По пути к федеральному статусу
Редакция газеты «Тюменская область сегодня» продолжает публиковать мнения жителей Тюмени по вопросу слияния двух крупнейших вузов региона
Газета познакомила читателей с мнением ректоров ТюмГУ и ТюмГНГУ, преподавателей вузов, будущих студентов. Сегодня своим мнением по поводу создания федерального университета делятся президенты двух главных вузов региона.
------
Юрий КОНЕВ,
депутат Тюменской областной Думы,
президент Тюменского государственного нефтегазового университета:
– Задача создания федерального университета стояла намного раньше, и руководство ТюмГНГУ уже тогда понимало, что образовать один университет на базе двух было бы полезно для всей системы образования области – в смысле повышения уровня подготовки кадров, обеспечения экономики научными исследованиями, в частности нефтегазового комплекса, не в последнюю очередь и расширения гуманитарных исследований. Но возникли определенные сложности и решение не было принято.
Курс на объединение
Сейчас ситуация в России такова – и мне, как человеку, много лет проработавшему в высшем образовании, состоявшему в совете ректоров, это совершенно ясно, – что будущее за двумя типами университетов: федеральным и национальным исследовательским. В России создано 7 федеральных и 15 национально-исследовательских университетов. Именно они находятся прежде всего в поле зрения государства, будут вести основную подготовку специалистов в регионах и, что самое главное, именно эти университеты будут финансироваться федеральными органами власти.
Поэтому для региона исключительно важно попасть в эту группу университетов. И к вопросу надо подходить прежде всего с государственных позиций. Конечно, каждый начинает думать в первую очередь о себе: а что будет со мной в этом процессе? Но если ты работник хороший, занимаешься наукой, если тебя ценят, то не потеряешься и в федеральном университете. Если же нет больших достижений, тогда, возможно, будет пониже должность. Вместе с тем финансирование университета, его новый статус позволят
любому человеку, занимающемуся научно-исследовательской деятельностью, расширить свои возможности. И каждый сотрудник сможет найти себя в этом вузе.
Почему в Тюмени идет процесс объединения, а не присоединения, как в других регионах? Потому что наши вузы равнозначны. Судите сами: 64 процента студентов нефтегазового профиля всей России обучаются в ТюмГНГУ. Самое главное, что оба университета уже и позиционируют себя одинаково. Естественно, само название нашего вуза говорит о том, что он ориентирован на нефтегазовый комплекс. На Академическом собрании и от классического университета прозвучал доклад об экологических проб-лемах – тоже в нефтегазовом комплексе. А нанотехнологии и недавно подписанное соглашение с компанией «Газтурбосервис» – это много говорит о том, что деятельность и классического университета в значительной степени направлена на ТЭК.
Поэтому, когда президент взвешивал ситуацию, он правильно сказал: этот регион не может без федерального университета. Давайте смотреть правде в глаза. У нас большая территория, она дает более 30 процентов федерального бюджета.
И, конечно, стабильность нефтегазового комплекса, обеспечение его кадрами, нормальной научной базой является предметом заботы федеральных органов власти. Так что решение обосновано.
О других вузах
Естественно, после образования федерального университета встанут другие задачи. Например, строительная отрасль – убежден, что произойдет присоединение строительного университета. Должен быть и какой-то центр педагогического образования – у нас есть хорошие пединституты.
Останутся четыре ведомственных вуза: если не брать вуз МВД, то это академия культуры, медицинская академия и сельскохозяйственная. Для юга области сельхозобразование очень важно. Потому что наш агропром занимает первые места в УФО и в числе первых в Российской Федерации! А ведь мы не Ставрополь или Краснодар – мы же Сибирь. Тем не менее наши достижения в АПК говорят о том, что надо подумать. Как сложится ситуация с ведомственными вузами в дальнейшем, это еще подлежит обсуждению.
Указа пока нет, но работа внутри вузов уже началась, самое сложное будет там, где пересекаются направления в подготовке кадров. Надо будет смотреть, кто станет, скажем, заведовать кафедрой или другим подразделением, но это уже процесс объективный. Убежден, что каждый найдет себе достойное место в новом университете.
------
Геннадий КУЦЕВ,
заслуженный деятель науки РФ,
член-корреспондент РАО,
президент Тюменского государственного университета:
– Федеральный университет новость для нас ожидаемая. Эта тема поднималась еще шесть лет назад. Уже тогда в целом была понятна схема объединения, по времени это заняло бы года три. Но в ту пору не сложилось. А сейчас процесс пошел и он на виду у общественности.
Известно, что Тюменская область лидирует в национальном проекте «Образование» и даже является пилотной площадкой для других регионов. Но это касается общего образования. Однако надо смотреть дальше: самый большой эффект дает профессиональное образование, особенно высшая его ступень.
Выход на мировой уровень
Мы в те годы видели свою орбиту – выход на уровень нацио-нального исследовательского университета экологического профиля. Участвовали в конкурсе на присвоение вузу такого статуса, но не получилось. Хотя есть соответствующие наработки в географии, биологии, химии, физике и т. д. Сохранить природу и окружающую среду – задача не менее важная, чем добыть нефть или природный газ. Слабая надежда, что нефтяники и газовики всегда будут на высоте в этом плане. У них другие приоритеты – объем добычи, транспортировка. И даже высокие штрафы за то, что они нарушают природоохранное законодательство, их не пугают: штрафы-то платит потребитель на бензоколонке.
Ну будет платить больше, какая разница.
И в федеральном университете мы видим экологию как одну из главных задач.
Но дело-то вот в чем: стратегическая задача федерального университета – формирование вуза мирового уровня. Ради другой задачи не стоит даже и огород городить. Тем более у нас. Считаю, Тюменский регион особый в том плане, что здесь, как нигде в другом месте, федеральный университет даст самую большую отдачу. Потому что неф-
тедобыча развита во многих районах мира, технологии одинаковы, мы здесь не отстали, как в других отраслях, и начнем готовить кадры для той же Канады, Норвегии, Китая, почему нет?
Главные козыри
Для начала надо посмотреть наши козыри, наши конкурентные преимущества и центры превосходства. А они есть. Если взять наш университет – суперкомпьютер мощностью 12 тера-флоп, это ж триллионы операций в секунду; телерадиоканал «Евразион» с выходом на спутники и вещанием на Европу и Азию – какой еще федеральный университет решает эту задачу? А мы можем закрыть всю Евразию своими образовательными программами. У нас один из самых крупных в стране институтов дистанционного образования, в котором учится 1800 студентов из Средней Азии.
В ТюмГУ имеются хорошие наработки по фундаментальным наукам. Мощно развиваем нанотехнологии. Получили более 100 миллионов на приобретение комплекса «Нанофаб». На грант правительства создаем лабораторию международного класса по качеству вод, ее будет возглавлять ученый мирового уровня Татьяна Моисеенко, член-корреспондент РАН.
И в этом направлении хорошо продвигаемся. Если говорить о федеральном вузе касательно ТЭК – то это расширение связей: обучение наших студентов в зарубежных университетах, приглашение специалистов и студентов из-за рубежа. Для этого надо знать языки, в классическом университете имеются современные технологии обучения языкам. Это центры превосходства, наши преимущества.
Начинать надо с понимания того, что имеем, и именно в этом плане выстраивать стратегию, чтобы быстро развивать данные направления. Потому что весь массив сразу не потянем. Для этого нужно 10–20 лет. Задача суперсложная.
Но бояться нужно прежде всего традиционной волокиты российских чиновников. Они могут заволокитить самую решительную президентскую отмашку. Хотя еще раз подчеркиваю, что с точки зрения национальных интересов, учитывая наш регион, его роль в народном хозяйстве, самую большую отдачу и в ближайшей перспективе от федерального университета можно получить именно в Тюмени.
Думаю, что у российского высшего образования нет другого пути. А мы – составная и не самая худшая его часть. Есть подразделения, которые дуб-лируют друг друга, все это, конечно, надо будет смотреть. Думаем сейчас, что соединить, что оставить. Так, управление качеством – это направление, конечно, лучше развивать в нефтегазовом университете, социо-логию – конечно, у нас. И так по всем направлениям. Только за счет устранения параллелизма, создания мощных структур, таких как технопарк, бизнес-инкубатор, библиотечно-информационный центр, издательство и т. п., получим отдачу в плане экономии бюджетных ресурсов и более высокие результаты. Актуально и объединение разных научных школ: ведь сейчас все более или менее серьезные открытия, изобретения появляются на стыке наук.