Он меня не слушает
Часто на прием к психологу приходят родители с ребенком и просят поработать с ним.
Как-то ко мне пришла разъяренная молодая мамаша с пятилетней дочкой: «Спросите у нее, почему она не хочет со мной разговаривать?» Хотя это у нее надо бы спросить, почему кроха отказывается говорить с ней. Вероятнее всего, у девочки просто нет сил противостоять мощному эмоциональному натиску со стороны матери и она закрылась.
Очень часто дети, изображая на рисунках человека, забывают про уши. Это явный признак того, что в целях самосохранения ребенок пропускает мимо ушей уже не только травмирующую, но и любую информацию, исходящую от родителей или других взрослых.
Никто не говорит, что ребенку надо потакать во всем и нельзя наказывать его за проступки. Если исходить из любви и с целью научения, то можно и шлепнуть, и в угол поставить. Если же наказание сопровождается злостью, раздражением, то у ребенка срабатывает система защиты, и не всегда конструктивная. Проступки или асоциальное поведение детей – результат воспитания. И работать над собой надо прежде всего взрослым.
Необходимо разобраться, когда произошел разрыв той ниточки, которая связывает ребенка и родителей. Потому что их взаимоотношения начинают строиться даже не с рождения ребенка, а с момента зачатия. Желанный ли ребенок, по любви он зачат или по неосторожности? Мы иногда забываем, что сам факт зачатия, формирования, развития и появления ребенка на свет – это великое чудо природы.
Людмила ПАНОВА, психолог