Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Красная роза — эмблема Сибири!

Общество, 10:53, 03 декабря 2010, Владислав ЗАХАРОВ
Слушать новость
Красная роза — эмблема Сибири!. .

выставка
Чего только нет на гербах регионов и муниципальных образований Сибири: медведи, соболя, осетры и прочая традиционная живность. Безусловно, все они могут претендовать на эмблему обширной российской земли за Уралом. Однако если обратиться к традиционным промыслам, то на роль эмблемы может претендовать алый цветок, который украшает сады южных стран...

------

В Тюменском музее изобразительных искусств в рамках проекта «Галерея традиционных промыслов и ремесел» проходит выставка «Тюменский ковер. Традиции и современность». Здесь каждый посетитель может узнать о том, как наши предки при помощи шерстяных ниток, деревянного кросно и умелых рук создавали не только домашний уют, но  и шедевры традиционного искусства, а также о современных тенденциях ковроткачества в Тюменском регионе.

Сибирский ковер стал российским брендом, о тюменском промысле знают за пределами региона, в Москве и во многих странах мира. Причем наши мастера прославились уже давно. В XVIII и XIX веках путешественники, проезжающие через Тобольскую губернию, с удовольствием покупали яркие и мягкие ковры, которые производили в окрестных селах.

Свое-образной столицей ковроткачества было село Каменка Тюменского района, но крестьянские ковровые центры существовали и в Исетском, Упоровском, Голышмановском, Армизонском и Бердюжском районе. К слову, это традиционное народное творчество сохранилось и до наших дней. На выставке представлены работы мастериц, которые создают подобные шедевры до сих пор.

В позапрошлом веке тюменский ковер увековечил Василий Суриков. На картине «Взятие снежного городка» (1891 год) на санях изображен именно ковер из наших мест. Сам художник в своих мемуарах восторженно отзывался о коврах, которые он купил, путешествуя по Сибири.

Чем же так привлекает тюменский ковер? Ведь искусство ковроткачества развито и в других регионах России, не говоря уже  о традиционных промыслах Азии и Кавказа. Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных крупных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Цветы настолько крупные, что занимают почти всю центральную часть ковра, оставляя для каймы лишь небольшую часть. Чаще всего на коврах изображаются розы, хотя часто присутствуют маки. А на одной из репродукций, представленных на выставке, изображен цветок с экзотическим названием гибискус.

В советские времена в области долгое время действовали две ковровые фабрики — в Тобольске и Ишиме. Но  в 1990-е годы они прекратили свое существование. В 2001 году ишимцы решили восстановить производство, так появилось ООО «Сибирская ковровая фабрика». На выставке представлено множество работ мастериц этого предприятия. Как сообщила директор фабрики Елизавета Кондратьева, в месяц мастера могут изготовить до 80 квадратных метров ковров, 80 процентов труда – это ручная работа.

Сибирская ковровая фабрика в этом году включена в реестр народно-художественных промыслов России. Теперь предприятие будет получать значительную помощь от государства.

Со стороны региональных властей тоже идет существенная поддержка промысла. Вот что сказал председатель комитета по культуре Тюменской области Евгений Негинский:
– Наша главная задача – создать максимум условий для того, чтобы ковровый промысел был эффективным и конкурентоспособным производством. Это яркий пример того, о чем говорил Владимир Якушев в своем Послании Тюменской областной Думе. Губернатор подчеркнул, что необходимо включать энергию и инициативу. Мы подхватили инициативу Сибирской ковровой фабрики и реализовали ее.

Солидарен с ним и заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн:

– Выставка «Тюменский ковер» поднимает глубинный пласт нашей национальной культуры. Нужно сохранить богатое историко-культурное наследие для воспитания подрастающего поколения. Кроме того, это предмет гордости. Глава региона Владимир Якушев, решая серьезные стратегические проблемы, отмечает и поддерживает промысловое направление.

Директор фабрики Елизавета Кондратьева сообщила, что сейчас мастера трудятся над тем, чтобы вернуть столетний долг Парижу! Дело в том, что  в начале XX века тюменские ковры были представлены на Всемирной выставке во французской столице. Парижанам очень понравились красные пушистые розы из Сибири, было получено приглашение провести более масштабную выставку, однако бурные исторические события отодвинули это событие на век...

Фото Валерия БЫЧКОВА

выставка
Чего только нет на гербах регионов и муниципальных образований Сибири: медведи, соболя, осетры и прочая традиционная живность. Безусловно, все они могут претендовать на эмблему обширной российской земли за Уралом. Однако если обратиться к традиционным промыслам, то на роль эмблемы может претендовать алый цветок, который украшает сады южных стран...

------

В Тюменском музее изобразительных искусств в рамках проекта «Галерея традиционных промыслов и ремесел» проходит выставка «Тюменский ковер. Традиции и современность». Здесь каждый посетитель может узнать о том, как наши предки при помощи шерстяных ниток, деревянного кросно и умелых рук создавали не только домашний уют, но  и шедевры традиционного искусства, а также о современных тенденциях ковроткачества в Тюменском регионе.

Сибирский ковер стал российским брендом, о тюменском промысле знают за пределами региона, в Москве и во многих странах мира. Причем наши мастера прославились уже давно. В XVIII и XIX веках путешественники, проезжающие через Тобольскую губернию, с удовольствием покупали яркие и мягкие ковры, которые производили в окрестных селах.

Свое-образной столицей ковроткачества было село Каменка Тюменского района, но крестьянские ковровые центры существовали и в Исетском, Упоровском, Голышмановском, Армизонском и Бердюжском районе. К слову, это традиционное народное творчество сохранилось и до наших дней. На выставке представлены работы мастериц, которые создают подобные шедевры до сих пор.

В позапрошлом веке тюменский ковер увековечил Василий Суриков. На картине «Взятие снежного городка» (1891 год) на санях изображен именно ковер из наших мест. Сам художник в своих мемуарах восторженно отзывался о коврах, которые он купил, путешествуя по Сибири.

Чем же так привлекает тюменский ковер? Ведь искусство ковроткачества развито и в других регионах России, не говоря уже  о традиционных промыслах Азии и Кавказа. Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных крупных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Цветы настолько крупные, что занимают почти всю центральную часть ковра, оставляя для каймы лишь небольшую часть. Чаще всего на коврах изображаются розы, хотя часто присутствуют маки. А на одной из репродукций, представленных на выставке, изображен цветок с экзотическим названием гибискус.

В советские времена в области долгое время действовали две ковровые фабрики — в Тобольске и Ишиме. Но  в 1990-е годы они прекратили свое существование. В 2001 году ишимцы решили восстановить производство, так появилось ООО «Сибирская ковровая фабрика». На выставке представлено множество работ мастериц этого предприятия. Как сообщила директор фабрики Елизавета Кондратьева, в месяц мастера могут изготовить до 80 квадратных метров ковров, 80 процентов труда – это ручная работа.

Сибирская ковровая фабрика в этом году включена в реестр народно-художественных промыслов России. Теперь предприятие будет получать значительную помощь от государства.

Со стороны региональных властей тоже идет существенная поддержка промысла. Вот что сказал председатель комитета по культуре Тюменской области Евгений Негинский:
– Наша главная задача – создать максимум условий для того, чтобы ковровый промысел был эффективным и конкурентоспособным производством. Это яркий пример того, о чем говорил Владимир Якушев в своем Послании Тюменской областной Думе. Губернатор подчеркнул, что необходимо включать энергию и инициативу. Мы подхватили инициативу Сибирской ковровой фабрики и реализовали ее.

Солидарен с ним и заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн:

– Выставка «Тюменский ковер» поднимает глубинный пласт нашей национальной культуры. Нужно сохранить богатое историко-культурное наследие для воспитания подрастающего поколения. Кроме того, это предмет гордости. Глава региона Владимир Якушев, решая серьезные стратегические проблемы, отмечает и поддерживает промысловое направление.

Директор фабрики Елизавета Кондратьева сообщила, что сейчас мастера трудятся над тем, чтобы вернуть столетний долг Парижу! Дело в том, что  в начале XX века тюменские ковры были представлены на Всемирной выставке во французской столице. Парижанам очень понравились красные пушистые розы из Сибири, было получено приглашение провести более масштабную выставку, однако бурные исторические события отодвинули это событие на век...

Фото Валерия БЫЧКОВА



В России с 1 апреля начнется весенний призыв на военную службу

29 марта

В Тюмени потеплеет до +17 градусов

29 марта