Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Восславляя доблестное служение Родине

Культура, 09:53, 18 декабря 2010, Ирина МАНУЙЛОВА
Слушать новость
Восславляя доблестное служение Родине. .

В музейном комплексе имени Словцова проходит выставка «Иконы. Сотни лет те же лики славятся». Многим кажется невероятным, что за ликами святых стоят живые люди, наши соотечественники, достойные благодарной памяти и глубокого уважения. Одному из них — святителю Митрофанию Воронежскому — посвящена икона, написанная в конце XIX века в Тюмени.


• Истоки


Необычная судьба Митрофания Воронежского — талантливого церковного и общественного деятеля, просветителя и дипломата — тесно связана с личностью Петра I и многими событиями бурной Петровской эпохи.

Родился он в селе Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии 8 ноября 1623 года в семье потомственного священнослужителя. Поэтому неудивительно, что вся его жизнь оказалась связанной со служением церкви. Удивительно другое. Петр I, как известно, не отличался набожностью, но Митрофания уважал. Реформаторская деятельность царя была ориентирована на Запад, Митрофаний же этого никак не принимал. И все-таки был любим Петром. Нестяжательство и деятельная любовь к Отечеству притягивали Петра к этому человеку.

Его мирское имя Михаил. До 40 лет был приходским священнослужителем, а после смерти жены принял монашеский постриг с именем Митрофаний. Патриарх Иоаким отметил «высокое благочестие» Митрофания и назначил настоятелем знаменитого в то время Макарьево-Унженского монастыря. Эта обитель находилась в особой чести у царской семьи. Ее настоятель по должности участвовал в важных событиях царского семейства, имевших одновременно и государственное значение: Митрофания пригласили в Москву на торжество бракосочетания овдовевшего царя Федора Алексеевича и Марфы Матвеевны Апраксиной.

В связи с расколом церкви царь Федор Алексеевич распорядился умножить число епархий и игумен Митрофаний стал первым епископом на вновь открывшейся Воронежской кафедре, основанной еще князем Александром Невским. С тех пор эти два имени были связаны в восприятии современников.

Митрофаний «не щадя живота своего» трудился над восстановлением древней епископской кафедры, и это ему блестяще удавалось. В проповедях он неустанно восславлял доблестное служение Родине Александра Невского, особые службы отводились в честь воинов — павших и живых. (Примечательно, что по церковному календарю вспоминают об этих двух святых — Митрофании Воронежском и Александре Нев-ском — в один день.)

• Встреча царя и епископа


Вскоре после избрания Митрофания епископом разыгрались судьбоносные для России драматические события: кончина царя Федора Алексеевича, обострившиеся церковные настроения в связи с расколом, стрелецкие бунты… Только что назначенному епископу Воронежскому во время коронации братьев-царевичей — десятилетнего Петра I и шестнадцатилетнего Иоанна V — поручили вручить им знаки царского достоинства и произнести напутственную речь от имени Церкви. Это была первая встреча отрока-царя и почти 60-летнего епископа.

После оказанного высочайшего доверия Митрофаний в столицу не перебрался, остался в Воронеже — развернул храмовое строительство и занялся множеством епархиальных дел. Его дом был громко известен как приют для странников и лечебница для больных.

С 1686 года Россия вела войну с Турцией и Крымским ханством. Крымские походы, возглавлявшиеся фаворитом царевны Софьи Василием Голицыным, окончились плачевно. Петр организовал новую кампанию за взятие крепости Азов, «запиравшей» выход в Азовское и Черное моря. Два штурма не удались. Но турки, имея сильный флот, не позаботились об укреплении Азова со стороны моря, так как знали, что у России нет надежного военного флота.

И вот Петр затеял постройку флотилии для похода на Азов. Многие сочли это безрассудством. Но Митрофаний это «безрассудство» горячо поддержал. Корабельные верфи поставили в Воронеже.

Из доходов архиерейского дома на общую пользу Митрофаний жертвовал на строительство флота все, что мог. Талантливый и дипломатичный проповедник, он напоминал, что Азов — священное для православных место: там некогда прошел с евангельской проповедью один из первых учеников Христа — Андрей Первозванный, святой покровитель России.

Слово пастыря сыграло свою роль. В небывало короткий срок — всего за полтора года — флот построили. В мае 1696 года 2 линейных корабля,  4 брандера и 23 галеры вошли в устье Дона. Азов был взят. После этого Митрофаний Воронежский принял титул епископа Азовского. А Петр учредил первый и высший российский орден — святого апостола Андрея Первозванного. Самого святого впоследствии провозгласили небесным покровителем новой российской столицы — Санкт-Петербурга. Считается, что в честь этой победы и именно по предложению святителя Митрофания Петр утвердил Андреевский флаг — символ русского военного флота.

• «Буди ему вечная память»


Между тем отношения Петра с духовным пастырем были весьма непростыми. Крутой нравом царь порой нешуточно гневался на старца, который старался смягчить западное влияние, столь заметное в петровских реформах.

Митрофаний постоянно и настоятельно приводил царю в пример князя Александра Невского, не ходившего на поклон к Западу, а всячески — и мечом, и дипломатией — отбивавшего от Руси иноземных супостатов. Так или иначе, но Петр сделал князя Невского частью государственной идеологии, поставив новую столицу именно на Неве во главе с Александро-Невской лаврой, куда повелел перенести святые мощи князя из Владимира. Там, в Троицком соборе, они и пребывают поныне. (Обретены они были нетленными в 1380 году — том самом, когда произошла Куликовская битва, в которой победителем стал другой  русский святой Дмитрий Донской.)

Льстило Петру и то, что подобно Александру, разбившему шведов в 1240 году на Неве, он повторил его ратный подвиг под Полтавой.

Учрежденный Петром орден Андрея Первозванного носил имя святого, чтимого во многих странах, например в Шотландии. Посему царь решил укрепить почитание чисто русского святого — благоверного великого князя Александра Невского — учреждением ордена его имени. Но не успел. И новым орденом стали награждать уже при вдове Петра I — Екатерине I.
Как и орден Андрея Первозванного, орден Александра Невского имел только одну степень. Получали его лишь высокие военные и гражданские чины. За все время существования этой награды удостоилось всего около двух тысяч человек, среди них арап Петра Великого — прадед Пушкина Абрам Ганнибал.

В связи с учреждением первых русских наград у церкви заимствовали замечательный обычай. Ордена — это не только награды, но и организации наподобие рыцарских. Каждый российский орден имел свою церковь. Кавалеры ордена Александра Нев-ского тоже имели свой храм (как некогда тамплиеры) — Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где покоились мощи святого. Каждый кавалер вносил в орденскую кассу немалую сумму денег. Так создавался капитал, жертвуемый на содержание опекаемых орденом богоугодных
заведений — приютов, инвалидных домов, больниц, школ, — как это было устроено в доме Митрофания Воронежского, привечавшего нуждавшихся в помощи и жертвовавшего деньги на благое для Отечества дело — создание российского флота.

Скончался святитель Митрофаний 23 ноября 1703 года «в возрасте 80 лет с полумесяцем». Для Петра этот год был знаменательным: он заложил на Неве крепость Санкт-Петербург, триумфально отпраздновал в Москве освобождение от шведов древних русских городов Ям и Копорье, а осенью собирался наведаться в Воронеж – проверить, как продолжается строительство флота для дальнейших баталий на юге. И узнал, что Митрофаний при смерти. Спешно пустился в дорогу — успеть проститься.

Успел. Был с ним до последнего вздоха. Сам закрыл глаза. Поцеловал руку. Нес гроб до самой усыпальницы. На прощание сказал: «Не осталось у меня такого святого старца — буди ему вечная память!»

Фото Александра ТАРАСОВА и из архива музейного комплекса имени Словцова

В музейном комплексе имени Словцова проходит выставка «Иконы. Сотни лет те же лики славятся». Многим кажется невероятным, что за ликами святых стоят живые люди, наши соотечественники, достойные благодарной памяти и глубокого уважения. Одному из них — святителю Митрофанию Воронежскому — посвящена икона, написанная в конце XIX века в Тюмени.


• Истоки


Необычная судьба Митрофания Воронежского — талантливого церковного и общественного деятеля, просветителя и дипломата — тесно связана с личностью Петра I и многими событиями бурной Петровской эпохи.

Родился он в селе Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии 8 ноября 1623 года в семье потомственного священнослужителя. Поэтому неудивительно, что вся его жизнь оказалась связанной со служением церкви. Удивительно другое. Петр I, как известно, не отличался набожностью, но Митрофания уважал. Реформаторская деятельность царя была ориентирована на Запад, Митрофаний же этого никак не принимал. И все-таки был любим Петром. Нестяжательство и деятельная любовь к Отечеству притягивали Петра к этому человеку.

Его мирское имя Михаил. До 40 лет был приходским священнослужителем, а после смерти жены принял монашеский постриг с именем Митрофаний. Патриарх Иоаким отметил «высокое благочестие» Митрофания и назначил настоятелем знаменитого в то время Макарьево-Унженского монастыря. Эта обитель находилась в особой чести у царской семьи. Ее настоятель по должности участвовал в важных событиях царского семейства, имевших одновременно и государственное значение: Митрофания пригласили в Москву на торжество бракосочетания овдовевшего царя Федора Алексеевича и Марфы Матвеевны Апраксиной.

В связи с расколом церкви царь Федор Алексеевич распорядился умножить число епархий и игумен Митрофаний стал первым епископом на вновь открывшейся Воронежской кафедре, основанной еще князем Александром Невским. С тех пор эти два имени были связаны в восприятии современников.

Митрофаний «не щадя живота своего» трудился над восстановлением древней епископской кафедры, и это ему блестяще удавалось. В проповедях он неустанно восславлял доблестное служение Родине Александра Невского, особые службы отводились в честь воинов — павших и живых. (Примечательно, что по церковному календарю вспоминают об этих двух святых — Митрофании Воронежском и Александре Нев-ском — в один день.)

• Встреча царя и епископа


Вскоре после избрания Митрофания епископом разыгрались судьбоносные для России драматические события: кончина царя Федора Алексеевича, обострившиеся церковные настроения в связи с расколом, стрелецкие бунты… Только что назначенному епископу Воронежскому во время коронации братьев-царевичей — десятилетнего Петра I и шестнадцатилетнего Иоанна V — поручили вручить им знаки царского достоинства и произнести напутственную речь от имени Церкви. Это была первая встреча отрока-царя и почти 60-летнего епископа.

После оказанного высочайшего доверия Митрофаний в столицу не перебрался, остался в Воронеже — развернул храмовое строительство и занялся множеством епархиальных дел. Его дом был громко известен как приют для странников и лечебница для больных.

С 1686 года Россия вела войну с Турцией и Крымским ханством. Крымские походы, возглавлявшиеся фаворитом царевны Софьи Василием Голицыным, окончились плачевно. Петр организовал новую кампанию за взятие крепости Азов, «запиравшей» выход в Азовское и Черное моря. Два штурма не удались. Но турки, имея сильный флот, не позаботились об укреплении Азова со стороны моря, так как знали, что у России нет надежного военного флота.

И вот Петр затеял постройку флотилии для похода на Азов. Многие сочли это безрассудством. Но Митрофаний это «безрассудство» горячо поддержал. Корабельные верфи поставили в Воронеже.

Из доходов архиерейского дома на общую пользу Митрофаний жертвовал на строительство флота все, что мог. Талантливый и дипломатичный проповедник, он напоминал, что Азов — священное для православных место: там некогда прошел с евангельской проповедью один из первых учеников Христа — Андрей Первозванный, святой покровитель России.

Слово пастыря сыграло свою роль. В небывало короткий срок — всего за полтора года — флот построили. В мае 1696 года 2 линейных корабля,  4 брандера и 23 галеры вошли в устье Дона. Азов был взят. После этого Митрофаний Воронежский принял титул епископа Азовского. А Петр учредил первый и высший российский орден — святого апостола Андрея Первозванного. Самого святого впоследствии провозгласили небесным покровителем новой российской столицы — Санкт-Петербурга. Считается, что в честь этой победы и именно по предложению святителя Митрофания Петр утвердил Андреевский флаг — символ русского военного флота.

• «Буди ему вечная память»


Между тем отношения Петра с духовным пастырем были весьма непростыми. Крутой нравом царь порой нешуточно гневался на старца, который старался смягчить западное влияние, столь заметное в петровских реформах.

Митрофаний постоянно и настоятельно приводил царю в пример князя Александра Невского, не ходившего на поклон к Западу, а всячески — и мечом, и дипломатией — отбивавшего от Руси иноземных супостатов. Так или иначе, но Петр сделал князя Невского частью государственной идеологии, поставив новую столицу именно на Неве во главе с Александро-Невской лаврой, куда повелел перенести святые мощи князя из Владимира. Там, в Троицком соборе, они и пребывают поныне. (Обретены они были нетленными в 1380 году — том самом, когда произошла Куликовская битва, в которой победителем стал другой  русский святой Дмитрий Донской.)

Льстило Петру и то, что подобно Александру, разбившему шведов в 1240 году на Неве, он повторил его ратный подвиг под Полтавой.

Учрежденный Петром орден Андрея Первозванного носил имя святого, чтимого во многих странах, например в Шотландии. Посему царь решил укрепить почитание чисто русского святого — благоверного великого князя Александра Невского — учреждением ордена его имени. Но не успел. И новым орденом стали награждать уже при вдове Петра I — Екатерине I.
Как и орден Андрея Первозванного, орден Александра Невского имел только одну степень. Получали его лишь высокие военные и гражданские чины. За все время существования этой награды удостоилось всего около двух тысяч человек, среди них арап Петра Великого — прадед Пушкина Абрам Ганнибал.

В связи с учреждением первых русских наград у церкви заимствовали замечательный обычай. Ордена — это не только награды, но и организации наподобие рыцарских. Каждый российский орден имел свою церковь. Кавалеры ордена Александра Нев-ского тоже имели свой храм (как некогда тамплиеры) — Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где покоились мощи святого. Каждый кавалер вносил в орденскую кассу немалую сумму денег. Так создавался капитал, жертвуемый на содержание опекаемых орденом богоугодных
заведений — приютов, инвалидных домов, больниц, школ, — как это было устроено в доме Митрофания Воронежского, привечавшего нуждавшихся в помощи и жертвовавшего деньги на благое для Отечества дело — создание российского флота.

Скончался святитель Митрофаний 23 ноября 1703 года «в возрасте 80 лет с полумесяцем». Для Петра этот год был знаменательным: он заложил на Неве крепость Санкт-Петербург, триумфально отпраздновал в Москве освобождение от шведов древних русских городов Ям и Копорье, а осенью собирался наведаться в Воронеж – проверить, как продолжается строительство флота для дальнейших баталий на юге. И узнал, что Митрофаний при смерти. Спешно пустился в дорогу — успеть проститься.

Успел. Был с ним до последнего вздоха. Сам закрыл глаза. Поцеловал руку. Нес гроб до самой усыпальницы. На прощание сказал: «Не осталось у меня такого святого старца — буди ему вечная память!»

Фото Александра ТАРАСОВА и из архива музейного комплекса имени Словцова



В Тюменской области завершились Дни казахской культуры

21 декабря

Обелиск Ермаку и земляной вал в Тобольске отреставрируют в 2025 году

21 декабря