Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Исследователь уроков истории

Слушать новость
Исследователь уроков истории. .

28 января исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося русского историка Василия Ключевского


Имя Василия Ключевского стоит в одном ряду с именами таких российских историков, как Николай Карамзин и Сергей Соловьев. Научные интересы Ключевского простирались очень широко: от истории развития экономических отношений на Руси до исследований, посвященных Боярской думе и житиям святых.

Автор множества научных работ, Василий Ключевский был и незаурядным педагогом: по его учебникам и «Курсу русской истории» училось не одно поколение школьников и студентов.

С начала 1880-х гг. по инициативе Ключевского началось чтение публичных лекций по русской истории в Политехническом музее. Сам Василий Осипович был одним из популярнейших лекторов своего времени. Его полный курс истории России, читаемый в Московском университете, охватывал все внешние и внутренние факторы развития общества, с учетом географических, этнографических, климатических, экономических и политических сторон исторического процесса. Блестящий литературный стиль лекций, научных трудов и публицистических статей, публиковавшихся в основном в журнале «Русская мысль», обеспечил Ключевскому место не только в  исторической науке, но  и в истории литературы. В течение всей своей творческой жизни ученый занимался разработкой вопросов историографии и источниковедения. Им написано немало историко-философских работ, посвященных классикам русской литературы: Лермонтову, Гоголю, Чехову, Достоевскому, Гончарову.

За кажущейся легкостью изложения в работах Ключевского скрывается тяжелый труд, собранные по крупицам исторические сведения – словом, то, что не без оснований называется «ремеслом историка». Достаточно сказать, что при подготовке диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник» Ключевскому пришлось изучить сотни житийных списков, хранившихся в монастырях и, естественно, до того времени не опубликованных.

При чрезмерной занятости Ключевский находил возможность общаться с художественными, литературными и театральными кругами Москвы. Он помогал Федору Шаляпину создавать сценические образы Ивана Грозного, а когда Василий Осипович читал лекции о Петровской эпохе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, художник Валентин Серов создал под впечатлением услышанного свой известный эскиз «Петр I».

Как и творчество всякого выдающегося человека, работы Ключевского вызывали споры в России конца XIX – начала XX веков. Его упрекали и в пристрастности, и в свободном порой обращении с историческими фактами. Известно мнение, высказанное Львом Толстым в одной из частных бесед: «Карамзин писал для царя, Соловьев – длинно и скучно, а Ключевский пишет для своего развлечения. Хитрый: читаешь – будто хвалит, а вникнешь – обругал». Оставим на совести классика русской литературы мысль о «развлечении», но  в одном он прав:

Ключевский не относился к числу бесстрастных историков, которые «добру и злу внимают равнодушно». Его пристрастность более свидетельствует о живом, неравнодушном отношении к поворотам отечественной истории.

Будучи человеком язвительным, Ключевский умел облечь оценки исторических событий и личностей в форму метких образов. Вот, например, как он оценил в одной из работ итоги царствования Ивана Грозного: «Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели».

Афористичность Ключевского нашла воплощение и в посмертно изданном сборнике его высказываний. Думается, стоит привести одно из актуальных: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

28 января исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося русского историка Василия Ключевского


Имя Василия Ключевского стоит в одном ряду с именами таких российских историков, как Николай Карамзин и Сергей Соловьев. Научные интересы Ключевского простирались очень широко: от истории развития экономических отношений на Руси до исследований, посвященных Боярской думе и житиям святых.

Автор множества научных работ, Василий Ключевский был и незаурядным педагогом: по его учебникам и «Курсу русской истории» училось не одно поколение школьников и студентов.

С начала 1880-х гг. по инициативе Ключевского началось чтение публичных лекций по русской истории в Политехническом музее. Сам Василий Осипович был одним из популярнейших лекторов своего времени. Его полный курс истории России, читаемый в Московском университете, охватывал все внешние и внутренние факторы развития общества, с учетом географических, этнографических, климатических, экономических и политических сторон исторического процесса. Блестящий литературный стиль лекций, научных трудов и публицистических статей, публиковавшихся в основном в журнале «Русская мысль», обеспечил Ключевскому место не только в  исторической науке, но  и в истории литературы. В течение всей своей творческой жизни ученый занимался разработкой вопросов историографии и источниковедения. Им написано немало историко-философских работ, посвященных классикам русской литературы: Лермонтову, Гоголю, Чехову, Достоевскому, Гончарову.

За кажущейся легкостью изложения в работах Ключевского скрывается тяжелый труд, собранные по крупицам исторические сведения – словом, то, что не без оснований называется «ремеслом историка». Достаточно сказать, что при подготовке диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник» Ключевскому пришлось изучить сотни житийных списков, хранившихся в монастырях и, естественно, до того времени не опубликованных.

При чрезмерной занятости Ключевский находил возможность общаться с художественными, литературными и театральными кругами Москвы. Он помогал Федору Шаляпину создавать сценические образы Ивана Грозного, а когда Василий Осипович читал лекции о Петровской эпохе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, художник Валентин Серов создал под впечатлением услышанного свой известный эскиз «Петр I».

Как и творчество всякого выдающегося человека, работы Ключевского вызывали споры в России конца XIX – начала XX веков. Его упрекали и в пристрастности, и в свободном порой обращении с историческими фактами. Известно мнение, высказанное Львом Толстым в одной из частных бесед: «Карамзин писал для царя, Соловьев – длинно и скучно, а Ключевский пишет для своего развлечения. Хитрый: читаешь – будто хвалит, а вникнешь – обругал». Оставим на совести классика русской литературы мысль о «развлечении», но  в одном он прав:

Ключевский не относился к числу бесстрастных историков, которые «добру и злу внимают равнодушно». Его пристрастность более свидетельствует о живом, неравнодушном отношении к поворотам отечественной истории.

Будучи человеком язвительным, Ключевский умел облечь оценки исторических событий и личностей в форму метких образов. Вот, например, как он оценил в одной из работ итоги царствования Ивана Грозного: «Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели».

Афористичность Ключевского нашла воплощение и в посмертно изданном сборнике его высказываний. Думается, стоит привести одно из актуальных: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».



Тюменец подарил Александру Розенбауму его портрет после концерта

25 ноября

В Тюмени добавили остановки на городских маршрутах №120 и №120к

25 ноября