Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Особенности национального Новолетья, или Кто и зачем все это придумал…

Общество, 10:59, 29 декабря 2010, Тодор ВОИНСКИЙ
Слушать новость
Особенности национального Новолетья, или Кто и зачем все это придумал…. .

Иронические и полемические заметки о временах и нравах


Наступает 2011 год. И мало кто из нас задумывается о первопричине летоисчисления, о магии кем-то когда-то придуманных чисел, его обознача-ющих, о том, что на календарях разных народов в одно и то же время цифры показывают совсем разные года и Новый год везде встречают по-своему. Совсем не обязательно 31 декабря.

Кто-то чтит традицию отмечания Старого Нового года 14 января, кто-то предпочитает лунный календарь, но неизменно дата очередного новогодья связана с увеличением светового дня, с солнцем, с солнечным светом… Тюмени в этом смысле повезло: представители полутора сотен национальностей, живущих здесь, демонстрируют все многообразие и колорит праздника.

• В Новый год — как в новый дом


По мнению историков, привычная атрибутика новогодних торжеств берет начало аж в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Двуречье (Вавилонии) и сейчас представляет собой отдельные части некогда единой мозаики. Японцы отбивают в ночь с 31‑го на 1‑е в колокола своих храмов ровно 108 ударов. У человека, считают островитяне, именно столько ярко выраженных пороков. Каждый удар колокола уничтожает один из людских недостатков. Вот так все просто. Запивают новогоднюю радость жители Страны восходящего солнца собственным набором веселящих напитков.

Заедают же так называемыми счастливыми продуктами: морской капустой (к радости), жареными каштанами (к успеху в делах), горохом и бобами (к здоровью), вареной рыбой (к спокойствию и бодрости духа)…

Интересный обычай существует в Германии. Там принято в новогоднюю ночь составлять прогноз погоды на все двенадцать грядущих месяцев. Раскладывают на столе 12 луковиц, у каждой отрезают «хвост», делая на его месте углубление, заполняемое солью. Луковицы, «съевшие» всю соль, означают дождливые месяцы, а те, где соль осталась, – сухие.

• Не прими, Господи, за пьянство…


И конечно, во всех странах и у всех народов принято произносить праздничные тосты и пожелания.

В некоторых случаях главное – произнести речь, после чего достаточно поднять бокал над столом, поднести к губам и слегка отпить. Иногда иные участники застолья следуют правилу обильного возлияния, оправдывая это национальной традицией (не выпьешь – обидишь), настойчивостью тамады и еще бог весть чем, забывая при этом, что лучше быть слегка навеселе, нежели напиться из стремления кому-то угодить.

В этой связи вспоминается забавная «молитва» (а может, тост): «Не прими, Господи, за пьянство – прими за лекарство. Не пьем, Господи, а лечимся. И не по чайной ложке, а по чайному стакану. И не через день, а каждый день. И не пьянства ради, а чтобы не отвыкнуть. Так изыди, нечистая сила, останься, чистый спирт, да не пойди во вред рабу божьему (такому-то). Аминь».

• О добром дедушке и странной внучке


Чего-чего, а самоиронии на Руси всегда хватало. И даже в дохристианскую пору, когда отсчет времени русичи вели от сотворения мира, а главным божеством был бог солнца – Ярила.

Если бы все оставалось по-прежнему, то на дворе был бы 7019‑й год, а начало ему давал бы традиционный языческий солнцеворот («Солнце – на лето, зима – на мороз»). И не исконное ли древнеславянское проглядывает сквозь христианство в этих игрищах ряженых, в Деде Морозе (который, кстати, у предков олицетворял собой отнюдь не добродушного старичка, приносящего подарки и пожелания счастья, здоровья, а скорее властного и сурового повелителя, наводящего на всех страх и желание задобрить его), в Снегурочке (странной внучке, не имеющей родителей, – Дед Мороз-то не был женат)…

Подумать только, еще каких-то тысячу с небольшим лет назад люди, говорившие на славянском наречии, имели совершенно иную традицию. Какую? В чем были суть и смысл ее, а равно – суть и смысл народа, ее чтившего? Истинной картины из-за исторических искажений, напластований и вранья, к сожалению, уже не составить. И все останется для нас тайной, волнующей пытливый ум, озаряющей шальной идеей-картинкой из далекого прошлого, но не дающей ключика к ее разгадке...

• Янус-Ярило – близнецы-братья!


Как бы то ни было, очевидно, что дохристианские славяне и кельты, германцы и римляне являлись носителями культурных наработок и предпочтений, обычаев и обрядов, рожденных жизнью их сообществ и перенимаемых друг у друга. Об этом говорится в дошедших из глубин веков преданиях, легендах, сказках, притчах, сагах, песнях, правилах бытоустройства и поведения.

Мы не задумываемся над тем, что продолжаем новогоднюю традицию жителей Месопотамии, когда любой раб, надев маску, мог вообразить себя господином (и эта праздничная вольность ему прощалась) и, наоборот, когда ежегодно начало нового времени сопровождалось веселым разгулом, вседозволенностью, чревоугодием, ритуальными игрищами.

Традицию, перешедшую затем к древним иудеям, римлянам, германцам и славянам.

Привычно, столетие за столетием, используем в обиходе заимствованные названия месяцев года. Между тем латиняне, особо не мудрствуя, дали первому из них, январю, месяцу Нового Солнца, имя бога Януса – того самого двуликого, которого еще называют богом начала и конца времен, богом входа и выхода. Янус обычно изображался с ключами, 365 пальцами – по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами. Януса еще называли «богом богов» и «добрым создателем», существовал

также миф о Янусе как о творце мира.
Итак, еще одна любопытная цепочка: Янус – Ян – Иоанн – Иван. А Иван — он и в России Иван. Не зря аж два Ивановых дня у нас – зимний (как только день чуть-чуть прибавится) и летний, так называемый Иван Купала (во время летнего солнцестояния). Что касается Ярилы, то ему близки более поздние ритуально-мифологические образы Юрия-Егория, открывающие приход весны, и производные от него исконно русские имена Юрий, Егорий.

• А была ли Вифлеемская звездой?


Столь же привычно воспринимаем и историю с летоисчислением от Рождества Христова, нисколько не задумываясь о том, что кто-то более двух тысяч лет назад осмелился посягнуть на ось времен, усомнился в правильности работы ранее запущенного механизма и перевел стрелки на другое время. Мы перевод часов с зимнего режима на летний и обратно воспринимаем как катаклизм. Представьте, что бы случилось, явись сейчас новый Мессия, который начал отсчет с нуля...

Тем не менее история – дама суровая, сослагательного наклонения не терпит. Подсчитано, что событие, называемое рождением новой звезды (Вифлеемской), действительно имело место в астрономической истории. В седьмом году до нашей эры Юпитер и Сатурн, если смотреть со стороны Земли, находились на небосклоне почти в одной точке, взаимно усиливая собственные свечения. Яркость эта, по-видимому, была такой, что не могла остаться незамеченной. После мученической смерти и чудесного воскрешения Иисуса Христа дотошные люди сделали отсчет назад, минусовав 33 земных года Спасителя. Дата рождения его, судя по расчетам, совпадала с моментом яркой вспышки на небе.

Все, говорят, не случайно –и числа, и разноязычие, и разное летоисчисление, и множество традиций населяющих Землю народов. И сами божества, которым они поклоняются. Все словно запрограммировано кем-то и заложено в некий суперкомпьютер. Какова цель? К чему идет человечество? Ответ, видимо, знает только этот глобальный (вселенский) мозг. Людям сия великая тайна недоступна.

Рисунок Дмитрия КОРОЛЕВА

Иронические и полемические заметки о временах и нравах


Наступает 2011 год. И мало кто из нас задумывается о первопричине летоисчисления, о магии кем-то когда-то придуманных чисел, его обознача-ющих, о том, что на календарях разных народов в одно и то же время цифры показывают совсем разные года и Новый год везде встречают по-своему. Совсем не обязательно 31 декабря.

Кто-то чтит традицию отмечания Старого Нового года 14 января, кто-то предпочитает лунный календарь, но неизменно дата очередного новогодья связана с увеличением светового дня, с солнцем, с солнечным светом… Тюмени в этом смысле повезло: представители полутора сотен национальностей, живущих здесь, демонстрируют все многообразие и колорит праздника.

• В Новый год — как в новый дом


По мнению историков, привычная атрибутика новогодних торжеств берет начало аж в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Двуречье (Вавилонии) и сейчас представляет собой отдельные части некогда единой мозаики. Японцы отбивают в ночь с 31‑го на 1‑е в колокола своих храмов ровно 108 ударов. У человека, считают островитяне, именно столько ярко выраженных пороков. Каждый удар колокола уничтожает один из людских недостатков. Вот так все просто. Запивают новогоднюю радость жители Страны восходящего солнца собственным набором веселящих напитков.

Заедают же так называемыми счастливыми продуктами: морской капустой (к радости), жареными каштанами (к успеху в делах), горохом и бобами (к здоровью), вареной рыбой (к спокойствию и бодрости духа)…

Интересный обычай существует в Германии. Там принято в новогоднюю ночь составлять прогноз погоды на все двенадцать грядущих месяцев. Раскладывают на столе 12 луковиц, у каждой отрезают «хвост», делая на его месте углубление, заполняемое солью. Луковицы, «съевшие» всю соль, означают дождливые месяцы, а те, где соль осталась, – сухие.

• Не прими, Господи, за пьянство…


И конечно, во всех странах и у всех народов принято произносить праздничные тосты и пожелания.

В некоторых случаях главное – произнести речь, после чего достаточно поднять бокал над столом, поднести к губам и слегка отпить. Иногда иные участники застолья следуют правилу обильного возлияния, оправдывая это национальной традицией (не выпьешь – обидишь), настойчивостью тамады и еще бог весть чем, забывая при этом, что лучше быть слегка навеселе, нежели напиться из стремления кому-то угодить.

В этой связи вспоминается забавная «молитва» (а может, тост): «Не прими, Господи, за пьянство – прими за лекарство. Не пьем, Господи, а лечимся. И не по чайной ложке, а по чайному стакану. И не через день, а каждый день. И не пьянства ради, а чтобы не отвыкнуть. Так изыди, нечистая сила, останься, чистый спирт, да не пойди во вред рабу божьему (такому-то). Аминь».

• О добром дедушке и странной внучке


Чего-чего, а самоиронии на Руси всегда хватало. И даже в дохристианскую пору, когда отсчет времени русичи вели от сотворения мира, а главным божеством был бог солнца – Ярила.

Если бы все оставалось по-прежнему, то на дворе был бы 7019‑й год, а начало ему давал бы традиционный языческий солнцеворот («Солнце – на лето, зима – на мороз»). И не исконное ли древнеславянское проглядывает сквозь христианство в этих игрищах ряженых, в Деде Морозе (который, кстати, у предков олицетворял собой отнюдь не добродушного старичка, приносящего подарки и пожелания счастья, здоровья, а скорее властного и сурового повелителя, наводящего на всех страх и желание задобрить его), в Снегурочке (странной внучке, не имеющей родителей, – Дед Мороз-то не был женат)…

Подумать только, еще каких-то тысячу с небольшим лет назад люди, говорившие на славянском наречии, имели совершенно иную традицию. Какую? В чем были суть и смысл ее, а равно – суть и смысл народа, ее чтившего? Истинной картины из-за исторических искажений, напластований и вранья, к сожалению, уже не составить. И все останется для нас тайной, волнующей пытливый ум, озаряющей шальной идеей-картинкой из далекого прошлого, но не дающей ключика к ее разгадке...

• Янус-Ярило – близнецы-братья!


Как бы то ни было, очевидно, что дохристианские славяне и кельты, германцы и римляне являлись носителями культурных наработок и предпочтений, обычаев и обрядов, рожденных жизнью их сообществ и перенимаемых друг у друга. Об этом говорится в дошедших из глубин веков преданиях, легендах, сказках, притчах, сагах, песнях, правилах бытоустройства и поведения.

Мы не задумываемся над тем, что продолжаем новогоднюю традицию жителей Месопотамии, когда любой раб, надев маску, мог вообразить себя господином (и эта праздничная вольность ему прощалась) и, наоборот, когда ежегодно начало нового времени сопровождалось веселым разгулом, вседозволенностью, чревоугодием, ритуальными игрищами.

Традицию, перешедшую затем к древним иудеям, римлянам, германцам и славянам.

Привычно, столетие за столетием, используем в обиходе заимствованные названия месяцев года. Между тем латиняне, особо не мудрствуя, дали первому из них, январю, месяцу Нового Солнца, имя бога Януса – того самого двуликого, которого еще называют богом начала и конца времен, богом входа и выхода. Янус обычно изображался с ключами, 365 пальцами – по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами. Януса еще называли «богом богов» и «добрым создателем», существовал

также миф о Янусе как о творце мира.
Итак, еще одна любопытная цепочка: Янус – Ян – Иоанн – Иван. А Иван — он и в России Иван. Не зря аж два Ивановых дня у нас – зимний (как только день чуть-чуть прибавится) и летний, так называемый Иван Купала (во время летнего солнцестояния). Что касается Ярилы, то ему близки более поздние ритуально-мифологические образы Юрия-Егория, открывающие приход весны, и производные от него исконно русские имена Юрий, Егорий.

• А была ли Вифлеемская звездой?


Столь же привычно воспринимаем и историю с летоисчислением от Рождества Христова, нисколько не задумываясь о том, что кто-то более двух тысяч лет назад осмелился посягнуть на ось времен, усомнился в правильности работы ранее запущенного механизма и перевел стрелки на другое время. Мы перевод часов с зимнего режима на летний и обратно воспринимаем как катаклизм. Представьте, что бы случилось, явись сейчас новый Мессия, который начал отсчет с нуля...

Тем не менее история – дама суровая, сослагательного наклонения не терпит. Подсчитано, что событие, называемое рождением новой звезды (Вифлеемской), действительно имело место в астрономической истории. В седьмом году до нашей эры Юпитер и Сатурн, если смотреть со стороны Земли, находились на небосклоне почти в одной точке, взаимно усиливая собственные свечения. Яркость эта, по-видимому, была такой, что не могла остаться незамеченной. После мученической смерти и чудесного воскрешения Иисуса Христа дотошные люди сделали отсчет назад, минусовав 33 земных года Спасителя. Дата рождения его, судя по расчетам, совпадала с моментом яркой вспышки на небе.

Все, говорят, не случайно –и числа, и разноязычие, и разное летоисчисление, и множество традиций населяющих Землю народов. И сами божества, которым они поклоняются. Все словно запрограммировано кем-то и заложено в некий суперкомпьютер. Какова цель? К чему идет человечество? Ответ, видимо, знает только этот глобальный (вселенский) мозг. Людям сия великая тайна недоступна.

Рисунок Дмитрия КОРОЛЕВА



«Я – профессионал»: на участие в олимпиаде заявились 1 423 студента вузов Тюменской области

15 ноября

Тюмень вошла в состав «Лиги марафонов Урала и Сибири»

15 ноября