А снег идет, хотя его никто не ждет...
Начальник управления гражданской защиты администрации города Тюмени Александр Савостеев дал оценку сложившейся ситуации с уборкой города от снега и рассказал об организации работ подрядными организациями, отвечающими за содержание улично-дорожной сети.
– В ноябре выпало две месячные нормы осадков, – рассказывает Александр Константинович. – Обильные снегопады в конце месяца привели к тому, что за несколько часов выпало более восьми миллиметров. Согласно данным Тюменского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в ноябре 2010 года выпало 71,1 миллиметра осадков при норме для данного периода 32. Если быть точным, то за последние две недели (конец ноября и начало декабря) выпало полторы нормы. Если говорить о толщине снежного покрова, то она составляет примерно 50–60 сантиметров!
– Одна из причин медленной уборки снега – обильные осадки, порой синоптики называли их «ливневым» снегом. Что еще мешает убрать снег одновременно со всех улиц города?
– Сильно мешают работе техники на улицах стесненные условия работы и плотный поток машин на дорогах. Тюмень занимает четвертое место в России по автомобилизации: количество машин на 1000 жителей составляет 300. Это больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В Тюмени зарегистрировано почти 250 тысяч транспортных средств. Только за последние пять лет количество автомобилей увеличилось на 75 тысяч!
Это свидетельство экономического и социального развития, качественного изменения жизни к лучшему. Но в то же время возникли серьезные проблемы, ведь областной центр не готов к такому резкому увеличению транспортных потоков. Ежедневно по городским магистралям проезжают сотни грузовых машин, доставляющих по нужным адресам тонны грузов. Более тысячи единиц общественного транспорта каждый день выезжает на маршруты.
Второй момент – ширина улиц. Она изначально не закладывалась под такое количество машин. Возьмем улицу Республики, когда-то Царскую: в свое время ее строили с расчетом на то, что по ней будет ездить гужевой транспорт. Прошло более ста лет, а шире улица не стала, ведь вдоль нее стоят дома. Теперь соизмерьте количество транспорта и исторически сложившуюся дорожную инфраструктуру. Представляете, какой поток? И если 5–6 лет назад днем еще можно было на центральные улицы выставить технику, например грейдер, то сейчас вдоль дорог стоят припаркованные машины, все тротуары заставлены ими. Даже ночью интенсивность движения машин большая, и водителям уборочных машин приходится проявлять мастерство, чтобы проехать и расчистить город от снежных завалов.
– Убирать снег во дворах – тоже проблема?
– Там машины стоят и днем и ночью. Многие руководители управляющих компаний и ТСЖ жалуются на то, что водители игнорируют объявления, предупреждающие о предстоящей уборке снега, и все равно оставляют машины во дворе. Это значительно мешает коммунальным службам, особенно когда нужно скинуть снег с козырьков и крыш.
– Какие меры принимает администрация города, чтобы справиться со снежной стихией?
– 26 ноября по предложению комиссии по чрезвычайным ситуациям главой администрации города Тюмени было подписано постановление о введении в городе режима повышенной готовности, что позволило привлечь дополнительную технику для уборки города. В ночь с 6 на 7 декабря на уборку улиц вышло 576 единиц техники. Большинство предприятий города откликнулось на просьбу руководителей управ и выделило технику. Но надо понимать, что она не сгруппирована в одном месте, ведь город большой, более тысячи улиц.
– Это вся техника или можно и из других городов привлечь?
– Пока это максимум того, что можно было сделать. Что касается других городов, то и там снежные заносы, и там активно используют технику.
– Расскажите о технологии уборки города.
– Преимущественно уборка центральных магистралей проходит ночью, когда интенсивность движения машин низкая. Подрядными организациями формируются звенья. Грейдер делает вал, потом погрузчиком снег загружается на самосвалы. В составе звена работает 5–6 самосвалов. Вся работа как в дневное, так и в ночное время производится под контролем специалистов управления автомобильных дорог, департамента по строительству, в каждой управе есть ответственные, которые следят за логистикой и за тем, чтобы техника не простаивала. Если где-то погрузчик не справляется или самосвалов не хватает, перераспределяют технику, чтобы работы велись максимально эффективно.
– Уборка во дворах – чья зона ответственности?
– Преимущественно управляющих компаний, которые занимаются содержанием прилегающей территории. Но в ситуации, когда снегопад практически не прекращается, приходится выстраивать приоритеты и в первую очередь убирать дороги, мобилизовав всю уборочную технику.
Фото предоставлено пресс-службой администрации г. Тюмени