Возвращение домой
Великий пост, который начинается седьмого марта, предваряют подготовительные недели. После недели о мытаре и фарисее, о которых шел разговор ранее, следующие семь дней посвящены евангельской притче о блудном сыне. О ней рассказывает генеральный директор культурного центра «Русская неделя» Мирослав Бакулин.
– У одного человека было два сына. Младший попросил отца отдать ему часть имения, которую он получил бы после смерти родителя. То есть он как бы сказал отцу: «Ты для меня как мертвый, отдай мне то, что мне достанется после твоей смерти».
Получив наследство, он ушел в дальнюю страну, жил распутно и растратил его. Покинутый друзьями, он терпит голод, холод и жажду. Нанявшись пасти свиней, он рад был есть то же, что и они, – рожцы или желуди, вкус которых горек, как и вкус греха. И тогда младший сын решил вернуться к отцу и сказать: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Представляете, наемником у родного отца! Это то же самое, что мать попросила бы дочку вымыть пол, а та сказала: «Хорошо, но только за пятьсот рублей». А отец ждал сына, как есенинская «старушка в старом шушуне», и, увидев его издалека, сжалился, устремился навстречу, обнял. Он прервал его на той подлой фразе, которую хотел сказать ему сын, приказал слугам принести его одежду и обувь и, более того, отдал ему свой перстень.
Поясню: в древности документы заверяли перстнями с печатью. Дать перстень кому-либо означало отдать в его руки свою жизнь, имение, семью, честь. Так и обмен обручальными кольцами означает, что жених и невеста полностью вверяют себя друг другу.
В Эрмитаже хранится известная картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Художник не показывает его лица, которое, скорее всего, выражает боль и радость, скорбь и стыд. Вместо его лица мы видим заскорузлую пятку изможденного долгой дорогой человека – вот так же долго и трудно мы идем к Богу. Притча рассказывает об отношениях Бога и человека, который оставляет Бога, чтобы идти собственным путем, и в конце концов возвращается в Отчий дом.
Подготовка к посту и сам пост – это не столько диета, сколько период узнавания о Боге, чтения Евангелия, книг святых отцов и лишь в последнюю очередь забота о еде. Пост – это время, когда человек откладывает сиюминутные проб-лемы и устремляется в тишину – в душевную пустыню, где только и возможна встреча с Богом.