Научить учиться и отдыхать
призваны Федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения»
В мое школьное время было так: череда уроков, а после – обед, прогулка и выполнение заданий... нет, не дома, а в храме знаний, вместе с одноклассниками. «Продленка» – продукт советской эпохи – просуществовала примерно до начала 90-х годов. Затем учебный процесс свелся к несколько упрощенной схеме: педагог давал порцию материала, а принять ее или не принять – решали ученики. Многие как раз не принимали...
Что в итоге? «Мы значительно отстали от других стран в воспитании стрессоустойчивой, адаптивной, гармоничной личности, которая не только обладает знаниями, умениями, навыками, но и умеет их применять в любой жизненной ситуации», – комментирует директор Тюменского городского информационно-методического центра Татьяна
Шебеко. Восполнить упущенное призвано введение стандартов «второго поколения».
Не так давно в Тюмени выбрали пять пилотных площадок, на базе которых и пройдет новый эксперимент. В нем принимают участие школы №№ 88 и 91, гимназия № 12 и лицеи №№ 34 и 81. ФГОС «второго поколения» – это организация на основе учебного процесса внеурочной деятельности первоклассников. Каждый день на нее отводится по два часа. Педагоги, занятые в эксперименте, проучились в городской лаборатории компетентностно-ориентированного образования.
Как «работает» нововведение, тюменским журналистам показали на примере лицея № 81, где внеурочная деятельность развивается по спортивно-оздоровительному, военно-патриотическому, художественно-эстетическому направлениям. После уроков малыши обедают, а затем по специальному расписанию в сопровождении классного руководителя идут либо в спортзал, либо на музыку, либо на ИЗО, либо в библиотеку. К эксперименту подключились различные социальные институты. На спортивные занятия первоклашки из восемьдесят первого лицея не всегда бегают на собственную площадку. Бывает, ходят в спортшколу «Олимпиец», что неподалеку.
Можно сказать, мы становимся живыми свидетелями изменения прежней структуры воспитательно-образовательного процесса. Чего греха таить, часто на уроках учитель просто физически не может охватить вниманием всех ребят. А на внеурочных занятиях, когда малыши заняты не только индивидуально, но и в парах-группах, можно издалека наблюдать, в каких направлениях они чувствуют себя как рыбки в воде, где более успешны, а дальше – развивать именно эти способности. Так, по шажочку, по капельке, считают Татьяна Шебеко и директор лицея № 81 Елена Лобовская, Россия вырастит элиту, готовую к саморазвитию.
По мнению представителей городского информационно-методического центра, программно-целевое планирование, как в случае с введением ФГОСов, – самое эффективное. О реальных успехах можно будет сказать только после сентября 2011 года, когда все учебные заведения России перейдут на стандарты «второго поколения». А вот родители первоклашек из лицея № 81, как и их чада, экспериментом довольны.