Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Главное – самостоятельность

Общество, 10:33, 09 декабря 2010, Марина ЗАВАТСКАЯ
Слушать новость
Главное – самостоятельность. .

Итоги родительского труда отследить почти невозможно. Ребенок растет, на фоне новых достижений появляются новые требования и перспективы. Научился ходить – пора учиться танцевать или играть в футбол. Окончил школу – встает вопрос получения профессии, открывается перспектива образования своей семьи…

И все-таки именно окончание школы и выбор дальнейшего пути становится тем рубежом, который являет результат наших усилий по формированию личности ребенка. И самый важный момент – как он проходит этот этап своего пути. Вы по-прежнему ведете его за ручку или даже тащите за шиворот? Он сбрасывает узду надоевшей опеки и диким аллюром несется в самостоятельную жизнь? Или он сознательно делает свой выбор?

Вопросы самостоятельности тесно связаны с вопросами свободы личности, с разумными ее рамками. Во многих западных странах сейчас идет перекос в этом вопросе. С одной стороны, детям позволяется практически все, не дай бог взрослым посягнуть на святую индивидуальность, ограничить чадо в его проявлениях. С другой – законодательно утверждается все больший контроль за детским поведением, не разрешается оставлять детей без присмотра даже дома лет до двенадцати. Представляете, десятилетний ребенок не может поиграть на улице с друзьями без родительского присмотра. Примерьте это на свое детство: «Не лезь туда, не пачкайся, не кричи, не водись с этим…»

Психологами отмечено, что самые сильные, творческие, свободные, незакомплексованные личности вырастают из тех, кто, наряду с учебой, вдоволь набегался на просторе, наигрался в казаки-разбойники и прятки, с детства научился формировать отношения с друзьями и неприятелями.

Да, падали, расшибали носы и коленки. Да, ссорились иногда до слез или до драк. Но коленки заживали, слезы высыхали, вчерашние враги иногда становились лучшими друзьями. И все это — новая почва для личностного развития, обретения внутренней устойчивости. Главное – чтоб был дом с любящими родителями, которые залечат ссадины, посочувствуют горюшку, посоветуют, как справиться с проблемами, ругнут за опоздание, покормят, заставят сделать уроки и… снова отпустят гулять.

Во все времена были разные родители и разные дети. И степень самостоятельности, полезная и необходимая для развития личности, тоже бывает разная. Но однажды на родительском собрании в первом классе тема эта дошла до абсурдного тупика.

Обсуждался вопрос о поездке в оздоровительный лагерь всем классом. Но – не поехали. Потому что многие родители не смогли представить себе жизнь детей вне собственного контроля. Оказалось, что некоторые первоклассники не способны заснуть, если мамы нет рядом.

И квинтэссенцией такого подхода к жизни стал потрясший меня вопрос: «А зачем им эта самостоятельность?»

Но ведь именно она играет важнейшую роль в способности человека выбрать путь  профессионального развития.

И именно отсутствие у родителей привычки предоставлять ребенку возможность действовать самому заставляет их выбирать для него наиболее удобную с их точки зрения дорогу в жизни, а потом сетовать, что, мол, не сложилась почему-то у сына или дочки судьба…

Марина ЗАВАТСКАЯ, г. Тюмень

Итоги родительского труда отследить почти невозможно. Ребенок растет, на фоне новых достижений появляются новые требования и перспективы. Научился ходить – пора учиться танцевать или играть в футбол. Окончил школу – встает вопрос получения профессии, открывается перспектива образования своей семьи…

И все-таки именно окончание школы и выбор дальнейшего пути становится тем рубежом, который являет результат наших усилий по формированию личности ребенка. И самый важный момент – как он проходит этот этап своего пути. Вы по-прежнему ведете его за ручку или даже тащите за шиворот? Он сбрасывает узду надоевшей опеки и диким аллюром несется в самостоятельную жизнь? Или он сознательно делает свой выбор?

Вопросы самостоятельности тесно связаны с вопросами свободы личности, с разумными ее рамками. Во многих западных странах сейчас идет перекос в этом вопросе. С одной стороны, детям позволяется практически все, не дай бог взрослым посягнуть на святую индивидуальность, ограничить чадо в его проявлениях. С другой – законодательно утверждается все больший контроль за детским поведением, не разрешается оставлять детей без присмотра даже дома лет до двенадцати. Представляете, десятилетний ребенок не может поиграть на улице с друзьями без родительского присмотра. Примерьте это на свое детство: «Не лезь туда, не пачкайся, не кричи, не водись с этим…»

Психологами отмечено, что самые сильные, творческие, свободные, незакомплексованные личности вырастают из тех, кто, наряду с учебой, вдоволь набегался на просторе, наигрался в казаки-разбойники и прятки, с детства научился формировать отношения с друзьями и неприятелями.

Да, падали, расшибали носы и коленки. Да, ссорились иногда до слез или до драк. Но коленки заживали, слезы высыхали, вчерашние враги иногда становились лучшими друзьями. И все это — новая почва для личностного развития, обретения внутренней устойчивости. Главное – чтоб был дом с любящими родителями, которые залечат ссадины, посочувствуют горюшку, посоветуют, как справиться с проблемами, ругнут за опоздание, покормят, заставят сделать уроки и… снова отпустят гулять.

Во все времена были разные родители и разные дети. И степень самостоятельности, полезная и необходимая для развития личности, тоже бывает разная. Но однажды на родительском собрании в первом классе тема эта дошла до абсурдного тупика.

Обсуждался вопрос о поездке в оздоровительный лагерь всем классом. Но – не поехали. Потому что многие родители не смогли представить себе жизнь детей вне собственного контроля. Оказалось, что некоторые первоклассники не способны заснуть, если мамы нет рядом.

И квинтэссенцией такого подхода к жизни стал потрясший меня вопрос: «А зачем им эта самостоятельность?»

Но ведь именно она играет важнейшую роль в способности человека выбрать путь  профессионального развития.

И именно отсутствие у родителей привычки предоставлять ребенку возможность действовать самому заставляет их выбирать для него наиболее удобную с их точки зрения дорогу в жизни, а потом сетовать, что, мол, не сложилась почему-то у сына или дочки судьба…

Марина ЗАВАТСКАЯ, г. Тюмень



Тюменец подарил Александру Розенбауму его портрет после концерта

25 ноября

В Тюмени добавили остановки на городских маршрутах №120 и №120к

25 ноября