Край, который пропитан историей
Далее в сюжете: Тюменская улица в Тобольске
Продолжаем цикл публикаций о достопримечательностях Ялуторовска. Особой популярностью у туристов пользуется Ялуторовский острог
Начало темы в № 210 за 16 ноября 2010 года
путешествие
Предложение Павла Белоглазова, директора музейного комплекса Ялуторовска, посетить острог приняла без особой радости. О нем газета «Тюменская область сегодня» не раз писала. Да и, честно говоря, не надеялась на яркие впечатления. После длительной прогулки по «опальной столице декабристов» надеялась здесь просто отдохнуть. Не предполагала тогда, что исключительное зрелище вместе с традиционным гостеприимством специалистов острога навсегда покорит мое сердце.
------
По дороге в острог Павел Калистратович отметил, что его строительство началось с идеи музейщиков: воссоздать исторический центр города – причем изначально задумывалось восстановить лишь Сретенский собор. Пока идея витала в воздухе, ей проникся глава города Владимир Зимнев.
Взялись за работу. Остальное – дело времени и кропотливого труда.
• От созерцания к восторгу
В тот день погода не баловала. Моросил дождь. Поднимаемся на смотровую площадку. С нее открывается великолепный вид. Острог обнесен стоячим тыном из бревен, скрепленных несколькими рядами горизонтальных плах, три башни и встроенная в острожную стену церковь. В заостренном частоколе на уровне глаз проделаны бойницы...
Древнее поселение не только отстроено заново, в нем поселились деревянные «обитатели» – результат работы российских художников. Каждой из скульптур можно любоваться долго, открывая в теплой пластике дерева новые грани художественного образа.
Над крепостным частоколом возвышается древний символ Ярилы-солнца, с внешней стороны ограды виден деревянный цветок – ромашка, приглашающая войти в острог, а изнутри на острожную площадь смотрит лик Солнца.
У входа в острог гостей встречают два привратника — один в доспехах, с мечом и щитом, второй с ружьем.
Глубокие, символичные и многогранные образы, воплотившиеся в теплом дереве, погружают в мир древних поверий, легенд и мифов. Московский скульптор Тагир Субханкулов создал удивительно живую композицию «Русалка и пастух». По народным поверьям, во время «русалий» (когда русалки приходят в мир людей) убийство или изгнание нечисти сулит богатый урожай.
А как острог потрясающе вписывается в городской пейзаж! Он «зовет» двигаться не вслепую, а по стопам саргатов, знакомых с древнеиндийской арийской культурой и населявших Ялуторовскую землю более 350 лет назад, по их вехам.
• Из настоящего в прошлое
Отправной точкой в далекое прошлое, начиная с энеолита, на территории острога является... амбар переселенца. В его подземелье размещена археологическая галерея. Переходя из зала в зал, узнаешь о жизни прямых потомков ариев, стоянки которых повсеместно встречаются в Ялуторовском районе.
Самое исследованное поселение федоровской культуры Черемуховый Куст (возле села Старый Кавдык) относится к медно-каменному и бронзовому векам. Ялуторовчане воссоздали жилище предков: объемную постройку каркасно-столбового типа. Очаг на полу, вытяжное отверстие в потолке. Эффект восприятия усиливает аудиозапись голосов животных, птиц и восковые фигуры людей.
Вот и мне показалось, что вглядываюсь не в жилище предков, а далекое прошлое. Чувствую, ощущаю возле себя шорохи осеннего ветерка, как вздохи-раздумия самого Бога, невидимого, непостижимого, но такого мудрого, который только один знает тайны прошлого и настоящего. И радость моя растет от сознания, что и человеку кое-что доступно, он устремляет мысль свою в бесконечное пространство и ищет, и находит нити тайн. Вот и мне посчастливилось к ним прикоснуться.
Особенно впечатлила реконструкция погребальной ладьи. Это уникальный памятник Западной Сибири. Его обнаружили археологи в могильнике Бузан в конце прошлого века. На дне лодки было найдено шаманское захоронение, более 170 каменных шлифованных подвесок, служивших украшением одежды, и несколько каменных наконечников стрел.
Меня же поразило творение человеческих рук. Размер погребальной ладьи – пять метров! Она состоит из выдолбленного осинового днища, нарощенных бортов и крепежных конструкций из липы.
Следующие три комплекса подземной галереи отражают период существования острога и дают представление об орудиях пыток и оружии того времени, интерьере кабинета управителя Ялуторовского дистрикта.
• Русский хлеб, сувениры и костюм воина
В остроге вся атмосфера насыщена временем его основания и начала развития. Постоянно действующие ремесленные лавки-мастерские, олицетворяющие объекты острога, надолго «прописывают» у себя. Невозможно устоять от приглашения хозяйки усадьбы первопоселенца приготовить хлеб в русской печи, продегустировать блюда национальной кухни. При этом, отведав вкусный пирожок, узнать свое будущее: с капустой – жди денежной прибавки, с клюквой – отменного здоровья, с картошкой – семейного благополучия.
Ремесленные мастерские первоначально привлекают внимание туристов выставками-продажами – сувениров, поделок, ремесленных изделий, изготовленных ялуторовскими художниками и мастерами. Выбирай на любой вкус. Хотя, признаюсь, сделать это нелегко: один сувенир краше другого.
Приглянулся деревянный колокольчик, такого еще нет в моей коллекции.
Возможно, пройдут годы и я буду гордиться им, как ныне земляки гордятся колоколами тюменского колокольного завода Петра Гилева и его сыновей.
Пока выбирала сувенир, отстала от экскурсионной группы. Каково было мое удивление, когда нашла своих за изготовлением изделий декоративно-прикладного творчества. Одни с детским восторгом расписывали… картофелины (и такое можно), другие занялись ткачеством, третьи кузнечным делом.
Что в минуты перевоплощения я и другие гости острога переживали, думаю, пока не осознали до конца. Даже самые прозорливые из нас. Острог – причудливая, неповторимая, необъяснимая встреча эпох.
• Амулет счастья
Малый острог, по всей видимости, просуществовал до 1754 года, хотя и подвергался незначительным переделкам. Его жители несли караульную службу, выращивали хлеб, занимались различными ремеслами.
В те времена в одной крестьянской семье росла прекрасная дочь Береслава. Она славилась не только невиданной красой, но и умением прясть нити, подобные туману, ткани – прозрачные как воздух. А в семье ремесленника жил Горазд, «искусный умелец» в переводе с древнерусского языка. Его рукам было подвластно все.
В один прекрасный день, когда солнце осветило лучами уголки земли, они встретились на цветочной поляне у мельницы.
Именно в эту секунду два пыла-ющих сердца соединились в великой любви. С этого дня поляна стала их любимым местом встречи. Горазд в подарок любимой смастерил амулет из соцветий тысяч капель росы и золотых нитей солнца. Влюбленные беззаботно проводили время, не ведая судьбы, которую назначил им отец Береславы. Он, подчиняясь воле государственного приказчика, сосватал дочь в жены хану Санджару – жестокому властителю каракалпакского войска, в обмен на покой жителей острога. Узнав об этом, мать сжалилась над юной красавицей и поведала ей о тайном сговоре.
Влюбленные решили бежать к духу мельницы. Великий и могущест-венный дух пообещал сохранить их любовь, но взамен потребовал спрятать в острожной башне самую дорогую вещь – волшебный амулет. Не стали они долго ждать и в тот же час исполнили наказ. С тех пор Береславу и Горазда никто не видел. Но только каждую весну на острожной башне вьют гнездо две ласточки.
В наши дни рядом с башней появился «мостик влюбленных», на его ажурной решетке соединяемые узами Гименея пары крепят железные замки – символы прочного союза близких сердец.
Так в остроге причудливо переплетаются, не сплетаясь, судьбы предков и сегодняшних ялуторовчан. Текут времена и столетия. Все проходит, многое забывается.
И только великая Доброта и Любовь по-настоящему бессмертны.
Наши далекие предки оставили нам не только землю, богатую природными ископаемыми, лесами, озерами, но и многочисленные памятники трудолюбивых и талантливых сибиряков. Нам есть чем гордиться.
Фото Александра СКОРБЕНКО
Продолжение следует
Ранее в сюжете