Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«…красная роза – эмблема любви»

Общество, 10:44, 25 февраля 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
«…красная роза – эмблема любви» . .

Еще два десятилетия назад, в какой дом не зайди, в каждом стену главной – гостевой – комнаты украшало искусное полотно из… овечьей шерсти, на котором «цвели», только что не «благоухали» розы, шиповник, маки.

Потом ковры (кто-то рискнул назвать их «пылесборниками») потеснили фотообои с заграничными же сюжетами: то были диковинные водопады, загадочные леса – не наше все, не искреннее. Сегодня квартиры сплошь в фотографиях. Такие пристрастия. Ничего предосудительного. Но! Через годы забвения к нам возвращается тот самый ковер. В XXI веке на него, оказывается, тоже мода и даже охота.

Тюменский ковер – долгожитель. Ему более трехсот лет. Истоки промысла, по мнению искусствоведа Натальи Сезевой, следует искать у бухарцев. Пышными, длинноворсовыми «джульхирсами» (что в переводе значит «медвежья шкура») те торговали с северными соседями по рекам Сибири. Каждый ковер – что книга бытия. Черный фон – земля.
А на ней, на плодородной, вовсю алеют и краснеют розы  в обрамлении изумрудной зелени. Настоящие розы в Сибири тогда не выращивали. Зато можно было фантазировать в творчестве. Фантазировали в каждом дворе, в каждой избушке. Нередко мастерицы собирались вместе, чтоб обменяться рисунками, поделиться секретами.

Популярность ковра росла. Он и символ достатка, и оберег. На сундук, на возок, на лошадушку. Дочери-невесте в приданое. По словам заместителя директора областного центра прикладного творчества и ремесел Зулейхи Алишевой, на ярмарках тюменский ковер, несмотря на то, что некоторые ругали его за «азиатчину», раскупался как баранки на Валдае.

Одним из поклонников этого промысла считался художник Василий Суриков. На знаменитом полотне «Взятие снежного городка» на переднем плане запечатлен красавец из его коллекции – с синим фоном. Самое интересное, что эта картина и ковер «встретились» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Ту работу для заграницы выткала тюменка Василиса Викулова. Еще одним почитателем ковроткачества являлся великий князь Владимир Александрович. В июле 1868 года он приезжал в Тюмень, восхищался грандиозным мероприятием, устроенным в Александровском саду, купил ковер, второй, от мастерицы Чукмалдиной, получил в дар. Князь же стал почетным попечителем тюменских выставок: по прошению наших купцов содействовал в выделении суммы на премии и похвальные грамоты для умельцев.

Если сначала рукодельницы работали поодиночке, то позднее стали появляться, так скажем, центры домашнего ковроткачества. Знаменитые – в Каменке, Кулиге, Кулаково. Потом пришло время артелей. Артели превратились в фабрики. На нашей территории их было три – в Тюмени, Тобольске и Ишиме. Советская власть была благосклонна к промыслу. По решению нового правительства ковровые фабрики стали сотрудничать с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности. В Тюменскую область часто наведывались столичные художники для совершенствования, разработки эскизов. Область перед столицей в долгу не осталась: старые мастера до сих пор вспоминают о масштабном государственном заказе – с любовью выполненных в 80-е годы прошлого века дорожках для Кремля.

В середине 90-х Ишимская ковровая фабрика не выдержала новых рыночных условий и стала задыхаться. Ткачих уволили. Оборудование загубили. В 1998 году предприятие обанкротилось. Чтобы вновь родиться через три года. Фабрику, что называется, восстанавливали неравнодушные (предпринимателю Елизавете Кондратьевой помог бывший мэр Ишима Виктор Рэйн). Сегодня она внесена в список предприятий, популяризирующих народные промыслы. Закреплено место бытования, есть помощь из федерального бюджета. Но нужно расти и развиваться дальше: приобретать новые машины, увеличивать ассортимент, передавать опыт молодежи, покорять другие страны. Сейчас идут переговоры, чтобы вновь свозить ковры в Париж – эту идею одобрил недавно побывавший в Тюмени генконсул Франции в Екатеринбурге Пьер Филатофф. Путешествие на Международную выставку в Нью-Йорк в 2009 году, например, все называют более чем успешным!

…А областной центр прикладного творчества и ремесел, к которому относится галерея традиционных промыслов и ремесел, где с ноября прошлого года выставлены шикарные тюменские ковры, планирует рассказать о них на Первом канале. Люди должны знать свои корни и интереснейшую историю возникновения «великого бабушкиного подарка».

Еще два десятилетия назад, в какой дом не зайди, в каждом стену главной – гостевой – комнаты украшало искусное полотно из… овечьей шерсти, на котором «цвели», только что не «благоухали» розы, шиповник, маки.

Потом ковры (кто-то рискнул назвать их «пылесборниками») потеснили фотообои с заграничными же сюжетами: то были диковинные водопады, загадочные леса – не наше все, не искреннее. Сегодня квартиры сплошь в фотографиях. Такие пристрастия. Ничего предосудительного. Но! Через годы забвения к нам возвращается тот самый ковер. В XXI веке на него, оказывается, тоже мода и даже охота.

Тюменский ковер – долгожитель. Ему более трехсот лет. Истоки промысла, по мнению искусствоведа Натальи Сезевой, следует искать у бухарцев. Пышными, длинноворсовыми «джульхирсами» (что в переводе значит «медвежья шкура») те торговали с северными соседями по рекам Сибири. Каждый ковер – что книга бытия. Черный фон – земля.
А на ней, на плодородной, вовсю алеют и краснеют розы  в обрамлении изумрудной зелени. Настоящие розы в Сибири тогда не выращивали. Зато можно было фантазировать в творчестве. Фантазировали в каждом дворе, в каждой избушке. Нередко мастерицы собирались вместе, чтоб обменяться рисунками, поделиться секретами.

Популярность ковра росла. Он и символ достатка, и оберег. На сундук, на возок, на лошадушку. Дочери-невесте в приданое. По словам заместителя директора областного центра прикладного творчества и ремесел Зулейхи Алишевой, на ярмарках тюменский ковер, несмотря на то, что некоторые ругали его за «азиатчину», раскупался как баранки на Валдае.

Одним из поклонников этого промысла считался художник Василий Суриков. На знаменитом полотне «Взятие снежного городка» на переднем плане запечатлен красавец из его коллекции – с синим фоном. Самое интересное, что эта картина и ковер «встретились» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Ту работу для заграницы выткала тюменка Василиса Викулова. Еще одним почитателем ковроткачества являлся великий князь Владимир Александрович. В июле 1868 года он приезжал в Тюмень, восхищался грандиозным мероприятием, устроенным в Александровском саду, купил ковер, второй, от мастерицы Чукмалдиной, получил в дар. Князь же стал почетным попечителем тюменских выставок: по прошению наших купцов содействовал в выделении суммы на премии и похвальные грамоты для умельцев.

Если сначала рукодельницы работали поодиночке, то позднее стали появляться, так скажем, центры домашнего ковроткачества. Знаменитые – в Каменке, Кулиге, Кулаково. Потом пришло время артелей. Артели превратились в фабрики. На нашей территории их было три – в Тюмени, Тобольске и Ишиме. Советская власть была благосклонна к промыслу. По решению нового правительства ковровые фабрики стали сотрудничать с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности. В Тюменскую область часто наведывались столичные художники для совершенствования, разработки эскизов. Область перед столицей в долгу не осталась: старые мастера до сих пор вспоминают о масштабном государственном заказе – с любовью выполненных в 80-е годы прошлого века дорожках для Кремля.

В середине 90-х Ишимская ковровая фабрика не выдержала новых рыночных условий и стала задыхаться. Ткачих уволили. Оборудование загубили. В 1998 году предприятие обанкротилось. Чтобы вновь родиться через три года. Фабрику, что называется, восстанавливали неравнодушные (предпринимателю Елизавете Кондратьевой помог бывший мэр Ишима Виктор Рэйн). Сегодня она внесена в список предприятий, популяризирующих народные промыслы. Закреплено место бытования, есть помощь из федерального бюджета. Но нужно расти и развиваться дальше: приобретать новые машины, увеличивать ассортимент, передавать опыт молодежи, покорять другие страны. Сейчас идут переговоры, чтобы вновь свозить ковры в Париж – эту идею одобрил недавно побывавший в Тюмени генконсул Франции в Екатеринбурге Пьер Филатофф. Путешествие на Международную выставку в Нью-Йорк в 2009 году, например, все называют более чем успешным!

…А областной центр прикладного творчества и ремесел, к которому относится галерея традиционных промыслов и ремесел, где с ноября прошлого года выставлены шикарные тюменские ковры, планирует рассказать о них на Первом канале. Люди должны знать свои корни и интереснейшую историю возникновения «великого бабушкиного подарка».



Выставка Вселенная Гарри Поттера в Тюмени!

23 апреля

Конгресс НКО в Тюмени собрал участников от Камчатки до Архангельска

23 апреля