Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Видеть мир другими глазами

Слушать новость
Видеть мир другими глазами. .

Мир детей, слепых от рождения, и детей, потерявших зрение со временем, различен. Они видят разные сны, по-разному действуют в быту, по-разному ощущают красоту. И хотя в медицинской карте у ребят стоит запись об инвалидности, далеко не все воспринимают отсутствие зрения как трагедию. Незрячие «видят» руками и просто удивительно, какие  выразительные и творческие бывают эти руки…

• Воспитать волю к победе


Несмотря на солидный возраст, корпус Ялуторовской коррекционной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей выглядит ухоженно. Здесь в каждой детали убранства чувствуется заботливая рука преподавателей и их воспитанников. Это единственная в Тюменской области школа-интернат для детей, имеющих проблемы со зрением.

Ялуторовское коррекционное заведение было организовано 65 лет назад – 5 сентября 1945 года – первой осенью после празднования Победы в Великой Отечественной войне. На вечере встречи со всей Тюменской области и других регионов России собрались 74 выпускника с педагогами.

Сейчас здесь обучается 73 ученика: из них 15 ялуторовчан, 17 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальные ребята со всей Тюменской области.
По словам директора школы Елены Тоцкой, основная цель преподавателей – максимально адаптировать ребятишек с проблемами зрения к жизни в обществе с помощью освоения нужных профессий и воспитания волевой позиции.

В Ялуторовскую школу-интернат принимают незрячих и слабовидящих детей по направлению департамента образования и науки Тюменской области на основании заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии, направления врача-окулиста областного офтальмологического диспансера и, конечно же, согласия родителей. Ребят из близлежащих районов родители имеют возможность забирать домой на выходные, остальных – только на каникулы. «Конечно, мамы, впервые отдавая ребенка в коррекционную школу, сильно переживают, плачут, но мы стараемся утешить: ведь связь с  сыном или дочкой не нарушается — можно ежедневно звонить и общаться с воспитателями. Будьте уверены: все, что происходит с ребенком, вам расскажут», – объясняет Елена Владимировна.

• Прирожденные оптимисты


Конечно, соглашаются педагоги, больше всех скучают по родителям первоклассники. Они стараются больше общаться с воспитателями. Хотя, глядя на ученика первого класса Максима Краснова, весело скачущего на переменке по спортзалу, не скажешь, что он всего-то две недели назад покинул стены родительского дома в Тюмени. Мама первоклассницы Наташи Шегуловой специально переехала из Упоровского района в Ялуторовск, чтобы дочка смогла посещать коррекционную школу. Сейчас Наташа только начинает изучать алфавит и цифры рельефно-точечным шрифтом по Брайлю. Буквы в азбуке для слепых и слабовидящих ребятишек представляют из себя не что иное, как выдавленные в твердом бумажном листе выпуклые точки.

По словам педагога-воспитателя, программа обучения чтению и счету незрячих ребят сложная. Темп усвоения учебного материала немного медленнее, чем  в обычной школе, признают педагоги. Зато когда ребята начинают читать самостоятельно, от книг не оторвешь. Восьмиклассник Рома Гарманов ловко отстукивает клавишами на печатной машинке по Брайлю. Для  нас это белый листочек, усыпанный точками, для незрячего ребенка — полноценный текст со словами, предложениями и знаками препинания. Как выяснилось, больше всего Роме, как человеку верующему, нравится читать Библию, которая есть у него в издании по Брайлю. «Люблю открывать для себя что-то новое, поэтому проблем с учебой нет, – признается он. – Алгебра и геометрия — самые любимые предметы. Во всем предпочитаю точность».

«Есть занятия поинтереснее, чем тосковать по родителям», – уверен Дима Жуков из Верх-Бешкиля Исетского района, который четвертый год обучается в Ялуторовской школе. По его словам, здесь ему нравится «абсолютно все»: и учиться, и трудиться. Любит географию и природоведение, а с уроков труда так  и вовсе «уходить не хочется». Дима, кстати, занял призовое место на областном конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он мастерски сконструировал катер из дерева под руководством учителя труда Ивана Никифорова.

• Улучшить зрение за компьютером?


В школе проводятся специальные коррекционные занятия — развитие осязания и мелкой моторики, слабовидящие ребята проходят курс охраны зрения и улучшения зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, ритмику, лечебную физкультуру, всем нуждающимся оказывается психологическая помощь. Так, например, в сенсорной комнате проводят занятия в темноте. С помощью панно «Звездное небо» ребята тренируют зрительную память, учатся восприятию окружающего мира через световые эффекты. «Сухой душ» и «сухой бассейн» развивают тактильную чувствительность рук, фитболы со сладкими запахами ванили и шоколада обостряют обоняние, с помощью акриловых зеркал отрабатываются мимика и жесты.

В школе эффективно налажена работа медперсонала. Галина Орлова, врач-офтальмолог, использует современную аппаратуру, которая позволяет в полном объеме проводить необходимое лечение зрительной патологии у детей. Оказывается, пребывание за компьютером может принести не только вред ребячьим глазкам, но  и определенную пользу.
Не вся аппаратура, представленная в школе-интернате, есть в наличии даже у областного офтальмологического диспансера. А ведь она позволяет частично улучшить зрение у слабовидящего человека. Для  детей и сотые проценты восстановления зрительных функций очень важны. «Основная наша задача – не допустить прогрессирования заболевания, поддержать тот уровень, который имеется», – добавляет к вышесказанному школьный окулист. По ее словам, дети в школу-интернат попадают, как правило, с врожденной глазной патологией: атрофией зрительного нерва, тотально слепые с отслойкой сетчатки, с врожденной глаукомой, ретинопатией. Причин недуга много, основная из них — наследственная. Кроме того, провоцирующим фактором может послужить заболевание мамы во время беременности различными вирусными инфекциями.

• И спортсмены, и путешественники


Воспитанники школы обеспечены всем, начиная с пятиразового питания и заканчивая бесплатными образовательными и медицинскими услугами. 34 педагога и воспитателя организуют учебную и внеклассную работу.

Ребята кроме учебной деятельности активно участвуют в городских, областных и всероссийских мероприятиях. Воспитанники школы-интерната сотрудничают с молодежными и социальными центрами, с Тюменской областной организацией Всероссийского общества слепых. Кстати, только благодаря финансовой поддержке последнего осуществляются поездки ребятишек на спортивные мероприятия. Учитель физкультуры, тренер Ирина Ушакова с гордостью рассказывает о своих подопечных – легкоатлетах Александре Емельянове, Альберте Закиеве, Александре Решетниковой, Дмитрии Павлове, Александре Артемове...Ребята неоднократные победители и призеры областных и всероссийских соревнований. Спортсмены школы-интерната приехали с четвертой паралимпийской областной спартакиады, завоевав 70 медалей, 33 из которых — за первые места.

Многих интересует вопрос, как незрячий ребенок ориентируется в пространстве. Для этого в школе-интернате проводятся специальные занятия с тифлопедагогом. В том, что все уголки учебного заведения ребятам знакомы, мы убедились, увидев ловко передвигающихся по лестницам воспитанников.

Кстати, некоторые из старшеклассников с письменного согласия родителей самостоятельно путешествуют. Так, Алексей Боровиков из села Ярково Вагайского района объездил уже полрегиона без чьей-либо помощи. «В дороге ориентируюсь по звуковым сигналам, запоминаю маршруты на память», – объясняет Алексей. Кроме туризма и краеведения, Алексей пробует себя в литературном творчестве:

УЧИТЕЛЬ


Множество профессий есть:
Кондуктор и водитель.
Но главная одна из всех
Профессия — учитель!
Он каждый год приходит в класс,
С утра до самой ночи
Несет тепло и доброту,
Людьми нас сделать хочет.
А сколько знаний даст он нам
Из областей науки,
Работает и по ночам
Не покладая руки.
Бывает, что ученики
Ленивы на ученье,
Учитель скажет:
«Жаль, что вы теряете мгновенья».
Учитель строг, но он всегда
Поддержит и научит
И даже, если выйдет «два»,
Для нас он самый лучший.
Научит, как читать, писать
И многому другому,
Всему, что хочется узнать,
Как в школе, так  и дома.
Люби учителей всегда,
Они помогут в жизни,
Профессия у них важна –
Учить детей, как жить и мыслить.

• Для общения нет преград


Отсутствие или нарушение зрения — не причина быть человеком заурядным, считают педагоги школы, да  и сами воспитанники. Персональные передвижные выставки юной художницы Ксении Гындышевой из Березовского района ХМАО это подтверждают. Двенадцатиклассница Ксюша неоднократно побеждала на городских и областных конкурсах рисунков. Белоснежные храмы, русские девицы-красавицы, тонкие березки говорят о ее приверженности национальному русскому стилю.

Общение с миром активно осуществляется через компьютер. Воспитанники школы в сети Интернет заводят друзей из других городов, с удовольствием записывают музыку для дискотек, проводят творческие вечера. «Единственное, что мешает полноценному приобщению ребят к современным технологиям — у школы нет возможности приобрести специализированную технику для незрячих. В Москве один полностью укомплектованный компьютер с голосовым сопровождением для слепого человека стоит 63 тысячи рублей», – делится наболевшим учитель информатики Георгий Сафонов. Еще одна проб-лема — недостаток книг и учебников для слабовидящих ребятишек. Георгий Петрович старается восполнить отсутствие литературных произведений и дидактических пособий самостоятельно — печатает на принтере, поддерживающем шрифт Брайля.

Инвалид по зрению — это не приговор, считают педагоги школы. Да, ребята не видят многообразия красок и цветов, но замечают то, что недоступно многим. В их восприятии звуки приобретают цвета, а голос — человеческое отражение.

Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ

Мир детей, слепых от рождения, и детей, потерявших зрение со временем, различен. Они видят разные сны, по-разному действуют в быту, по-разному ощущают красоту. И хотя в медицинской карте у ребят стоит запись об инвалидности, далеко не все воспринимают отсутствие зрения как трагедию. Незрячие «видят» руками и просто удивительно, какие  выразительные и творческие бывают эти руки…

• Воспитать волю к победе


Несмотря на солидный возраст, корпус Ялуторовской коррекционной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей выглядит ухоженно. Здесь в каждой детали убранства чувствуется заботливая рука преподавателей и их воспитанников. Это единственная в Тюменской области школа-интернат для детей, имеющих проблемы со зрением.

Ялуторовское коррекционное заведение было организовано 65 лет назад – 5 сентября 1945 года – первой осенью после празднования Победы в Великой Отечественной войне. На вечере встречи со всей Тюменской области и других регионов России собрались 74 выпускника с педагогами.

Сейчас здесь обучается 73 ученика: из них 15 ялуторовчан, 17 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальные ребята со всей Тюменской области.
По словам директора школы Елены Тоцкой, основная цель преподавателей – максимально адаптировать ребятишек с проблемами зрения к жизни в обществе с помощью освоения нужных профессий и воспитания волевой позиции.

В Ялуторовскую школу-интернат принимают незрячих и слабовидящих детей по направлению департамента образования и науки Тюменской области на основании заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии, направления врача-окулиста областного офтальмологического диспансера и, конечно же, согласия родителей. Ребят из близлежащих районов родители имеют возможность забирать домой на выходные, остальных – только на каникулы. «Конечно, мамы, впервые отдавая ребенка в коррекционную школу, сильно переживают, плачут, но мы стараемся утешить: ведь связь с  сыном или дочкой не нарушается — можно ежедневно звонить и общаться с воспитателями. Будьте уверены: все, что происходит с ребенком, вам расскажут», – объясняет Елена Владимировна.

• Прирожденные оптимисты


Конечно, соглашаются педагоги, больше всех скучают по родителям первоклассники. Они стараются больше общаться с воспитателями. Хотя, глядя на ученика первого класса Максима Краснова, весело скачущего на переменке по спортзалу, не скажешь, что он всего-то две недели назад покинул стены родительского дома в Тюмени. Мама первоклассницы Наташи Шегуловой специально переехала из Упоровского района в Ялуторовск, чтобы дочка смогла посещать коррекционную школу. Сейчас Наташа только начинает изучать алфавит и цифры рельефно-точечным шрифтом по Брайлю. Буквы в азбуке для слепых и слабовидящих ребятишек представляют из себя не что иное, как выдавленные в твердом бумажном листе выпуклые точки.

По словам педагога-воспитателя, программа обучения чтению и счету незрячих ребят сложная. Темп усвоения учебного материала немного медленнее, чем  в обычной школе, признают педагоги. Зато когда ребята начинают читать самостоятельно, от книг не оторвешь. Восьмиклассник Рома Гарманов ловко отстукивает клавишами на печатной машинке по Брайлю. Для  нас это белый листочек, усыпанный точками, для незрячего ребенка — полноценный текст со словами, предложениями и знаками препинания. Как выяснилось, больше всего Роме, как человеку верующему, нравится читать Библию, которая есть у него в издании по Брайлю. «Люблю открывать для себя что-то новое, поэтому проблем с учебой нет, – признается он. – Алгебра и геометрия — самые любимые предметы. Во всем предпочитаю точность».

«Есть занятия поинтереснее, чем тосковать по родителям», – уверен Дима Жуков из Верх-Бешкиля Исетского района, который четвертый год обучается в Ялуторовской школе. По его словам, здесь ему нравится «абсолютно все»: и учиться, и трудиться. Любит географию и природоведение, а с уроков труда так  и вовсе «уходить не хочется». Дима, кстати, занял призовое место на областном конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он мастерски сконструировал катер из дерева под руководством учителя труда Ивана Никифорова.

• Улучшить зрение за компьютером?


В школе проводятся специальные коррекционные занятия — развитие осязания и мелкой моторики, слабовидящие ребята проходят курс охраны зрения и улучшения зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, ритмику, лечебную физкультуру, всем нуждающимся оказывается психологическая помощь. Так, например, в сенсорной комнате проводят занятия в темноте. С помощью панно «Звездное небо» ребята тренируют зрительную память, учатся восприятию окружающего мира через световые эффекты. «Сухой душ» и «сухой бассейн» развивают тактильную чувствительность рук, фитболы со сладкими запахами ванили и шоколада обостряют обоняние, с помощью акриловых зеркал отрабатываются мимика и жесты.

В школе эффективно налажена работа медперсонала. Галина Орлова, врач-офтальмолог, использует современную аппаратуру, которая позволяет в полном объеме проводить необходимое лечение зрительной патологии у детей. Оказывается, пребывание за компьютером может принести не только вред ребячьим глазкам, но  и определенную пользу.
Не вся аппаратура, представленная в школе-интернате, есть в наличии даже у областного офтальмологического диспансера. А ведь она позволяет частично улучшить зрение у слабовидящего человека. Для  детей и сотые проценты восстановления зрительных функций очень важны. «Основная наша задача – не допустить прогрессирования заболевания, поддержать тот уровень, который имеется», – добавляет к вышесказанному школьный окулист. По ее словам, дети в школу-интернат попадают, как правило, с врожденной глазной патологией: атрофией зрительного нерва, тотально слепые с отслойкой сетчатки, с врожденной глаукомой, ретинопатией. Причин недуга много, основная из них — наследственная. Кроме того, провоцирующим фактором может послужить заболевание мамы во время беременности различными вирусными инфекциями.

• И спортсмены, и путешественники


Воспитанники школы обеспечены всем, начиная с пятиразового питания и заканчивая бесплатными образовательными и медицинскими услугами. 34 педагога и воспитателя организуют учебную и внеклассную работу.

Ребята кроме учебной деятельности активно участвуют в городских, областных и всероссийских мероприятиях. Воспитанники школы-интерната сотрудничают с молодежными и социальными центрами, с Тюменской областной организацией Всероссийского общества слепых. Кстати, только благодаря финансовой поддержке последнего осуществляются поездки ребятишек на спортивные мероприятия. Учитель физкультуры, тренер Ирина Ушакова с гордостью рассказывает о своих подопечных – легкоатлетах Александре Емельянове, Альберте Закиеве, Александре Решетниковой, Дмитрии Павлове, Александре Артемове...Ребята неоднократные победители и призеры областных и всероссийских соревнований. Спортсмены школы-интерната приехали с четвертой паралимпийской областной спартакиады, завоевав 70 медалей, 33 из которых — за первые места.

Многих интересует вопрос, как незрячий ребенок ориентируется в пространстве. Для этого в школе-интернате проводятся специальные занятия с тифлопедагогом. В том, что все уголки учебного заведения ребятам знакомы, мы убедились, увидев ловко передвигающихся по лестницам воспитанников.

Кстати, некоторые из старшеклассников с письменного согласия родителей самостоятельно путешествуют. Так, Алексей Боровиков из села Ярково Вагайского района объездил уже полрегиона без чьей-либо помощи. «В дороге ориентируюсь по звуковым сигналам, запоминаю маршруты на память», – объясняет Алексей. Кроме туризма и краеведения, Алексей пробует себя в литературном творчестве:

УЧИТЕЛЬ


Множество профессий есть:
Кондуктор и водитель.
Но главная одна из всех
Профессия — учитель!
Он каждый год приходит в класс,
С утра до самой ночи
Несет тепло и доброту,
Людьми нас сделать хочет.
А сколько знаний даст он нам
Из областей науки,
Работает и по ночам
Не покладая руки.
Бывает, что ученики
Ленивы на ученье,
Учитель скажет:
«Жаль, что вы теряете мгновенья».
Учитель строг, но он всегда
Поддержит и научит
И даже, если выйдет «два»,
Для нас он самый лучший.
Научит, как читать, писать
И многому другому,
Всему, что хочется узнать,
Как в школе, так  и дома.
Люби учителей всегда,
Они помогут в жизни,
Профессия у них важна –
Учить детей, как жить и мыслить.

• Для общения нет преград


Отсутствие или нарушение зрения — не причина быть человеком заурядным, считают педагоги школы, да  и сами воспитанники. Персональные передвижные выставки юной художницы Ксении Гындышевой из Березовского района ХМАО это подтверждают. Двенадцатиклассница Ксюша неоднократно побеждала на городских и областных конкурсах рисунков. Белоснежные храмы, русские девицы-красавицы, тонкие березки говорят о ее приверженности национальному русскому стилю.

Общение с миром активно осуществляется через компьютер. Воспитанники школы в сети Интернет заводят друзей из других городов, с удовольствием записывают музыку для дискотек, проводят творческие вечера. «Единственное, что мешает полноценному приобщению ребят к современным технологиям — у школы нет возможности приобрести специализированную технику для незрячих. В Москве один полностью укомплектованный компьютер с голосовым сопровождением для слепого человека стоит 63 тысячи рублей», – делится наболевшим учитель информатики Георгий Сафонов. Еще одна проб-лема — недостаток книг и учебников для слабовидящих ребятишек. Георгий Петрович старается восполнить отсутствие литературных произведений и дидактических пособий самостоятельно — печатает на принтере, поддерживающем шрифт Брайля.

Инвалид по зрению — это не приговор, считают педагоги школы. Да, ребята не видят многообразия красок и цветов, но замечают то, что недоступно многим. В их восприятии звуки приобретают цвета, а голос — человеческое отражение.

Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ



Александр Моор и Владимир Якушев пообщались с жителями Ишима, чьи дома попадают в зону вероятного подтопления

17 апреля

Как районы и города Тюменской области готовятся к паводку: главное

16 апреля