Как «выковать» штучного специалиста?
кадры
Чем привлечь молодого специалиста в аграрную отрасль? Высокой зарплатой, домиком в деревне и возможностью ходить на работу в туфлях, не рискуя утонуть в какой-нибудь местной луже? Безусловно. Однако, как показывает практика, этого мало. Если у человека нет желания работать в сельскохозяйственном производстве, то никакими пряниками его в село не заманишь.
------
Агропромышленный комп-лекс – основной сектор экономики юга Тюменской области. Меры, принятые за последние годы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, помогли сельскому хозяйству сменить обидное определение «черная дыра» на «перспективная отрасль экономики». В районах возводятся современные молочные комплексы и мини-фермы, закупается импортный высокопродуктивный скот. Однако, по данным ежегодного отчета муниципальных образований на 1 января 2010 г., укомплектованность сельскохозяйственных предприятий и организаций кадрами составила 96 процентов. Наиболее востребованы зооветспециалисты, трактористы-машинисты, операторы машинного доения, агрономы, механизаторы, специалисты инженерно-технической службы. Как разрешить наболевший кадровый вопрос – именно этой проблеме было посвящено очередное выездное заседание комитета Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям. Главная кузница кадров для регионального агробизнеса – Тюменская сельскохозяйственная академия. Именно туда отправились парламентарии и представители областного правительства, чтобы воочию увидеть полученные результаты работы и обсудить проблемы.
• Большие открытия в микроформате
Первый пункт поездки – агробиотехнологический центр ТюмГСХА. Новый корпус, красную ленточку при открытии которого перерезал прошлой осенью губернатор Владимир Якушев. Новые лаборатории. Новое оборудование. Так что любознательным студентам есть где развернуться. Например, в лаборатории качества зерна учащиеся по специальностям «Агрономия» и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» имеют возможность овладеть практическими навыками по определению стекловидности, натуры, содержания и качества клейковины.
Чем полезна эта лаборатория для областного АПК? Во-первых, обеспечивается объективный подход к подбору сортов для производства лучшего зерна. Во-вторых, применение экспресс-анализаторов для определения качества приближено к мировым стандартам, а значит, повышает конкурентоспособность продукции. Помимо этого, ведутся исследования о влиянии условий выращивания, послеуборочной обработки и хранения на качество зерна.
В лаборатории сортовой идентификации семян парламентариям продемонстрировали, как при помощи современного оборудования можно четко определить принадлежность партии семян к заявленному сорту. Проведенный на молекулярном уровне анализ не даст сельхозпроизводителям купить «кота в мешке», а позволит избежать ошибок при приобретении семян на территории области и за ее пределами. Кстати, все лаборатории ТюмГСХА сертифицированы и данные биохимического анализа могут быть использованы при арбитражных спорах и разбирательствах. Сегодня лаборатория работает с пшеницей и овсом, на очереди – ячмень.
– Студенты тоже здесь занимаются. Но остаются работать немногие. Лишь те, кто имеет способность к научным исследованиям, – поясняет заведующая лабораторией, доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Галина Тоболова.
Кстати, таких лабораторий в России раз-два и обчелся: всего семь штук, а за Уралом имеющаяся в ТюмГСХА – единственная. Поэтому студентам предоставляется уникальная возможность познакомиться с передовыми технологиями.
• На связи – Омутинка и… Америка
Но студенты набираются опыта не только у микроскопов. Молочная ферма учхоза – еще одно поле деятельности для ребят, где можно на практике научиться работать с животными.
– Садитесь, садитесь, – профессор Анатолий Белобороденко приглашает прибывших гостей в лекционный зал.
Секунда – и в распахнутые двери в идеально чистую аудиторию вводят корову (за соседней стеной – помещения фермы).
– Совмещаем теорию и практику. Так студенты успешно обучаются обращению с животными.
В нашей отрасли сейчас тоже немало проблем. К примеру, коровы, как и люди, страдают гиподинамией, имеют нарушения обменных процессов, – поясняет профессор. – Лечим животных не вредными препаратами, а местными «лекарствами»: минеральной водой, сапропелевой грязью.
В итоге получаем качественную, экологически чистую продукцию.
На учхозе не только постигают азы знаний, но и повышают финансовую стабильность предприятия. Хозяйство рентабельно. Имеется 3,5 тыс. га пашни, 60 процентов которой отдано под зерновые. Урожайность в текущем, сложном году составила 46 ц/га. Помимо этого, в учхозе содержится 650 дойных коров. Полученная нынче продуктивность – свыше 7 тыс. кг. Некоторые рекорд-сменки дают до 13 тыс. кг.
Стать студентом ТюмГСХА теперь можно и не выезжая из родного села. Такая перспектива появилась у жителей Омутинского района, в котором сельхозакадемия внедрила систему дистанционного образования. Действительно, не у каждого жителя сельской местности имеется возможность уехать на учебу в областной центр. И дело не только в больших финансовых затратах. У многих студентов этой категории есть собственное хозяйство, которое на длительный период без присмотра не оставишь. Вот и выходит, что получить дистанционное образование для них выгодно и удобно. Кстати, каждую неделю в ТюмГСХА посредством Интернета проводят онлайн-конференции с университетом из штата Небраска. Зарубежный опыт – в студенческую копилку знаний.
• Пришкольный участок: ростки трудолюбия
Детально познакомившись с материальной базой академии, члены делегации собрались за круглым столом, чтобы обсудить имеющиеся проблемы в подготовке специалистов. Больных вопросов назрело немало.
– Далеко не все выпускники после окончания вуза едут в сельскую местность. Один из запросов – социально-экономическое развитие деревень. Не в каждой есть школа, детсад, учреждения досуга, – подчеркнул заместитель губернатора, директор департамента АПК Тюменской области Владимир Ковин.
– Сегодня сельскому хозяйству нужны кадры нового уровня. Необходима «штучная» подготовка специалистов как для растениеводства, так и животноводства. Если в цепочке «школа – среднее специальное – высшее образование» какое-то звено не работает, то должного результата не получить, – отметил председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской облдумы Юрий Конев.
Кроме того, к труду на земле должна приучать и сельская школа! В этом плане примечателен опыт Омутинского МО. По словам начальника районного отдела образования Галины Осинцевой, в школах имеются приусадебные участки, на которых за последние два года дети вырастили 15,5 тонны моркови, 14,5 тонны свеклы, 137 тонн картофеля, 30 тонн капусты и т.д.
Кстати, за круглым столом высказывались предложения и дошколят вместо песочницы пересадить на грядки. Чтобы упражнялись работать на земле с игрушечным совком и лейкой.
Вырастить дерево – дело хлопотное. Грамотного специалиста – тоже непростое. Процесс обучения начинается с раннего детства, тогда же и прививается любовь к земле. Таких ребят в будущем трудностями не испугаешь. Да и в резиновых сапогах на высокотехнологичном производстве уже не ходят.
Фото Валерия БЫЧКОВА