальнего родника. Не ладно ведь, как без воды-то?! Поговорили и решили идти будить родник. Пошли. А когда на третий день возвращались, река их обогнала, первой прибежала.
Будить родник! Не копать, не чистить, а БУДИТЬ!
Край старообрядцев
Почти у каждого села есть два кладбища – мирское и старообрядческое с часовней.
В деревеньке Кирсановой могила расколоучителя Мирона Ивановича Галанина. Он умер в 1806 году, но каждый год в июньский день его памяти на могилу приходят и приезжают жители окрестных сел. В районе проводятся Галанинские чтения – научно-практические конференции. Приезжал Владыка Силуян, архиепископ всея Сибири старообрядческой.
Территория успеха А теперь исетцам хочется быть привлекательными для туристов.
В туркомплексе «Южное» умеет принять, предоставить, организовать. Здесь есть что показать. А летом медом угостим. Село Рассвет самое медовое. Есть коневод в деревеньке Битюки – Николай Черепанов. Можно прокатиться на скакуне по битюковским холмам. Художник
Василий Сухов пишет портрет Приисетья. Есть литературный клуб «Родник». Имеется объединение мастеров – рукодельников.
На полях Приисетья новая техника. Идет модернизация производства. Действуют два семеноводческих хозяйства, есть два рыбных производства, так что плавает в местных водоемах осетр!
Будет свой бутерброд с икрой!
Нина ТЕРЕНТЬЕВА
Ранее в сюжете