Пароход «Русь»: от идеи до воплощения...
Приближается важная дата российской истории – 400-летие дома Романовых, которое отмечается в 2013 году. Это событие сможет не только отразить историю страны через династию Романовых, но и сфокусирует историко-познавательные, нравственные, патриотические задачи. Кроме того, юбилей поможет высветить и сильные, и слабые места регионального туризма. Значимым вкладом в успешное развитие индустрии гостеприимства может стать проект, предложенный инженером из Тобольска Александром Санниковым. Редакция продолжает публиковать работы, поступившие на конкурс (он завершился в конце декабря прошлого года). Добавим, что редакционный конкурс поддержали областной департамент стратегического развития и тюменские турфирмы «Трэвэл», «Глобус», «ТВОГ-Экспресс».
Детство Александра Васильевича прошло на Иртыше. Он внук и сын речника и сам человек флотский. Его отцу, тогда шестилетнему мальчугану, довелось встречать пароход с последним российским императором Николаем II и его семьей, прибывшими в тобольскую ссылку. Правда, самих Романовых отец не увидел, но рассказ о тех далеких событиях стал зерном, которое запало в душу сына и проросло позднее. Уже в зрелом возрасте Александра Санникова увлекла идея восстановить пароход «Русь», который в августе 1917 года забрал с тюменской пристани Николая II с семьей, чтобы доставить их в Тобольск.
В Тобольск
Вот что писал «Сибирский листок» (№ 93 от 8 августа 1917 года):
«В воскресенье, 6 августа, около четырех часов дня к Тобольску прибыли пароходы – казенный «Тюмень», Запад.-Сибир. т-ва «Русь» и томский «Кормилец» с одной баржей. У пристани толпилась масса народа, так как в Тобольске давно все знали, что здесь назначено место жительства семьи бывшего императора. Приезда их ждали еще ночью, 5 августа, но пароход запоздал. На пароходе «Русь» находилась вся семья бывшего императора.
Под квартиру бывшего императора отведен губернаторский дом, переименованный было в «дом Свободы» – теперь вывеска эта с него снята и возле дома поставлен военный караул. Видевшие всю семью бывшего императора поражаются благодушным и веселым видом самого б. императора; Александра Федоровна имеет крайне болезненный и удрученный вид, ее вывозили из каюты на свежий воздух в кресле; сын Алексей – болезненный на вид мальчик в солдатской шинели с ефрейторскими погонами; дочери острижены низко под гребенку после недавней болезни, одеты они очень просто. Во время остановок парохода у пристаней для грузки дров все дети выбегали на поле и рвали цветы.
Бывший император, очевидно, помнил Тобольск, потому что, подъезжая к Тобольску, он был наверху и показывал детям видневшиеся здания, но едва пароход поравнялся с лесопилкой Печокаса, вся семья удалилась в каюты и не показывалась во время причала парохода.
Близко видеть приезжих никому не удалось, так как все они оставались еще 7-го августа на пароходе ввиду того, что отведенная им квартира была заново окрашена и не успел еще выдохнуться запах краски.
Под помещение приехавших заняты следующие дома – губернаторский дом, дом Корнилова, где был окружной суд, дом, где была лавка Усачева, дом Сыромятникова, где была гостиница «Лоскутная», и дом Нижегородцевой. Конвоя прибыло 300 человек».
Есть идея!
За плечами Санникова Новосибирский институт инженеров водного транспорта, где получил специальность инженера-механика. Потом он работал в Красноярске, переехал в Тобольск, много лет трудился заместителем начальника речного порта.
Уже после первого курса осваивал реки малой родины – Иртыш и Обь, Конду. Был свидетелем перевозки первой тюменской нефти в Омск. А однажды летним утром увидел двухпалубный колесный пароход «Аркадий Гайдар». Его колеса ритмично вращались, издавая характерный звук, играла музыка, яркий свет освещал палубу – это артисты тобольского театра ехали на гастроли.
У идеи воссоздания парохода «Русь», следы которого утеряны, есть предыстория. В 1970 году, после защиты дипломного проекта в Новосибирском институте инженеров водного транспорта, молодой специалист Александр Санников получил назначение в Красноярск. Трудовую биографию он начал с должности инженера-конструктора на судостроительном заводе. Там ему довелось участвовать в ответственном задании – восстановлении колесного парохода «Святитель Николай», бороздившего Енисей с конца XIX до середины XX века. Cкорее, это и стало предысторией проекта-мечты.
– В 100-летнюю годовщину со дня рождения Ленина завод выполнял важное партийное задание – проводил восстановительно-ремонтные работы на пароходе «Святитель Николай», на котором побывал ссыльный вождь мирового пролетариата, – рассказывает Александр Васильевич.
– Пароход должен был стать музеем. Работали в авральном режиме – присмотр за выполнением восстановления парохода со стороны крае-вого комитета партии велся
круглосуточно. Технология изготовления и восстановления многих изделий «под старину» оказалась трудоемкой, но госзаказ выполнили в заданные сроки.
Этот пароход, построенный в Тюмени, занял почетное место среди знаменитых судов. И не только потому, что на нем ехал в ссылку Ленин. Еще раньше, летом 1891 года, из села Березовского в Красноярск прибыл на пароходе цесаревич – будущий император России Николай II.
В настоящее время судно-музей стоит у набережной Енисея в центре Красноярска. За прошедшие годы в музее на воде побывали десятки тысяч туристов.
К слову, красноярцы пошли дальше: заинтересованные в зарубежных гостях, они разработали турпроект – швейцарско-российский маршрут по ленинским местам, который объединил Женеву, Санкт-Петербург и Красноярск.
«Русь» и история седого Иртыша
Идея воссоздать теплоход «Русь» не давала покоя, но мучили сомнения. Как воплотить задумку, которая под силу серьезным частным инвесторам? Да и без господдержки не обойтись.
– Нужна ли моя затея? – нередко задавал себе вопрос Александр Васильевич.
– В Тобольске пока нет ни набережной, ни речного вокзала с адмиралтейским шпилем, как в Красноярске. И такого парохода нет. А если поискать на сибирских и китайских реках подобное судно – пусть не «Русь», но того же класса колесный пароход, вдруг повезет? Отремонтируем, пароходную утварь всем миром насобираем и, водрузив на флагштоке флотское полотнище, поставим пароход на старой пристани для всеобщего обозрения. Можно использовать пароход в качестве гостиницы или ресторана, или музейного экспоната. Судно могло бы украсить великолепную тюменскую набережную, ведь именно с тюменской пристани отправилась царская семья в тобольскую ссылку.
Идею Санникова поддержал однокашник – директор Тюменского судостроительно-судоремонтного завода Юрий Филиппов. На заводе имеется необходимый арсенал, техника и народ – судосборщики. Конечно, эксплуатировать пароход-музей надо круглогодично, передав на баланс Тобольского речного порта. Но нужны деньги, меценаты!
Три года назад он обратился за помощью к общественности через местные газеты и рассказал о своем проекте. Отправил инвестиционное предложение о воссоздании парохода-музея «Русь» в правительство области, администрацию Тобольска, руководителям вышеназванных предприятий. Инициатива не осталась незамеченной. Властные структуры признали идею перспективной, но до разработки детального проекта дело пока не дошло.
– Недостаток туристического промысла в том, что Иртыш по большому счету остается вне поля зрения гостей города, – говорит Александр Санников.
– Хотя в стране не так много регионов, имеющих такую красивую реку. А какие замечательные на Иртыше разливы, плесы! Уверен, что после знакомства с достопримечательностями Тобольска прогулки по реке на катере или теплоходе, рыбалка наверняка заинтересовали бы многих туристов. Символом Тобольска должны оставаться речная магистраль и история седого Иртыша. Пароход «Русь» (если удастся его восстановить), где бы ни стоял – в Тобольске или Тюмени, станет данью уважения нашей истории.