Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Когда деревья были большими

Общество, 10:51, 25 февраля 2011, Вера КУБОЧКИНА
Слушать новость
Когда деревья были большими. .

Сколько добрых слов в Год учителя наставники услышали от учеников и их родителей! Проведенный редакцией газеты «Тюменская область сегодня» конкурс «Школа в истории» тому подтверждение. Проходят десятилетия, а благодарная память о тех, «кто нас выводит в люди», остается. Часто тоболяки пишут о средней школе № 1. И все-таки у каждого ее бывшего школяра – собственные воспоминания... Расскажу о своих.

Провинциальный тихий городок военного времени – таким мне запомнился Тобольск. Голодное и холодное существование, скитание мамы с нами, малолетними детьми, переехавшими сюда из Тюмени в поисках лучшей жизни. И все-таки чаще вспоминаются люди, с которыми приходилось сталкиваться на перекрестках судьбы, – в памяти сразу всплывают картины чего-то хорошего, светлого… Тогда город принял тысячи эвакуированных: учебные заведения, научные учреждения, детские дома из Москвы, Ленинграда,

Белоруссии, Польши, даже театр имени Заньковецкой из Львова. Обстановка в тобольской школе № 1 (этот храм знаний, унаследовавший традиции Мариинской женской гимназии, всегда считался лучшим не только в городе) была тяжелой: учились в три смены, за каждой партой сидели по трое.

Где бы  я ни набиралась знаний до того или после, нигде не встречала таких выдающихся учителей. Целое «созвездие»! Михаил Памфилович Поспелов, Евдокия Матвеевна Скачкова, Валентина Николаевна Смирнова (Водовозова), Анисья Федоровна Попова, Анна Ефимовна Фирсова, Елена Ивановна Ускова. Им всем можно спеть гимн!

Поспелов – из когорты старейших математиков. Как нам казалось, он не любил девчонок, но мне почти всегда удавалось получить высший балл! Мих-Пам-Пос – так мы его называли! Педагог это принимал, не считая обидным. Знал, что ученики к нему относились с огромным уважением, хотя и... побаивались. Бывало, заходя в класс, с порога бросал: «Пташкины!
К доске!» Это означало, что Соловьев и Соколов должны идти отвечать.

Летом 1945 года отец, оставаясь на военной службе, увез нас во Львов...

Какие письма мне тогда писал Михаил Памфилович! Два из них сохранились по сей день. Он приводил интересные факты из жизни школы, рассказывал, как учатся мои бывшие одноклассники, какие работы им приходится выполнять (заготавливать дрова, чистить дороги). Сетовал, что лучший ученик по математике, воспитанник польского детского дома Роланд Брунш «снизил успеваемость до «4»! Вернувшись в Польшу (об этом я узнала позже из газет), он стал видным ученым национальной Академии наук. А как-то Мих-Пам-Пос описал маскарадные костюмы, в которых ребята выступали на новогоднем вечере.

«...прошу вас не слишком-то налегать на науки (вы страдаете… прилежанием), а беречь здоровье – оно важнее всего… Все учителя и ученики шлют вам привет. Искренний привет вашим родителям. Вера! Хорошее отношение учеников к школе – это не только и не столько результат работы самой школы, сколько труд воспитательской работы самих родителей… Спасибо вам, Вера, за тетради! С искренним приветом, М. Поспелов».

А еще он высылал мне учебники! Разве такое забудется?!

Трудности, которые мы переживали в те далекие годы, сплотили буквально всех. Уроки готовили с мигающим малюсеньким фитильком. Иногда оставались заниматься в школе, где было электричество. Чтобы что-то прочитать, вставали на парту и подносили текст к лампочке, в которой чуть «краснели» нити. Писали в книгах и газетах, точнее, между книжных и газетных строк. Не хватало одежды. У меня были подшитые старые валенки и единственный ситцевый серый халатик. Я быстро росла, и маме часто приходилось надставлять рукава и подол. С помощью куска синего сатина – другого не нашли...

В коридоре школы висела карта СССР, где регулярно красными флажками отмечали продвижение советских войск. Около нее всегда толпилось много народа. Несмотря на трагическое развитие событий в начале войны, ни  у взрослых, ни  у детей даже мысли не возникало, что наш народ не победит. Единственное, очень боялись получить похоронку...

…Сколько помню, всегда хотелось есть. Мечтали: вот кончится война – наедимся до отвала черного хлеба с солью! Летом школяров посылали в близлежащий колхоз на сельхозработы.

Там, в поле, жевали капусту и турнепс, отчего потом ужасно болели животы. В каникулы я уходила за десять километров от дома, чтоб на сенокосе или огороде заработать ведро картошки. Потом с радостью несла его домой. Шла пешком через два погоста, затем на утлой лодчонке перебиралась через бушующий Иртыш. А однажды мне выделили путевку в пионерлагерь. Как там было интересно и… сытно. Еще лагерь запомнился военными играми. Нам ведь и на уроках военного дела нравилось маршировать по улицам города с выструганными из дерева ружьями – видели себя на поле боя!

Сейчас, вспоминая те годы, поражаюсь заботе о детях: тогда не было ни бездомных, ни беспризорных. Прав один знакомый журналист, который сказал: «Живя одной семьей, беду одолевают». Главную роль в этом, уверена, играет школа и патриотизм, который она несет.

Далее в сюжете: Кумир трех поколений

Сколько добрых слов в Год учителя наставники услышали от учеников и их родителей! Проведенный редакцией газеты «Тюменская область сегодня» конкурс «Школа в истории» тому подтверждение. Проходят десятилетия, а благодарная память о тех, «кто нас выводит в люди», остается. Часто тоболяки пишут о средней школе № 1. И все-таки у каждого ее бывшего школяра – собственные воспоминания... Расскажу о своих.

Провинциальный тихий городок военного времени – таким мне запомнился Тобольск. Голодное и холодное существование, скитание мамы с нами, малолетними детьми, переехавшими сюда из Тюмени в поисках лучшей жизни. И все-таки чаще вспоминаются люди, с которыми приходилось сталкиваться на перекрестках судьбы, – в памяти сразу всплывают картины чего-то хорошего, светлого… Тогда город принял тысячи эвакуированных: учебные заведения, научные учреждения, детские дома из Москвы, Ленинграда,

Белоруссии, Польши, даже театр имени Заньковецкой из Львова. Обстановка в тобольской школе № 1 (этот храм знаний, унаследовавший традиции Мариинской женской гимназии, всегда считался лучшим не только в городе) была тяжелой: учились в три смены, за каждой партой сидели по трое.

Где бы  я ни набиралась знаний до того или после, нигде не встречала таких выдающихся учителей. Целое «созвездие»! Михаил Памфилович Поспелов, Евдокия Матвеевна Скачкова, Валентина Николаевна Смирнова (Водовозова), Анисья Федоровна Попова, Анна Ефимовна Фирсова, Елена Ивановна Ускова. Им всем можно спеть гимн!

Поспелов – из когорты старейших математиков. Как нам казалось, он не любил девчонок, но мне почти всегда удавалось получить высший балл! Мих-Пам-Пос – так мы его называли! Педагог это принимал, не считая обидным. Знал, что ученики к нему относились с огромным уважением, хотя и... побаивались. Бывало, заходя в класс, с порога бросал: «Пташкины!
К доске!» Это означало, что Соловьев и Соколов должны идти отвечать.

Летом 1945 года отец, оставаясь на военной службе, увез нас во Львов...

Какие письма мне тогда писал Михаил Памфилович! Два из них сохранились по сей день. Он приводил интересные факты из жизни школы, рассказывал, как учатся мои бывшие одноклассники, какие работы им приходится выполнять (заготавливать дрова, чистить дороги). Сетовал, что лучший ученик по математике, воспитанник польского детского дома Роланд Брунш «снизил успеваемость до «4»! Вернувшись в Польшу (об этом я узнала позже из газет), он стал видным ученым национальной Академии наук. А как-то Мих-Пам-Пос описал маскарадные костюмы, в которых ребята выступали на новогоднем вечере.

«...прошу вас не слишком-то налегать на науки (вы страдаете… прилежанием), а беречь здоровье – оно важнее всего… Все учителя и ученики шлют вам привет. Искренний привет вашим родителям. Вера! Хорошее отношение учеников к школе – это не только и не столько результат работы самой школы, сколько труд воспитательской работы самих родителей… Спасибо вам, Вера, за тетради! С искренним приветом, М. Поспелов».

А еще он высылал мне учебники! Разве такое забудется?!

Трудности, которые мы переживали в те далекие годы, сплотили буквально всех. Уроки готовили с мигающим малюсеньким фитильком. Иногда оставались заниматься в школе, где было электричество. Чтобы что-то прочитать, вставали на парту и подносили текст к лампочке, в которой чуть «краснели» нити. Писали в книгах и газетах, точнее, между книжных и газетных строк. Не хватало одежды. У меня были подшитые старые валенки и единственный ситцевый серый халатик. Я быстро росла, и маме часто приходилось надставлять рукава и подол. С помощью куска синего сатина – другого не нашли...

В коридоре школы висела карта СССР, где регулярно красными флажками отмечали продвижение советских войск. Около нее всегда толпилось много народа. Несмотря на трагическое развитие событий в начале войны, ни  у взрослых, ни  у детей даже мысли не возникало, что наш народ не победит. Единственное, очень боялись получить похоронку...

…Сколько помню, всегда хотелось есть. Мечтали: вот кончится война – наедимся до отвала черного хлеба с солью! Летом школяров посылали в близлежащий колхоз на сельхозработы.

Там, в поле, жевали капусту и турнепс, отчего потом ужасно болели животы. В каникулы я уходила за десять километров от дома, чтоб на сенокосе или огороде заработать ведро картошки. Потом с радостью несла его домой. Шла пешком через два погоста, затем на утлой лодчонке перебиралась через бушующий Иртыш. А однажды мне выделили путевку в пионерлагерь. Как там было интересно и… сытно. Еще лагерь запомнился военными играми. Нам ведь и на уроках военного дела нравилось маршировать по улицам города с выструганными из дерева ружьями – видели себя на поле боя!

Сейчас, вспоминая те годы, поражаюсь заботе о детях: тогда не было ни бездомных, ни беспризорных. Прав один знакомый журналист, который сказал: «Живя одной семьей, беду одолевают». Главную роль в этом, уверена, играет школа и патриотизм, который она несет.



Ранее в сюжете

В небе – снега карусель...

25

Там музыка живет

09

В Тюмени 27 декабря ожидается -5 градусов и сильный ветер

27 декабря

В Тюмени открыли главную городскую елку

26 декабря