Декабристы и их роль в развитии Сибири
К 185-летию восстания на Сенатской площади
Музейный комплекс декабристов в Ялуторовске можно посещать из любопытства, целенаправленно – с исторической, философской, археологической – с любой точки зрения. Но прежде немного из биографии музея декабристов.
• Дом Муравьева-Апостола
Дом декабриста Матвея Муравьева-Апостола – самое древнее строение в Ялуторовске. Одно время в нем проживал Василий Федорович, князь Сибирский, генерал от инфантерии, кригс-комиссар, сосланный Петром Первым за то, что Преображенский полк явился к разводу в новых мундирах, «сукно которых слишком светло или темно-зеленого цвета». Интересно, что княжеский род Василия Федоровича ведет начало от Кучума, хана Сибирского.
Позже в доме поселился Иван Озолин, который за увлечение идеями народовольцев был сослан из Прибалтики в Кострому, затем в Ялуторовск.
Иван Юрьевич, уездный агроном, и в ссылке продолжил опыты с тригонеллой. Растение богато веществом, которое необходимо для приготовления сыров. Ранее его привозили из-за границы. За новое вещество отечественного производства Озолин отмечен малой золотой медалью в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Перед Великой Отечественной войной по поручению наркомата пищевой промышленности СССР он выращивал тригонеллу возле стен Ялуторовского завода сухого молока.
Опальный ссыльный тесно сошелся с местными краеведами, стал активным членом краеведческого кружка. В декабре 1927 года его можно было видеть на открытии краеведческого музея. Когда музейным экспонатам стало тесно, Иван Юрьевич отдал две комнаты своего дома по улице Революции, 59, став хранителем и директором музея в одном лице.
В 1935 году при ремонте печи он нашел письмо декабриста Матвея Муравьева-Апостола, адресованное «будущим археологам». Под плахой пола оно пролежало в крепко запечатанной сургучом бутылке с 1849 года. После исторической находки дом был
приобретен государством под музей.
• Музейные экспонаты
Письмо декабриста Матвея Муравьева-Апостола и дом, в котором он провел двадцать лет сибирской ссылки, стали главными экспонатами музея. Расположенная рядом с музеем усадьба, в которой жили Озолины, также притягивает интерес краеведов. Бытует легенда, что на ее территории был зарыт клад. Хорошо сохранившийся погреб с кирпичными сводами и затейливым входом только усиливают любопытство. Однако поиски ни к чему не привели. Дом почти весь разрушился, со временем на его месте будет разбита садово-парковая зона, где установят ветроном Якушкина для наблюдения за погодой. Поскольку до сих неизвестно, где находился знаменитый фруктовый сад барона Василия Тизенгаузена, первого ялуторовского садовода, его расположат тут же.
Каким будет новый фруктовый сад, покажет время, а вот девичий виноград, который Павел Белоглазов, директор музейного комплекса, привез из Дагомыса два года назад, где проходил Всероссийский фестиваль СМИ, прижился и радует своей красотой.
• Их дело живет
Самобытность Ялуторовского музейного комплекса декабристов в том, что наряду с классическим составом – мебель, музыкальные инструменты, письма, книги, медальоны, броши и другие личные вещи декабристов – так же есть небольшая коллекция картин, аналогов которым нет.
Среди них портрет семьи Ольги и Николая Басаргиных. Следует отметить, что Ольга Ивановна родная сестра Дмитрия Менделеева, во втором браке была замужем за Николаем Басаргиным.
Именно он пророчески говорил потомкам: «Я уверен, что добрая молва о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило». И действительно, во всех воспоминаниях сибирской интеллигенции, которой любовно помогали расти декабристы, во всех записях воспоминаний старожилов-бурят и сибирских крестьян громко звучит это «сердечное спасибо».
Между прочим, молодой Николай Басаргин по пути в Сибирь с ужасом думал о том, что ему предстоит до конца дней своих прожить в столь «отдаленном и мрачном краю», он уже «не считал себя жильцом этого мира». Но «чем далее мы продвигались в Сибирь, тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими».
Поселившись в Сибири, декабристы, изнуренные крепостным заключением и нравственными испытаниями, «поздоровели и вскоре избавились от всех последствий перенесенных ими страданий». Многие из них отмечают, что «отсутствие всяких телесных недугов имело необходимое влияние на расположение духа. Мы были веселы, легко переносили свое положение и, живя между собою дружно, как члены одного семейства, бодро и спокойно смотрели на ожидавшую нас будущность. Каждый из нас, более или менее, старался заниматься чем-нибудь.
Чего не хватает Сибири? Именно этим вопросом Николай Басаргин, познакомившись с суровым краем, задался. Более ста лет прошло с той поры, а завидная обстоятельность знатока и глубина заинтересованного российского гражданина актуальна и сегодня: «…внутренней хорошей администрации, правильного ограждения собственных и личных прав, строгого и скорого исполнения правосудия как в общественных сделках, так и в нарушении личной безопасности; капиталов, путей сообщения и нравственности жителей, специальных людей по тем отраслям промышленности, которые могут быть с успехом развиты в ней, наконец, достаточного народонаселения». Николай Басаргин стал первым в России человеком, который не только высказался о необходимости для Сибири железной дороги, но и предсказал направление первой сибирской трассы Пермь – Тюмень.
Басаргинская программа развития Сибирского края была исключена из первого дореволюционного издания книги, став общим достоянием лишь в 1917 году, и, несмотря на то, что в ней было выражено немало наивных и несбывшихся надежд, она ценна убедительной критикой современных ему сибирских порядков, тонкими наблюдениями над бытом и общественным устройством сибиряков, толковыми предложениями и мыслями, часть которых не утратила своего значения и по сей день.
• Декабристские вечера
Прошлое тает стремительно. События почти двухсотлетней давности забываются. Однако в истории декабризма еще есть что открывать, узнавать, уточнять, сберегать и защищать, хотя многое безвозвратно утеряно. Так ли это? Однако широта взглядов музейных работников отвергает данное сомнение и позволяет выйти за рамки традиционной структуры провинциального музея. Благодаря этому в Ялуторовском музейном комплексе возникла новая структура, которую личные усилия каждого сотрудника наполнили богатым и ярким содержанием. Это фестиваль «Декабристские вечера». Зародившись на закате советской власти, форум хранит и творчески развивает лучшие традиции российской культуры, ежегодно становясь событием в культурной жизни не только Ялуторовска, но и всего Тюменского региона.
...В колеблющемся пламени свечей, зажигаемых в мемориальном доме Матвея Муравьева-Апостола, можно почувствовать ностальгию по духовному общению, сегодняшнее состояние духовности и грядущее будущее. На салонных вечерах встретить потомков декабристов и узнать от них о ранее неизвестных семейных реликвиях и легендах, а также ра-зучить мазурку, послушать звучание старинного музыкального инструмента – фисгармонии. А еще вспомнить дружную колонию ялуторовских декабристов: Василия Тизенгаузена, Ивана Пущина, Ивана Якушкина, Матвея Муравьева-Апостола, Алексея Черкаева, Андрея Ентальцева, Николая Басаргина.
фото Александра СКОРБЕНКО
------
Программа XXII областного историко-культурного фестиваля «Декабристские вечера»12 декабря (воскресенье)
■ Краеведческий, историко-мемориальный музей
10.00 – экскурсии по экспозициям музейного комплекса
■ Дом природы
11.00 – открытие выставки «По волнам времени. История дома Воробейчиковых», посвященной 10-летию музея «Дом природы»
■ Ялуторовский острог
12.00 – Якушкинские катания
■ концертный зал ДШИ
13.00 – концерт хоровых коллективов музыкального отделения детской школы искусств
■ Дворец культуры
14.00 – спектакль театра «Ангажемент» им. Загоруйко по пьесе Ладо «Очень простая история» (г. Тюмень)
■ Центр национальных культур и ремесел
16.00 – исторический бал для старшеклассников и студентов «Чистейшей прелести чистейший образец» 13 декабря (понедельник)
■ школа имени Декабристов, филиал нефтегазового университета
10.00 – экскурсия по городу для гостей из Москвы. Участники – потомки декабристов и члены московского общества «Наследие декабристов»
14.00 – встреча потомков декабристов с молодежью города
■ танцевальный зал Дворца культуры
15.00 – исторический бал для детей «И блеск, и шум, и говор бала» 14 декабря (вторник)
День памяти декабристов.
Закрытие фестиваля.
■ мемориально-духовный комп-лекс
10.00 – возложение цветов к могилам декабристов
■ краеведческий музей
11.00 – заседание историко-краеведческого клуба с участием потомков декабристов «Наша родословная» 13.00 – «В потомках ваше племя оживет…» Музейные чтения с участием потомков декабристов, членов московского общества «Наследие декабристов», краеведов, учителей истории и обществознания, работников культуры 15.00 – пресс-конференция для журналистов