Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Российская модернизация: проблемы и вызовы

В Тюмени в региональном филиале Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина состоялись вторые Губернаторские чтения по теме «Российская модернизация: проблемы и вызовы».

Слушать новость
Российская модернизация: проблемы и вызовы. В Тюмени в региональном филиале Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина состоялись вторые Губернаторские чтения по теме «Российская модернизация: проблемы и вызовы». .

Тюменские ученые, эксперты, общественность ищут ответы на вызовы современности, предлагая новые пути решения проблем бизнеса и общества


Продолжение темы. Начало в № 12 за 27 января
В Тюмени в региональном филиале Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина состоялись вторые Губернаторские чтения по теме «Российская модернизация: проблемы и вызовы».

– Я хотел бы вернуться к замыслу проекта «Губернаторские чтения» – поговорить, зачем он нужен, как  к нему относиться и чего от него ждать. — cказал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. — Необходимость такого разговора появилась после анализа откликов на первую лекцию цикла. Среди них были и такие: «Все это очень интересно, умно и привлекательно, но где практические рекомендации? Нельзя ли  в будущем привозить не теоретиков, а экспертов по насущным проблемам Тюменской области?» Отвечаю: нет, по удивительно простой причине. Никаких экспертов по тюменским проблемам за пределами области просто не существует. Единственные эксперты – мы, те, кто сидит в этом зале, кто подключен к сегодняшнему событию через видеосвязь, все, кто живет на этой земле и чей долг – заботиться о ее благополучии.

К сожалению, наша погруженность в повседневные дела часто мешает осмыслить собственный опыт, мобилизовать интеллектуальный ресурс, попробовать жить, думать и работать на опережение. Белка в колесе проделывает огромную работу, но, тем не менее, не продвигается вперед ни на шаг. Давайте не будем ей уподобляться. Лекторы, приглашаемые в рамках Губернаторских чтений, нужны не для того, чтобы получить готовые ответы на  вопросы, которые мы иногда не можем правильно сформулировать. Они нужны, чтобы мы начали задавать эти вопросы себе, осознали, что  о наших проблемах можно думать иначе, но не думать о них просто нельзя.

Леонардо да Винчи считал, что практика должна быть воздвигнута на хорошей теории: «Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет». Результатом  проекта должны стать не административные поручения, обязательные к исполнению, а поток инициатив, часть из которых после квалифицированной общественной экспертизы воплотится в жизнь, обозначив векторы модернизации. Разумеется, мы не ждем мгновенного эффекта, хотя надеемся, что его не придется ждать слишком долго. Есть очевидные вещи, которые могут и должны осуществляться сразу же: лекторы открыты для дальнейших контактов – предметных и деловых. Хотелось бы уже в ближайшее время ознакомиться с прошедшими стадию предварительного обсуждения идеями по использованию наработок Центрального экономико-математического института Российской академии наук.

– Почему надо вести разговор о модернизации? У России есть традиция – если мы что-то начинаем, то немедленно это забалтываем. Надо попытаться не превратить модернизацию в стертые, лишенные всякого смысла слова, а сохранить ее как реальный и содержательный проект. Кроме того, появляется множество экспертов, которые начинают объяснять, почему ничего не получится. Еще одна задача модернизационного проекта – «поражение пораженцев». Считаю, что  у нас имеются очень неплохие шансы реализовать проект модернизации в России, — отметил профессор Высшей школы экономики Иосиф Дискин.  — Идут споры, из какого кризиса мы  выходим. Надо понимать, что это четыре кризисных типа прежде всего модели однополярного мира, в котором предстоит прожить следующие двадцать лет. Меняется технологический цикл и те, кто  встроится в начало нового цикла, будут снимать сливки.

Кроме того, это кризис финансовой системы и циклический кризис, из которого уже выходим. Это четыре разные проблемы и разные методы лечения. Мне хотелось бы остановиться не на культурологических проблемах, а на том, какую практическую пользу можем извлечь из смены технологических циклов.

Заканчивается цикл, основанный на информационных и коммуникационных технологиях, что легко проследить на примере падения прибыльности японских компаний, производящих бытовую электронику. Новый цикл связан с энергосберегающими технологиями, следовательно, за ближайшие 10–15 лет нефть превратится в недефицитный продукт, такой же, как уголь. Появятся материалы, которые будут снижать издержки и зависимость от природных ресурсов. Кроме того, мы находимся в начале революционных прорывов в медицине и биотехнологиях, скорее всего те, кому теперь 20 лет, будут жить уже 130 лет. Конечно, не во всем мире, а там, где на это будут деньги.

Противоречия нашего развития в том, что секторы, создающие высокую маржу, базируются на импорте технологий, соответственно, основная часть прибыли уходит из российской экономики. Попадаем в ловушку роста: уровень жизни за последние годы вырос, а ВВП за 2009 год составил 16 тысяч долларов по паритету покупательной способности. Но это тот уровень, при котором трудно развивать массовое производство – для этого придется завозить людей с другим уровнем культуры. Экономическое развитие не порождает спроса на образование и развитие прикладной науки – они не являются факторами технологического развития. При такой ситуации содержать академическую науку становится слишком дорого.

Модернизация – это политический проект, сход с одной магистрали развития на другую, что требует значительной энергии. Это не борьба «всего хорошего против всего плохого» – это жесткий проект со значимыми издержками и ростом социального напряжения. Необходимо не просто заимствовать полезный опыт, а изучать историю и исходить из того, как решались схожие с нашими проблемы. Фокус стратегии российской модернизации – борьба за высокомаржинальные секторы экономики. Понимание этого уже дорогого стоит, в случае успешной реализации проект приведет к росту доходов населения и бюджета, увеличению инвестиций.

Ресурсы модернизации


Надо раз  и навсегда закончить разговор о сырьевой зависимости России. Она была плоха в XIX веке, так как покупавшие сырье страны могли диктовать колониям цены. Нужно прагматично относиться к собственному сырьевому богатству, ведь природные ресурсы, пользующиеся спросом, – серьезный драйвер роста экономики! Сырьевая зависимость плоха неустойчивыми ценами, но это другая проблема, для решения которой существуют финансовые механизмы и резервы. Спрос на минеральные и природные ресурсы продолжает быть устойчивым. Еще одно преимущество России происходит из растущего спроса на продовольствие, который сделал ресурсом территорию страны.

Высокомаржинальным сектором остается военно-техническое сотрудничество, ведь известно, что на доллар проданных вооружений приходит три-четыре доллара гражданских контрактов. Поддержание потенциала нашей «оборонки» – гигантский ресурс экономического роста. Сохраняются элементы качественного образования – около 60 вузов в стране способны его предоставить, и высокий уровень социальной активности населения. Существуют большие технологические заделы, которые могут еще лет 20 кормить страну, кроме того, мало занимаемся прикладными исследованиями на базе академической науки.
И, наконец, накопленные резервы – около 500 миллиардов долларов золото-валютных запасов.

Критерии успеха


Прежде всего кардинальное снижение «утечки мозгов» – наиболее молодых и прогрессивных специалистов. Мы являемся донором западных экономик за счет того, что готовим квалифицированные кадры, которые реализуют себя в других странах. Для этого необходимо, чтобы уровень дохода был сопоставим с европейским, ВВП повысился до 30 тысяч долларов на душу населения, что означает его минимальный рост на 5 процентов в год на протяжении 12 лет. Но, конечно, невозможно развивать экономику, имея 7 процентов коррупционной составляющей, примерно 100 миллиардов долларов в год.

Для успеха модернизационного проекта необходима благоприятная общественная атмосфера, ведь модернизация прежде всего не экономика, а борьба за умы и сердца. Нам нужна
атмосфера уверенности в успехе!

Как преподаватель высшей школы могу сказать, что и с молодежью у нас все замечательно – она образованна, прагматична и в то же время достаточно романтична, чтобы рвануть вперед. Кстати, лучшей музыкальной метафорой модернизации, на мой взгляд, является музыка Георгия Свиридова «Время, вперед!».

Институты – решающее звено


В инновационном развитии заложены большие риски, но другого выхода у нас нет. Иначе не наберем необходимых темпов роста. Неплохо обстоят дела с модернизацией реального сектора экономики на основе заимствования, особенно там, где есть конкуренция. Но там, где ее нет, где откаты и захваты являются основным ресурсом развития экономики – нет  и модернизации. Нужен масштабный инновационный сектор под миллион человек, то есть в шесть раз больше, чем сегодня. В России впервые в ее истории сложились слои и группы, которые адаптированы и готовы к модернизации. Институциональные риски, связаные с разницей кредитных ставок на Западе и в России, упали в 3–4 раза. Экономика с 2000 года выросла в 1,7 раза, а частные инвестиции в 8 раз.

Модернизацию невозможно провести авторитарными способами. Необходим критический анализ содержания законов и практики их применения. В России произошла полит-экономическая революция, и впервые сектора, которые живут за счет конкуренции, сравнялись с монопольными – именно они порождают заказ на демократический порядок. Для успешной реализации такого проекта необходима атмосфера доверия к государству и создание благожелательного к переменам большинства. А также обеспечение обратной связи в обществе для сохранения баланса интересов.

Модернизационный проект всегда несет в себе риск – это время маниловщины и только широкая общественная экспертиза может снизить издержки от подобных авантюр. Модернизация – всегда время политической борьбы, а ослабление вертикали власти может привести к заполнению пустот коррупцией и криминалом. Нужно обеспечить неразрушающую конфигурацию интересов ключевых игроков, для чего придется проявить политическую волю властвующей группы. Но бюрократическими методами нельзя решить политические проблемы, политика – борьба за умы и сердца людей, обращение, в том числе, и к их эмоциям.

Задача модернизации — в использовании преимуществ


В Тюменской области высокие темпы роста экономики, а когда все хорошо, трудно двигаться дальше. Перспективы региона связаны со средствами, которые есть в двух тысячах километров севернее, как  в корпорациях, так  и у населения. Будет нарастать борьба за российские технологические решения в нефтегазовом сервисе, ведь на 20–30 лет это источник высокомаржинальных доходов. Необходимы маркетинговые исследования, какая продукция и технологии могут быть востребованы нефтяными и газовыми компаниями. Одно из важнейших преимуществ юга Тюменской области – рекреационные зоны, как условия для сохранения и развития здоровья. Сельское хозяйство юга области необходимо дополнить производством овощей – для их выращивания в теплицах есть достаточно энергоресурсов.

Необходимо предупреждать растущий спрос на хорошее образование. Одним словом, модернизация учит нас экономической стратегии – прежде всего, понять, где есть деньги и что можно предложить за них.

– Императив ускоренного социально-экономического и научно-технического развития России требует опережающей модернизации всей национальной системы образования. Именно здесь находится ключ к наращиванию интеллектуального потенциала России. Об этом свидетельствует и исторический опыт целого ряда стран, и советский опыт перехода к индустриальному обществу. Образование вообще и профессиональное в частности является главным компонентом человеческого потенциала, социального капитала общества и главным ресурсом в современном мире, – рассказал президент ТюмГУ Геннадий Куцев.

Тюменский регион на фоне всей России заметно выделяется по уровню диспропорции в своем социально-экономическом развитии. При самом высоком уровне доходов на душу населения в стране, занимая одно из первых мест по индексу развития человеческого потенциала, Тюменская область характеризуется относительно невысоким уровнем
образованности и инновационной активности населения. Высокий уровень материальных доходов пока существенно не отражается на показателях роста качества жизни, развития человеческого потенциала и социального капитала региона. Индекс инновативности Тюменской области ниже общероссийских показателей. По численности персонала, выполняющего научные разработки, мы  в два-три раза отстаем от соседних областей: Свердловской и Челябинской.

В результате реализации приоритетного национального проекта произошли серьезные изменения в образовании. Нужно иметь в виду, что самые эффективные экономические и социальные последствия дают верхние ступени образования: высшее профессио-нальное образование, послевузовское образование и непрерывное образование вообще, в течение всей жизни. Это объясняется тем, что послевузовские формы повышения квалификации более тесно увязаны с реальной экономикой, больше заточены на инновационное развитие.
Однозначно можно сделать вывод, что одним из самых эффективных направлений роста инновационной активности населения является система дополнительного профессионального образования, а как раз оно находится в разобранном состоянии. И если нам ясно, что делать со школой и профессиональными системами образования, то  в отношении дополнительного профобразования много неясного. Здесь очень много халтуры, когда свидетельства о повышении квалификации покупаются, люди по каким-либо причинам не едут в центр повышения квалификации, а проходят переподготовку на рабочем месте.

Система профессионального образования в гораздо большей степени, чем другие социальные институты, подвержена влиянию глобализации. И здесь мы выглядим неплохо. Если сравнить методику, организацию технической оснащенности, информационную насыщенность российских учебных заведений, то она мало отличается от учебных заведений экономически развитых стран. Большинство городских старшеклассников, студенты вузов имеют в своем распоряжении компьютеры и другую современную информационную технику. Однако другую, разительно противоположную картину мы наблюдаем в бытовой сфере, где техника и технология решительно отличаются от зарубежных аналогов во многих отраслях. Возникает вопрос: где теряется интеллектуальный капитал и инновационный импульс? Что нужно изменить в российском законодательстве и системе управления?

Дело в том, что нужно осваивать новую парадигму современного образования. Образование становится основным средством достижения иного качества жизни, сохранения здоровья человека, освоения все новых сфер деятельности, вхождения в информационное пространство. Следовательно, для каждого человека система постоянного образования и самообразования должны стать основой их жизни. Человек учится каждый день. Мы пока говорим о повышении квалификации в системе профессиональной деятельности, а надо смотреть значительно шире. Нужно постоянно расширять сферу познавательной деятельности, например финансовой. Каждый в современном мире должен знать, что такое ипотека или как оформить кредит.

Жизнь настолько стремительно развивается, что нужно успевать за ней. Профессиональное образование — это позавчерашний день. Сегодня непрерывное образование должно стать образом жизни современного человека. Именно такая парадигма способна преодолеть дисфункциональность российского образования, позволит целенаправленно использовать его потенциал для инновационного развития России.

Журналисты редакции планируют цикл публикаций по проблемам, которые прозвучали в выступлениях в рамках Губернаторских чтений. Предлагаем высказать мнение читателям. Мы не ставим точку в разговоре. Он будет продолжен...

Тюменские ученые, эксперты, общественность ищут ответы на вызовы современности, предлагая новые пути решения проблем бизнеса и общества


Продолжение темы. Начало в № 12 за 27 января
В Тюмени в региональном филиале Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина состоялись вторые Губернаторские чтения по теме «Российская модернизация: проблемы и вызовы».

– Я хотел бы вернуться к замыслу проекта «Губернаторские чтения» – поговорить, зачем он нужен, как  к нему относиться и чего от него ждать. — cказал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. — Необходимость такого разговора появилась после анализа откликов на первую лекцию цикла. Среди них были и такие: «Все это очень интересно, умно и привлекательно, но где практические рекомендации? Нельзя ли  в будущем привозить не теоретиков, а экспертов по насущным проблемам Тюменской области?» Отвечаю: нет, по удивительно простой причине. Никаких экспертов по тюменским проблемам за пределами области просто не существует. Единственные эксперты – мы, те, кто сидит в этом зале, кто подключен к сегодняшнему событию через видеосвязь, все, кто живет на этой земле и чей долг – заботиться о ее благополучии.

К сожалению, наша погруженность в повседневные дела часто мешает осмыслить собственный опыт, мобилизовать интеллектуальный ресурс, попробовать жить, думать и работать на опережение. Белка в колесе проделывает огромную работу, но, тем не менее, не продвигается вперед ни на шаг. Давайте не будем ей уподобляться. Лекторы, приглашаемые в рамках Губернаторских чтений, нужны не для того, чтобы получить готовые ответы на  вопросы, которые мы иногда не можем правильно сформулировать. Они нужны, чтобы мы начали задавать эти вопросы себе, осознали, что  о наших проблемах можно думать иначе, но не думать о них просто нельзя.

Леонардо да Винчи считал, что практика должна быть воздвигнута на хорошей теории: «Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет». Результатом  проекта должны стать не административные поручения, обязательные к исполнению, а поток инициатив, часть из которых после квалифицированной общественной экспертизы воплотится в жизнь, обозначив векторы модернизации. Разумеется, мы не ждем мгновенного эффекта, хотя надеемся, что его не придется ждать слишком долго. Есть очевидные вещи, которые могут и должны осуществляться сразу же: лекторы открыты для дальнейших контактов – предметных и деловых. Хотелось бы уже в ближайшее время ознакомиться с прошедшими стадию предварительного обсуждения идеями по использованию наработок Центрального экономико-математического института Российской академии наук.

– Почему надо вести разговор о модернизации? У России есть традиция – если мы что-то начинаем, то немедленно это забалтываем. Надо попытаться не превратить модернизацию в стертые, лишенные всякого смысла слова, а сохранить ее как реальный и содержательный проект. Кроме того, появляется множество экспертов, которые начинают объяснять, почему ничего не получится. Еще одна задача модернизационного проекта – «поражение пораженцев». Считаю, что  у нас имеются очень неплохие шансы реализовать проект модернизации в России, — отметил профессор Высшей школы экономики Иосиф Дискин.  — Идут споры, из какого кризиса мы  выходим. Надо понимать, что это четыре кризисных типа прежде всего модели однополярного мира, в котором предстоит прожить следующие двадцать лет. Меняется технологический цикл и те, кто  встроится в начало нового цикла, будут снимать сливки.

Кроме того, это кризис финансовой системы и циклический кризис, из которого уже выходим. Это четыре разные проблемы и разные методы лечения. Мне хотелось бы остановиться не на культурологических проблемах, а на том, какую практическую пользу можем извлечь из смены технологических циклов.

Заканчивается цикл, основанный на информационных и коммуникационных технологиях, что легко проследить на примере падения прибыльности японских компаний, производящих бытовую электронику. Новый цикл связан с энергосберегающими технологиями, следовательно, за ближайшие 10–15 лет нефть превратится в недефицитный продукт, такой же, как уголь. Появятся материалы, которые будут снижать издержки и зависимость от природных ресурсов. Кроме того, мы находимся в начале революционных прорывов в медицине и биотехнологиях, скорее всего те, кому теперь 20 лет, будут жить уже 130 лет. Конечно, не во всем мире, а там, где на это будут деньги.

Противоречия нашего развития в том, что секторы, создающие высокую маржу, базируются на импорте технологий, соответственно, основная часть прибыли уходит из российской экономики. Попадаем в ловушку роста: уровень жизни за последние годы вырос, а ВВП за 2009 год составил 16 тысяч долларов по паритету покупательной способности. Но это тот уровень, при котором трудно развивать массовое производство – для этого придется завозить людей с другим уровнем культуры. Экономическое развитие не порождает спроса на образование и развитие прикладной науки – они не являются факторами технологического развития. При такой ситуации содержать академическую науку становится слишком дорого.

Модернизация – это политический проект, сход с одной магистрали развития на другую, что требует значительной энергии. Это не борьба «всего хорошего против всего плохого» – это жесткий проект со значимыми издержками и ростом социального напряжения. Необходимо не просто заимствовать полезный опыт, а изучать историю и исходить из того, как решались схожие с нашими проблемы. Фокус стратегии российской модернизации – борьба за высокомаржинальные секторы экономики. Понимание этого уже дорогого стоит, в случае успешной реализации проект приведет к росту доходов населения и бюджета, увеличению инвестиций.

Ресурсы модернизации


Надо раз  и навсегда закончить разговор о сырьевой зависимости России. Она была плоха в XIX веке, так как покупавшие сырье страны могли диктовать колониям цены. Нужно прагматично относиться к собственному сырьевому богатству, ведь природные ресурсы, пользующиеся спросом, – серьезный драйвер роста экономики! Сырьевая зависимость плоха неустойчивыми ценами, но это другая проблема, для решения которой существуют финансовые механизмы и резервы. Спрос на минеральные и природные ресурсы продолжает быть устойчивым. Еще одно преимущество России происходит из растущего спроса на продовольствие, который сделал ресурсом территорию страны.

Высокомаржинальным сектором остается военно-техническое сотрудничество, ведь известно, что на доллар проданных вооружений приходит три-четыре доллара гражданских контрактов. Поддержание потенциала нашей «оборонки» – гигантский ресурс экономического роста. Сохраняются элементы качественного образования – около 60 вузов в стране способны его предоставить, и высокий уровень социальной активности населения. Существуют большие технологические заделы, которые могут еще лет 20 кормить страну, кроме того, мало занимаемся прикладными исследованиями на базе академической науки.
И, наконец, накопленные резервы – около 500 миллиардов долларов золото-валютных запасов.

Критерии успеха


Прежде всего кардинальное снижение «утечки мозгов» – наиболее молодых и прогрессивных специалистов. Мы являемся донором западных экономик за счет того, что готовим квалифицированные кадры, которые реализуют себя в других странах. Для этого необходимо, чтобы уровень дохода был сопоставим с европейским, ВВП повысился до 30 тысяч долларов на душу населения, что означает его минимальный рост на 5 процентов в год на протяжении 12 лет. Но, конечно, невозможно развивать экономику, имея 7 процентов коррупционной составляющей, примерно 100 миллиардов долларов в год.

Для успеха модернизационного проекта необходима благоприятная общественная атмосфера, ведь модернизация прежде всего не экономика, а борьба за умы и сердца. Нам нужна
атмосфера уверенности в успехе!

Как преподаватель высшей школы могу сказать, что и с молодежью у нас все замечательно – она образованна, прагматична и в то же время достаточно романтична, чтобы рвануть вперед. Кстати, лучшей музыкальной метафорой модернизации, на мой взгляд, является музыка Георгия Свиридова «Время, вперед!».

Институты – решающее звено


В инновационном развитии заложены большие риски, но другого выхода у нас нет. Иначе не наберем необходимых темпов роста. Неплохо обстоят дела с модернизацией реального сектора экономики на основе заимствования, особенно там, где есть конкуренция. Но там, где ее нет, где откаты и захваты являются основным ресурсом развития экономики – нет  и модернизации. Нужен масштабный инновационный сектор под миллион человек, то есть в шесть раз больше, чем сегодня. В России впервые в ее истории сложились слои и группы, которые адаптированы и готовы к модернизации. Институциональные риски, связаные с разницей кредитных ставок на Западе и в России, упали в 3–4 раза. Экономика с 2000 года выросла в 1,7 раза, а частные инвестиции в 8 раз.

Модернизацию невозможно провести авторитарными способами. Необходим критический анализ содержания законов и практики их применения. В России произошла полит-экономическая революция, и впервые сектора, которые живут за счет конкуренции, сравнялись с монопольными – именно они порождают заказ на демократический порядок. Для успешной реализации такого проекта необходима атмосфера доверия к государству и создание благожелательного к переменам большинства. А также обеспечение обратной связи в обществе для сохранения баланса интересов.

Модернизационный проект всегда несет в себе риск – это время маниловщины и только широкая общественная экспертиза может снизить издержки от подобных авантюр. Модернизация – всегда время политической борьбы, а ослабление вертикали власти может привести к заполнению пустот коррупцией и криминалом. Нужно обеспечить неразрушающую конфигурацию интересов ключевых игроков, для чего придется проявить политическую волю властвующей группы. Но бюрократическими методами нельзя решить политические проблемы, политика – борьба за умы и сердца людей, обращение, в том числе, и к их эмоциям.

Задача модернизации — в использовании преимуществ


В Тюменской области высокие темпы роста экономики, а когда все хорошо, трудно двигаться дальше. Перспективы региона связаны со средствами, которые есть в двух тысячах километров севернее, как  в корпорациях, так  и у населения. Будет нарастать борьба за российские технологические решения в нефтегазовом сервисе, ведь на 20–30 лет это источник высокомаржинальных доходов. Необходимы маркетинговые исследования, какая продукция и технологии могут быть востребованы нефтяными и газовыми компаниями. Одно из важнейших преимуществ юга Тюменской области – рекреационные зоны, как условия для сохранения и развития здоровья. Сельское хозяйство юга области необходимо дополнить производством овощей – для их выращивания в теплицах есть достаточно энергоресурсов.

Необходимо предупреждать растущий спрос на хорошее образование. Одним словом, модернизация учит нас экономической стратегии – прежде всего, понять, где есть деньги и что можно предложить за них.

– Императив ускоренного социально-экономического и научно-технического развития России требует опережающей модернизации всей национальной системы образования. Именно здесь находится ключ к наращиванию интеллектуального потенциала России. Об этом свидетельствует и исторический опыт целого ряда стран, и советский опыт перехода к индустриальному обществу. Образование вообще и профессиональное в частности является главным компонентом человеческого потенциала, социального капитала общества и главным ресурсом в современном мире, – рассказал президент ТюмГУ Геннадий Куцев.

Тюменский регион на фоне всей России заметно выделяется по уровню диспропорции в своем социально-экономическом развитии. При самом высоком уровне доходов на душу населения в стране, занимая одно из первых мест по индексу развития человеческого потенциала, Тюменская область характеризуется относительно невысоким уровнем
образованности и инновационной активности населения. Высокий уровень материальных доходов пока существенно не отражается на показателях роста качества жизни, развития человеческого потенциала и социального капитала региона. Индекс инновативности Тюменской области ниже общероссийских показателей. По численности персонала, выполняющего научные разработки, мы  в два-три раза отстаем от соседних областей: Свердловской и Челябинской.

В результате реализации приоритетного национального проекта произошли серьезные изменения в образовании. Нужно иметь в виду, что самые эффективные экономические и социальные последствия дают верхние ступени образования: высшее профессио-нальное образование, послевузовское образование и непрерывное образование вообще, в течение всей жизни. Это объясняется тем, что послевузовские формы повышения квалификации более тесно увязаны с реальной экономикой, больше заточены на инновационное развитие.
Однозначно можно сделать вывод, что одним из самых эффективных направлений роста инновационной активности населения является система дополнительного профессионального образования, а как раз оно находится в разобранном состоянии. И если нам ясно, что делать со школой и профессиональными системами образования, то  в отношении дополнительного профобразования много неясного. Здесь очень много халтуры, когда свидетельства о повышении квалификации покупаются, люди по каким-либо причинам не едут в центр повышения квалификации, а проходят переподготовку на рабочем месте.

Система профессионального образования в гораздо большей степени, чем другие социальные институты, подвержена влиянию глобализации. И здесь мы выглядим неплохо. Если сравнить методику, организацию технической оснащенности, информационную насыщенность российских учебных заведений, то она мало отличается от учебных заведений экономически развитых стран. Большинство городских старшеклассников, студенты вузов имеют в своем распоряжении компьютеры и другую современную информационную технику. Однако другую, разительно противоположную картину мы наблюдаем в бытовой сфере, где техника и технология решительно отличаются от зарубежных аналогов во многих отраслях. Возникает вопрос: где теряется интеллектуальный капитал и инновационный импульс? Что нужно изменить в российском законодательстве и системе управления?

Дело в том, что нужно осваивать новую парадигму современного образования. Образование становится основным средством достижения иного качества жизни, сохранения здоровья человека, освоения все новых сфер деятельности, вхождения в информационное пространство. Следовательно, для каждого человека система постоянного образования и самообразования должны стать основой их жизни. Человек учится каждый день. Мы пока говорим о повышении квалификации в системе профессиональной деятельности, а надо смотреть значительно шире. Нужно постоянно расширять сферу познавательной деятельности, например финансовой. Каждый в современном мире должен знать, что такое ипотека или как оформить кредит.

Жизнь настолько стремительно развивается, что нужно успевать за ней. Профессиональное образование — это позавчерашний день. Сегодня непрерывное образование должно стать образом жизни современного человека. Именно такая парадигма способна преодолеть дисфункциональность российского образования, позволит целенаправленно использовать его потенциал для инновационного развития России.

Журналисты редакции планируют цикл публикаций по проблемам, которые прозвучали в выступлениях в рамках Губернаторских чтений. Предлагаем высказать мнение читателям. Мы не ставим точку в разговоре. Он будет продолжен...



Активная фаза строительства Тюменского кампуса начнется в конце 2025 года

23 декабря

Марат Хуснуллин подтвердил продление трассы М-12 до Тюмени в 2026 году

22 декабря