Не хлебом единым
Седьмого марта начинается Великий пост – время очищения и плача души о растраченном ею даре, время духовного пробуждения.
Православие удивительно: в нем нет предела, потолка для восхождения. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» – гласит Евангелие. Православное богословие говорит о таинстве обожения человека, о том, что человек может глазами созерцать нетварного, то есть несотворенного Бога, просвещаться Его нетварным Светом.
Великий пост предваряют подготовительные недели (словом неделя в церковной традиции называется воскресный день) и седмицы: неделя о Закхее, неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, неделя о страшном суде (мясопустная), неделя сыропустная – масленица (воспоминание Адамова изгнания из рая). Великий пост соблюдается в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который Он держал вскоре после своего крещения перед выходом на проповедь к людям.
Уже в первых главах Библии мы читаем о необходимости поста и воздержания. Господь дает пищу человеку для земной жизни, но сама жизнь заключается в познании
света и истины, красоты и добра, в которых являет себя Бог – Жизнь всякой жизни. Поэтому спасение мира и начинается с должного отношения к пище, с победы над рабской зависимостью от нее. Христос начал свое служение с сорокадневного поста в пустыне. Когда Он ощутил в конце голод, диавол попытался склонить Его к превращению камней в хлеб. Христос отверг соблазн словами: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).
Много веков минуло с тех пор, но по-прежнему распространяется страшная ложь о том, что человек живет для того, чтобы есть, т.е. потреблять, удовлетворять запросы тела. Нас непрерывно информируют и учат, как добиться земного потребительского счастья – якобы настоящей жизни, заслоняющей смерть. Душу засорить намного легче, чем желудок, и последствия засорения души гораздо опаснее: человек есть то, что он ест...
Пост – это не цель, а средство преодоления рабства плоти, способ достижения целостной жизни, восстановления иерархии души, разума, тела. Суть поста – в самоограничении и воздержании, в обуздании физических и животных влечений. Надо ли доказывать, что воздержание (в первую очередь от пищи) может быть источником огромной силы и победы.
Великий пост зовет изменить внешнюю жизнь, через плач души о чистой совести начать возвращение к Богу.
Григорий Мансуров, священник
Свято-Никольского храма, с. Кулаково
Продолжение следует