Оркестр под управлением любви
Серией концертов во Дворце культуры «Строитель» завершил юбилейный для себя год Тюменский оркестр русских народных инструментов. В этом году замечательному коллективу, старейшему в области, исполнилось 50 лет.
Пройдя нелегкий путь от любительского коллектива к высокопрофессиональному, оркестр под руководством Александра Андрюшкина, что уже 40 лет стоит за его пультом, стал настоящей жемчужиной. Это живой музыкальный музей русской культуры – волшебный мир музыки, красоты, вдохновения! За полувековую историю оркестр сумел прославить своим искусством родную страну и ее музыку. На сегодняшний день в коллективе собраны лучшие музыкальные силы Тюмени – талантливая молодежь, лауреаты многочисленных конкурсов, настоящие виртуозы.
Парад солистов
Именно поэтому один из юбилейных концертов отдан солистам, благо им есть что сыграть и чем удивлять. Первым же произведением весь зал был унесен в эпоху романтизма – звучала фантазия на тему короля скрипичной музыки Никколо Паганини. В руках русской девушки Дарьи Бронниковой большой и тяжелый баян пел и сверкал, как сверкала, должно быть, скрипка в руках самого Паганини!
Словно в волшебном калейдоскопе сменяли друг друга все новые и новые музыкальные картины, унося слушателей в разные уголки королевства ее величества музыки. Возникло впечатление, что нет на свете таких произведений, что не в силах сыграть оркестр. Джаз? Пожалуйста: с новоорлеанским оттенком прозвучал ритмичный свинг «Opus One», где как настоящий Бенни Гудмэн солировал на кларнете Леонид Ердяков. Следующая пьеса и вовсе умчала слушателей в ту самую страну, где в лесах много диких обезьян, – звучал «Бразильский карнавал». Соло на экзотической маримбе замечательно исполнил Александр Андрюшкин-младший, весьма похожий в своем карнавальном костюме на капитана Джека Воробья.
Блеснули в концерте солисты-вокалисты — Дмитрий Ильин, Елена Носикова, Наталья Кулинич. Теплым ветерком пронеслась над залом пьеса для аккордеона с оркестром «Хора ди концерт» румынского композитора Динику. Очаровательная Анастасия Мухамедчина выступила легко и артистично, заслужив шквал аплодисментов. Игривая «Юмореска» в исполнении квартета балалаек с оркестром и вовсе заработала приз зрительских симпатий – очень уж задорно и весело играли солисты Александр Шешуков, Максим Сухарский, Владимир Наумов, Игорь Садиков. Мастерски владеет домрой Наталья Сиюткина – шуточная, но весьма сложная в техническом отношении пьеса «Перевоз Дуня держала» Цыганкова достойно вписалась в концепцию программы. «Цыганская рапсодия» композитора Гридина в исполнении баяниста Сергея Окорокова вызвала восторг публики – столько экспрессии, чувства, свободы и таланта щедро выплеснулось со сцены в зал. Браво, оркестр!
Жемчужины мировой классики
Следующий концерт предложил ценителям прекрасного путешествие по музыкальному глобусу. Он начался увертюрой Джоакино Россини к опере «Севильский цирюльник». Может показаться странным – русский народный оркестр и вдруг итальянская опера, но в этом есть очередной повод для гордости: пусть попробуют господа симфонисты-классики достойно исполнить русские народные произведения, не теряя колорита и не искажая сути. Домрам, баянам и балалайкам оказалось по силам сыграть в итальянском стиле и сохранить авторские замыслы: синьор Россини был бы счастлив услышать ее в таком исполнении.
Невероятным богатством красок сверкал в тот день оркестр! От зловещей картины Мусоргского «Ночь на Лысой горе» по спине бежали мурашки, а от песни Эдит Пиаф «Аккордеонист» стояли слезы в глазах. Отсутствие гастролей во Францию маэстро Андрюшкин пытается восполнить исполнением французской классики: в репертуаре оркестра звучали произведения Камила Сен-Санса, Шарля Дюмона, Клода Дебюсси, Жоржа Бизе. Великолепно прозвучала фантазия на темы оперы «Кармен» — тончайшая динамика, единое дыхание музыкантов и дирижера, взрывное и по-тореадорски энергичное финальное барабанное соло Андрюшкина-младшего восхитили весь зал. Исполнение любимого с давних пор номера «Заклинание огня» — потрясающей и полной мистики музыки о любви, смерти, вечности, поэзии, тайнах тьмы и загадках света — стало настоящим шедевром. Оркестр демонстрировал сыгранность и профессионализм, чутко реагируя на малейшее движение дирижерской палочки.
В финальной пьесе «Богатырские ворота» Модеста Мусоргского в средней части, после монументального вступ-ления звучит возвышенная тема Руси – большой, сильной и в то же время доверчиво-беззащитной. Преподобный Нил Синайский говорил: «Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорб-ляют его, потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди». А зал кричал «бис!», люди несли цветы, смеялись и плакали...
Переполняла благодарность за причастность к настоящему чуду, свидетелями которого довелось стать в дни юбилейных концертов. Это был не только праздник Тюменского оркестра русских народных инструментов, но и музыки вообще. Своей жизнью и творчеством коллектив и его руководитель лауреат премии «Душа России» Александр Андрюшкин прославляют наше Отечество. Браво, маэстро!