Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Повышение эффективности бюджетных расходов 

Экономика, 10:47, 08 декабря 2010, Юрий БЕШЕНЦЕВ
Слушать новость
Повышение эффективности бюджетных расходов . .

На современном этапе повышение эффективности бюджетных расходов – тема номер один. Профицитный бюджет надолго ушел в прошлое и, чтобы достичь амбициозных целей модернизации, необходимо задуматься о разумных тратах бюджетных средств.

Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области осуществляет последующий контроль, а это значит, что  в текущем году проверяется бюджет прошлого года.
Одним из направлений финансового контроля является контроль за использованием средств федерального бюджета, поступающих в бюджет субъекта в виде межбюджетных трансфертов, в том числе и на реализацию национальных проектов. По данному направлению в 2010 году проведено 112 проверок, выявлено нарушений в сумме 132,5 млн. руб., что составляет 1,9 процента от проверенных средств, в том числе в использовании средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в сумме 23,8 млн. руб., средств областного и местного бюджетов, выделенных органам местного самоуправления в сумме 13,2 млн. руб., средств государственных внебюджетных фондов в сумме 1,4 млн. руб., в использовании товарно-материальных ценностей, полученных органами исполнительной власти Тюменской области и лечебно-профилактическими учреждениями за счет средств федерального бюджета, в сумме 94,1 млн. руб.

Проверками целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию ПНП «Образование», финансовые нарушения выявлены в 16 учреждениях на сумму 193 млн. руб. Принятыми мерами восстановлены нарушения в сумме 192 млн. руб.

По национальному проекту «Здоровье» нарушения выявлены в использовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в сумме 95 млн. руб. В рамках проверки соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения бюджета Тюменской области проверено использование средств, поступивших в бюджет Тюменской области по 12 видам субвенций и 7 видам субсидий, установлены нарушения в использовании средств субсидий и субвенций, предоставленных Тюменской области из федерального бюджета, в сумме 11,4 млн. руб.

Также установлены нарушения в использовании средств, направленных из областного и местного бюджетов в порядке софинансирования субсидии из федерального бюджета на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе автомобильных дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения), выразившиеся в оплате фактически невыполненных работ за счет средств областного бюджета в сумме 7,9 млн. руб., средств бюджета г. Тюмени в сумме 5,3 млн. руб., работы выполнены в 2010 году.

Выявлены нарушения, совершенные при освоении средств, выделенных в прошлом году на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Проведенные проверки показали, что расходование средств осуществляется с нарушением утвержденных программ. Так, центром занятости населения города Тобольска и Тобольского района неправомерно заключены договоры на сумму 8141,0 тыс.руб. с десятью предприятиями г. Тобольска, которые имели непогашенную задолженность по налогам.

Аналогичные нарушения выявлены при проверке использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Тюменской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. ЗАО «Межрегионгазстрой», признанное несостоятельным (банкротом) и предоставившее недостоверные сведения о финансовом состоянии в адрес уполномоченного органа, неправомерно получило средства государственной поддержки в виде возмещения части затрат на оплату процентов по договорам кредита и части затрат по лизинговым платежам в сумме 4,2 млн. руб.

Территориальным управлением также осуществляется контроль за использованием средств, поступающих на финансирование учреждений, содержащихся за счет федерального бюджета.

По сравнению с предыдущими годами наблюдается рост выявляемых нарушений. Самые большие суммы нарушений в 2010 году выявлены в учреждениях системы МВД, МЧС. Так, в УВД г. Ишима установлены нарушения в сумме 2,7 млн. руб., межрайонном отделе вневедомственной охраны при УВД по г. Тобольску – 25,6 млн. руб., в 23-м отряде ОГПС МЧС России по Тюменской области – 38,4 млн. руб.

Кроме того, растет доля средств, израсходованных вроде бы законно – но неэффективно. В 2007 году неэффективно было использовано 22 млн. руб., таким же оставался показатель в 2008 году, а уже за девять месяцев 2010 года неэффективное использование средств составило 57 млн. руб. Основным нарушением при определении эффективности является факт, когда имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не используется. Так, в ГУ «23-й отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» длительное время не используются транспортные средства стоимостью 2,5 млн. руб.

Значительные нарушения выявлены в учреждениях образования. Так, ревизией, проведенной в Тобольском сельскохозяйственном колледже, установлено, что длительное время не используется часть помещения площадью 236 кв. м в общежитии учреждения стоимостью 1,5 млн. руб. и здание ветеринарной клиники стоимостью 2,0 млн. руб.

В 2010 году в органы прокуратуры передано 87 материалов ревизий (проверок), которыми в адрес руководителей проверенных организаций направлено пять предостережений, восемь представлений. Учреждениями и организациями по результатам рассмотрения представлений и предостережений привлечено к дисциплинарной ответственности четыре должностных лица, одно должностное лицо уволено. Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тюменской области возбуждено два уголовных дела по фактам неправомерного расходования бюджетных средств и использования федерального имущества.

В рамках реализации полномочий по валютному контролю территориальным управлением за девять месяцев 2010 года проведено 366 проверок соблюдения валютного законодательства РФ  и актов органов валютного регулировании. По результатам проведенных проверок возбуждено 386 дел об административных правонарушениях, вынесено 362 постановления о назначении административных наказаний. Предъявлено штрафных санкций на общую сумму 41,9 млн. руб. Взыскано штрафных санкций на 4,5 млн. руб.

В ходе осуществления валютного контроля в последние два года столкнулись с двумя новыми для себя проблемами. Первая – огромный массив информации от банков о возможном нарушении валютного законодательства их клиентами.

При рассмотрении дел  о нарушениях валютного законодательства мы начали информировать нарушителей о тех случаях, когда банк мог бы проконсультировать клиента и предотвратить нарушения, но не сделал этого. Ведь банки получают деньги за обслуживание сделок, однако до недавнего времени клиентов о возможных рисках нарушения валютного законодательства не информировали, при этом дисциплинированно информируя Центробанк. Считаем, что это принципиально неправильная ситуация. Банки должны занимать более активную позицию при проведении внешнеэкономических сделок их клиентами.

Кроме того, есть компании, по нарушениям которых не успеваем принять решения, так как истекает срок давности привлечения к административной ответственности. Таким компаниям направляем информационные письма, где сообщаем, что нарушение нами отмечено и в следующий раз дела именно этой группы будут рассматриваться в приоритетном порядке. Таким образом, реализуется схема отделения добросовестно заблуждающихся от ситуативно риску-ющих и от злонамеренно и системно действующих. Первые должны получить консультации, вторые – информацию о том, что риски велики, а к последним в полной мере должны применяться санкции. В результате этой работы количество нарушений, фиксируемых банками, начало довольно быстро сокращаться.

Вторая проблема – нарастающие объемы бегства капитала с использованием криминальных схем. Ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Анализ нарушений показывает, что совершаются подобные нарушения в основном фирмами, зарегистрированными как предприятия лесоперерабатывающей отрасли, фактически же являющимися фирмами-«однодневками».

Деятельность, осуществляемая такими фирмами, не пресекается на стадии таможенного оформления вывоза товара с территории РФ. Учредителями (генеральными директорами) организации перерегистрируются и продолжают неправомерную деятельность.

Действующее законодательство не позволяет судебным приставам применять меры и взыскивать образовавшуюся задолженность с вновь созданных фирм, а также физических лиц-учредителей.

Так, территориальным управлением в отношении ООО «ЭКС-Гарант» вынесены постановления о назначении административного наказания на сумму более 23 млн. руб.

Для принудительного взыскания штрафных санкций постановления переданы на исполнение судебным приставам, производства по ним прекращены в связи с невозможностью исполнения и отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Целесообразно ужесточение законодательства для того, чтобы бороться с этими схемами. Например, необходимо усилить уголовную ответственность за подделку документов, а также предоставить банкам право в определенных случаях – сомнение в законности проводимых операций и подлинности представленных документов, высокий уровень риска клиента – задерживать исполнение платежных поручений клиентов до выяснения законности и обоснованности проведения валютной операции, сократить срок представления таможенными органами банкам заключений о подлинности грузовой таможенной декларации до одного рабочего дня, ужесточить требования к регистрации юридических лиц.

Юрий БЕШЕНЦЕВ, руководитель управления государственный советник РФ второго класса

На современном этапе повышение эффективности бюджетных расходов – тема номер один. Профицитный бюджет надолго ушел в прошлое и, чтобы достичь амбициозных целей модернизации, необходимо задуматься о разумных тратах бюджетных средств.

Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области осуществляет последующий контроль, а это значит, что  в текущем году проверяется бюджет прошлого года.
Одним из направлений финансового контроля является контроль за использованием средств федерального бюджета, поступающих в бюджет субъекта в виде межбюджетных трансфертов, в том числе и на реализацию национальных проектов. По данному направлению в 2010 году проведено 112 проверок, выявлено нарушений в сумме 132,5 млн. руб., что составляет 1,9 процента от проверенных средств, в том числе в использовании средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в сумме 23,8 млн. руб., средств областного и местного бюджетов, выделенных органам местного самоуправления в сумме 13,2 млн. руб., средств государственных внебюджетных фондов в сумме 1,4 млн. руб., в использовании товарно-материальных ценностей, полученных органами исполнительной власти Тюменской области и лечебно-профилактическими учреждениями за счет средств федерального бюджета, в сумме 94,1 млн. руб.

Проверками целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию ПНП «Образование», финансовые нарушения выявлены в 16 учреждениях на сумму 193 млн. руб. Принятыми мерами восстановлены нарушения в сумме 192 млн. руб.

По национальному проекту «Здоровье» нарушения выявлены в использовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в сумме 95 млн. руб. В рамках проверки соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения бюджета Тюменской области проверено использование средств, поступивших в бюджет Тюменской области по 12 видам субвенций и 7 видам субсидий, установлены нарушения в использовании средств субсидий и субвенций, предоставленных Тюменской области из федерального бюджета, в сумме 11,4 млн. руб.

Также установлены нарушения в использовании средств, направленных из областного и местного бюджетов в порядке софинансирования субсидии из федерального бюджета на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе автомобильных дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения), выразившиеся в оплате фактически невыполненных работ за счет средств областного бюджета в сумме 7,9 млн. руб., средств бюджета г. Тюмени в сумме 5,3 млн. руб., работы выполнены в 2010 году.

Выявлены нарушения, совершенные при освоении средств, выделенных в прошлом году на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Проведенные проверки показали, что расходование средств осуществляется с нарушением утвержденных программ. Так, центром занятости населения города Тобольска и Тобольского района неправомерно заключены договоры на сумму 8141,0 тыс.руб. с десятью предприятиями г. Тобольска, которые имели непогашенную задолженность по налогам.

Аналогичные нарушения выявлены при проверке использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Тюменской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. ЗАО «Межрегионгазстрой», признанное несостоятельным (банкротом) и предоставившее недостоверные сведения о финансовом состоянии в адрес уполномоченного органа, неправомерно получило средства государственной поддержки в виде возмещения части затрат на оплату процентов по договорам кредита и части затрат по лизинговым платежам в сумме 4,2 млн. руб.

Территориальным управлением также осуществляется контроль за использованием средств, поступающих на финансирование учреждений, содержащихся за счет федерального бюджета.

По сравнению с предыдущими годами наблюдается рост выявляемых нарушений. Самые большие суммы нарушений в 2010 году выявлены в учреждениях системы МВД, МЧС. Так, в УВД г. Ишима установлены нарушения в сумме 2,7 млн. руб., межрайонном отделе вневедомственной охраны при УВД по г. Тобольску – 25,6 млн. руб., в 23-м отряде ОГПС МЧС России по Тюменской области – 38,4 млн. руб.

Кроме того, растет доля средств, израсходованных вроде бы законно – но неэффективно. В 2007 году неэффективно было использовано 22 млн. руб., таким же оставался показатель в 2008 году, а уже за девять месяцев 2010 года неэффективное использование средств составило 57 млн. руб. Основным нарушением при определении эффективности является факт, когда имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не используется. Так, в ГУ «23-й отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» длительное время не используются транспортные средства стоимостью 2,5 млн. руб.

Значительные нарушения выявлены в учреждениях образования. Так, ревизией, проведенной в Тобольском сельскохозяйственном колледже, установлено, что длительное время не используется часть помещения площадью 236 кв. м в общежитии учреждения стоимостью 1,5 млн. руб. и здание ветеринарной клиники стоимостью 2,0 млн. руб.

В 2010 году в органы прокуратуры передано 87 материалов ревизий (проверок), которыми в адрес руководителей проверенных организаций направлено пять предостережений, восемь представлений. Учреждениями и организациями по результатам рассмотрения представлений и предостережений привлечено к дисциплинарной ответственности четыре должностных лица, одно должностное лицо уволено. Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тюменской области возбуждено два уголовных дела по фактам неправомерного расходования бюджетных средств и использования федерального имущества.

В рамках реализации полномочий по валютному контролю территориальным управлением за девять месяцев 2010 года проведено 366 проверок соблюдения валютного законодательства РФ  и актов органов валютного регулировании. По результатам проведенных проверок возбуждено 386 дел об административных правонарушениях, вынесено 362 постановления о назначении административных наказаний. Предъявлено штрафных санкций на общую сумму 41,9 млн. руб. Взыскано штрафных санкций на 4,5 млн. руб.

В ходе осуществления валютного контроля в последние два года столкнулись с двумя новыми для себя проблемами. Первая – огромный массив информации от банков о возможном нарушении валютного законодательства их клиентами.

При рассмотрении дел  о нарушениях валютного законодательства мы начали информировать нарушителей о тех случаях, когда банк мог бы проконсультировать клиента и предотвратить нарушения, но не сделал этого. Ведь банки получают деньги за обслуживание сделок, однако до недавнего времени клиентов о возможных рисках нарушения валютного законодательства не информировали, при этом дисциплинированно информируя Центробанк. Считаем, что это принципиально неправильная ситуация. Банки должны занимать более активную позицию при проведении внешнеэкономических сделок их клиентами.

Кроме того, есть компании, по нарушениям которых не успеваем принять решения, так как истекает срок давности привлечения к административной ответственности. Таким компаниям направляем информационные письма, где сообщаем, что нарушение нами отмечено и в следующий раз дела именно этой группы будут рассматриваться в приоритетном порядке. Таким образом, реализуется схема отделения добросовестно заблуждающихся от ситуативно риску-ющих и от злонамеренно и системно действующих. Первые должны получить консультации, вторые – информацию о том, что риски велики, а к последним в полной мере должны применяться санкции. В результате этой работы количество нарушений, фиксируемых банками, начало довольно быстро сокращаться.

Вторая проблема – нарастающие объемы бегства капитала с использованием криминальных схем. Ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Анализ нарушений показывает, что совершаются подобные нарушения в основном фирмами, зарегистрированными как предприятия лесоперерабатывающей отрасли, фактически же являющимися фирмами-«однодневками».

Деятельность, осуществляемая такими фирмами, не пресекается на стадии таможенного оформления вывоза товара с территории РФ. Учредителями (генеральными директорами) организации перерегистрируются и продолжают неправомерную деятельность.

Действующее законодательство не позволяет судебным приставам применять меры и взыскивать образовавшуюся задолженность с вновь созданных фирм, а также физических лиц-учредителей.

Так, территориальным управлением в отношении ООО «ЭКС-Гарант» вынесены постановления о назначении административного наказания на сумму более 23 млн. руб.

Для принудительного взыскания штрафных санкций постановления переданы на исполнение судебным приставам, производства по ним прекращены в связи с невозможностью исполнения и отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Целесообразно ужесточение законодательства для того, чтобы бороться с этими схемами. Например, необходимо усилить уголовную ответственность за подделку документов, а также предоставить банкам право в определенных случаях – сомнение в законности проводимых операций и подлинности представленных документов, высокий уровень риска клиента – задерживать исполнение платежных поручений клиентов до выяснения законности и обоснованности проведения валютной операции, сократить срок представления таможенными органами банкам заключений о подлинности грузовой таможенной декларации до одного рабочего дня, ужесточить требования к регистрации юридических лиц.

Юрий БЕШЕНЦЕВ, руководитель управления государственный советник РФ второго класса



Силовики в усиленном режиме патрулируют участок трассы Тюмень – Ханты-Мансийск

28 марта

В реестре инвестпроектов Тюменской области появилось 40 новых бизнес-идей

28 марта