Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Мимо белого яблока луны...

Культура, 09:00, 07 декабря 2010, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Мимо белого яблока луны.... .

Художник Олег Федоров шутит: «Слово интеллигент ныне близко к нецензурщине…» Да-а-а, захламили, замусолили, заслюнявили. Но тот, кого аккуратно из года в год интеллигентом величает отнюдь не десять и не двадцать человек, таков и есть. Причем в самом чистейшем смысле.

С главным художником Тюменского театра кукол мы часто встречаемся на сдачах и премьерах спектаклей, на презентациях творческих выставок. Честно признаюсь, я его… боюсь. Умные мужчины – слабое место. Особенно те, которые вдобавок к критичному уму не выпячивают грудь, не терзают шевелюру, а предпочитают уходить в тень, но когда их из тени вытягивают, изысканно шутят и одаривают килограммами обаяния (в чем, кстати, оно измеряется?).

В начале ноября Сергею Перепелкину исполнилось пятьдесят. Персональная выставка по такому случаю припозднилась. Но все же обрела стены, пол и крышу для законного рождения. Сим местом стал зал Тюменского отделения Союза художников России. На открытие пришли друзья. Друзья Перепелкина – это абсолютно отличные друг от друга «творческие единицы». Всех их в нашем неизбывно скромном интеллигенте привлекают разные таланты, грани, срезы, пристрастия.

Выставка «Визирное многоточие…» – множественность увлечений Перепелкина. С этой позиции его творчество очень удобно исследовать искусствоведам и музейщикам. Он живописец и график, которому интересен футуризм, экспрессионизм, символизм и прочая-прочая… Он театральный художник. Он же и художник книги. Последние два года удивляет друзей и родных литературными экспериментами. Скоро в свет выйдет очередной выпуск журнала Тюменского госуниверситета «Филологический дискурс» с перепелкинскими пародиями на аннотации к спектаклям и записками-воспоминаниями о 1990‑х годах. В какой-то мере он сам искусствовед, критик… И знаете, разноплановость, разножанровость, увлеченность не мешают ему быть цельной личностью, что на презентации экспозиции подчерк-нули председатель Тюменского отделения СХР Александр Новик и искусствовед Татьяна Борко.

«Многоточие…» – это аппетитные, в смысле здорово сделанные, куклы из спектаклей «Соловей» (1998 год) и «Король-олень» (2003 год), фотоколлажи постановок «Приключение Алисы», «Женитьба», «Легенда о Драконе», «Город мастеров», эскизы костюмов для кукольных и живых героев и героинь (утонченные, благородные, я бы даже сказала, изящные персонажи – они точно такие же интеллигенты, как их создатель). «Многоточие» – это гигантские по размерам объекты из дерева и металла, что отсылают к эпосу. Представлен опыт Сергея Перепелкина с шариковой ручкой и бумагой. Прекрасный тандем, из «сотворчества» которых возникла четырехсюжетная работа «Еда. Любовь. Сон. Память» (1992—1995 годы). Это история о том, как две птицы стали чахлыми веничками из перьев, одиноко повисшими на гвоздиках. Зато рядом друг с другом. «И в жизни, и после нее они были едины…»

Люблю все спектакли Перепелкина. Влюбилась в холсты, написанные не столько маслом, сколько иронией, как краской… Красно-зеленая серия «Собачья свадьба», «Шары», «Сакура» вроде бы выполнена в одной плоскости, кажется статичной, но в ней есть движение. Зеленый дракон с выдающимися вперед клыками в «Сакуре» тянется к красно-розовым цветкам. Псины в «Свадьбе» не замерли, а мчатся наперегонки под белым яблоком луны. Игроки в бильярд на картине «Шары» (под стать тем самым шарам) напряжены – азартничают ведь. Снова юмор, ирония.

…Есть геодезический термин, который театр эксплуатирует по полной программе. Визирная точка – крайние зрительские места зала, с которых можно увидеть то, что происходит на сцене. Слово «точка», отдающее безысходностью, Перепелкин заменил на слово «многоточие». Это более перспективно. А что вы увидите с крайнего зрительского места, наблюдая за тем, как Сергей Михалыч ищет себя в чем-то новом?

Фото Валерия БЫЧКОВА

Художник Олег Федоров шутит: «Слово интеллигент ныне близко к нецензурщине…» Да-а-а, захламили, замусолили, заслюнявили. Но тот, кого аккуратно из года в год интеллигентом величает отнюдь не десять и не двадцать человек, таков и есть. Причем в самом чистейшем смысле.

С главным художником Тюменского театра кукол мы часто встречаемся на сдачах и премьерах спектаклей, на презентациях творческих выставок. Честно признаюсь, я его… боюсь. Умные мужчины – слабое место. Особенно те, которые вдобавок к критичному уму не выпячивают грудь, не терзают шевелюру, а предпочитают уходить в тень, но когда их из тени вытягивают, изысканно шутят и одаривают килограммами обаяния (в чем, кстати, оно измеряется?).

В начале ноября Сергею Перепелкину исполнилось пятьдесят. Персональная выставка по такому случаю припозднилась. Но все же обрела стены, пол и крышу для законного рождения. Сим местом стал зал Тюменского отделения Союза художников России. На открытие пришли друзья. Друзья Перепелкина – это абсолютно отличные друг от друга «творческие единицы». Всех их в нашем неизбывно скромном интеллигенте привлекают разные таланты, грани, срезы, пристрастия.

Выставка «Визирное многоточие…» – множественность увлечений Перепелкина. С этой позиции его творчество очень удобно исследовать искусствоведам и музейщикам. Он живописец и график, которому интересен футуризм, экспрессионизм, символизм и прочая-прочая… Он театральный художник. Он же и художник книги. Последние два года удивляет друзей и родных литературными экспериментами. Скоро в свет выйдет очередной выпуск журнала Тюменского госуниверситета «Филологический дискурс» с перепелкинскими пародиями на аннотации к спектаклям и записками-воспоминаниями о 1990‑х годах. В какой-то мере он сам искусствовед, критик… И знаете, разноплановость, разножанровость, увлеченность не мешают ему быть цельной личностью, что на презентации экспозиции подчерк-нули председатель Тюменского отделения СХР Александр Новик и искусствовед Татьяна Борко.

«Многоточие…» – это аппетитные, в смысле здорово сделанные, куклы из спектаклей «Соловей» (1998 год) и «Король-олень» (2003 год), фотоколлажи постановок «Приключение Алисы», «Женитьба», «Легенда о Драконе», «Город мастеров», эскизы костюмов для кукольных и живых героев и героинь (утонченные, благородные, я бы даже сказала, изящные персонажи – они точно такие же интеллигенты, как их создатель). «Многоточие» – это гигантские по размерам объекты из дерева и металла, что отсылают к эпосу. Представлен опыт Сергея Перепелкина с шариковой ручкой и бумагой. Прекрасный тандем, из «сотворчества» которых возникла четырехсюжетная работа «Еда. Любовь. Сон. Память» (1992—1995 годы). Это история о том, как две птицы стали чахлыми веничками из перьев, одиноко повисшими на гвоздиках. Зато рядом друг с другом. «И в жизни, и после нее они были едины…»

Люблю все спектакли Перепелкина. Влюбилась в холсты, написанные не столько маслом, сколько иронией, как краской… Красно-зеленая серия «Собачья свадьба», «Шары», «Сакура» вроде бы выполнена в одной плоскости, кажется статичной, но в ней есть движение. Зеленый дракон с выдающимися вперед клыками в «Сакуре» тянется к красно-розовым цветкам. Псины в «Свадьбе» не замерли, а мчатся наперегонки под белым яблоком луны. Игроки в бильярд на картине «Шары» (под стать тем самым шарам) напряжены – азартничают ведь. Снова юмор, ирония.

…Есть геодезический термин, который театр эксплуатирует по полной программе. Визирная точка – крайние зрительские места зала, с которых можно увидеть то, что происходит на сцене. Слово «точка», отдающее безысходностью, Перепелкин заменил на слово «многоточие». Это более перспективно. А что вы увидите с крайнего зрительского места, наблюдая за тем, как Сергей Михалыч ищет себя в чем-то новом?

Фото Валерия БЫЧКОВА



Северные рельефы: в Тюмени пройдет выставка фактурных картин

23 ноября

Тюменский театр кукол отправляется на Ямал

20 ноября