Неделя о Страшном суде
Неделя также называется мясопустной – в воскресный день, начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища, что вовсе не предполагает объедения.
Название недели связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном суде (Евангелие от Матфея, 25, 31–46). Евангельское чтение изображает картину Страшного суда Господня – решительного и окончательного, определяющего участь человека. Повествование имеет особое значение в ряду других повествований, читаемых в подготовительные недели к Великому посту и покаянию. В неделю о мытаре и фарисее церковь предостерегала нас от самонадеянности и гордости, научая не добродетелями хвалиться, а у Бога милости просить. В неделю о блудном сыне указывала путь покаяния – прийти в себя, решиться исправиться и начать по мере сил дело исправления. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий.
В чем каяться, в чем исправляться? Это объясняет Евангелие настоящей недели. Оправданными на Страшном суде окажутся лишь те, кто в жизни своей проявил любовь и милосердие, самоотверженность к ближним в их житейских нуждах: кто напитал алчущего, напоил жаждущего, принял странника, одел нагого, посетил больного или заключенного в темницу.
Не великое дело дать человеку воды напиться – важно поспешить напоить жаждущего. Не большой труд навестить знакомого – дорого посетить его в болезни и печали, успокоить, развлечь, помочь советом, исполнить поручение. Образец жизни в обычной обстановке – жизни, исполненной духа христианской любви, должен стоять перед нами, когда мы готовимся к покаянию, исправлению себя от грехов.
Сам факт Страшного суда и вечных блаженств и мучений после него является завершением промыслительного дела Божия о спасении человека. Вечное блаженство – это приведение человека к цели, для которой он и создан: здесь Божие милосердие и благость, здесь и воздаяние за добровольное и посильное стремление и труды самого человека. Вечные мучения – не месть со стороны Бога, мучения приготовлены самими людьми для себя, потому что они «не приняли любви истины для своего спасения» (Второе послание к фессалоникийцам. 2, 10).
Маргарита ШАМАНЕНКО, по материалам «Троицкого вестника», при поддержке Тюменского духовного училища